Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степан Осипович Макаров.






Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации1в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийско­го флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» на­скочила на подводный камень и получила про­боину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересо­вался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество ко­раблей. Вскоре он нашел простой способ задел­ки пробоин с
помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных уст­ройств на кораблях и тем самым стал основопо­ложником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее раз­вил знаменитый кораблестрои­тель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой вой­ны 1877—1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился пе­ревода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному дого­вору, заключенному после Крым­ской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турец­кого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предло­жил использовать быстроход­ные торговые суда как плаву­чие базы для беспалубных мин­ных катеров. Пассажирский па­роход «Великий князь Констан­тин» Макаров превратил в гроз­ное боевое судно. Катера спу­скали на воду и на них шли в мин­ную атаку на неприятельские корабли. Мака­ров применил и новое боевое оружие — торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей про­тивника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и нема­ло способствовали победе России в войне.

Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораб­лей —
миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное вре­мя Макаров решил использовать для иссле­дования течений в Босфоре. От турецких ры­баков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Чер­ное, оно идет навстречу поверхностному тече­нию из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не пока­зывали ни на одной карте. Макаров на шлюп­ке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяже­лым грузом. Это «прямо показало мне, — рас-

1Девиация — отклонение магнитной стрелки су­довых компасов от направления магнитного меридиа­на под влиянием металлических частей корабля.

сказывал он, — что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заста­вить четверку двигаться против течения».

Убедившись в
существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубин­ных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое рас­пространение.

Макаров провел тысячу измерений ско­рости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плот­ностью вод Черного и Мраморного морей. В Чер­ном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается боль­шим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Мака­ров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886—1889 гг. Макаров совершил круго­светное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океаногра­фии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной служ­бы экипаж корвета участвовал в океанографи­ческих исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийско­го моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с
температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70— 100 м с температурой не больше 1, 5° и придон­ный с температурой около 4°.

В Атлантическом и
Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблю­дения и, в
частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения темпе­ратур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Ви­тязь» вернулся через Индийский океан, Крас­ное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализи­ровал судовые журналы всех кругосветных пла­ваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и
плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, рас­крывающие закономерности природных про­цессов Мирового океана в целом. Так, он впер­вые пришел к выводу, что поверхностные тече­ния во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в
южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого — отклоняю­щая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном — влево).

Результаты исследований Макарова соста­вили капитальный труд «Витязь» и Тихий оке­ан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского гео­графического общества.

В 1895—1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пу­ти. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Во­стоком как кратчайшая, а одновременно и безо­пасная, далекая от иностранных владений мор­ская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом построй­ки мощного ледокола для исследования Арк­тики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в ко­тором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плава­ние. Он проник к северу ох Шпицбергена и вы­полнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение

броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», на­скочившего во время снежной бури на камни у о-ва Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. По­пова —
радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен команду­ющим Тихоокеанским флотом, действия которо­го из-за нерешительности бездарных предшест­венников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевы­ми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г.броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в те­чение нескольких минут броненосец стал моги­лой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре поло­жили начало изучению Черного моря. В этом море в
1890—1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обна­ружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследова­ла каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит — ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская науч­но-промысловая экспедиция. Она изучала воз­можности развития рыбных промыслов в Барен­цевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Перво­званный», возглавлял профессор, впоследст­вии почетный академик Николай Ми­хайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Между­народного совета по изучению морей для мор­ских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое иссле­дование Баренцева моря и, в частности, соста­вила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли пла­номерный характер и невиданный ранее размах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.