Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маршрут первого русского кругосветного плавания кораблей «Надежда» и «Нева».






Ново-Архангельск стал административным цент­ром Русской Америки.

Наконец, взяв полный груз шкурок морских бобров и котиков, черно-бурых лисиц и другую пушнину, «Нева» отправилась в обратный путь.

В сотнях миль от Аляски посреди Тихого океана мореплавателей подстерегала страшная опасность. Ночью корабль наскочил на корал­ловый риф у небольшого, не отмеченного ни на одной карте необитаемого острова. Лишь це­ной больших усилий удалось сняться с
мели и предотвратить гибель судна. Так был открыт остров, названный именем Лисянского.

Тяжелому испытанию подверглись моряки у Тайваня, где тайфун едва не потопил повреж­денное судно. Тем радостнее была встреча с «Надеждой», которая уже с неделю ожидала «Неву» в
Кантоне.

«Надежда» после разлуки с «Невой» побывала в Петропавловске-Камчатском, где выгрузила свои товары, а затем в японском порту Нага­саки. Здешние власти недружелюбно встретили наших мореплавателей. В этот период Япония жила замкнуто и не хотела иметь сношений с другими государствами. Более полугода про­стояла «Надежда» в
Нагасаки, но русскому посланнику Резанову не удалось договориться с японским правительством об установлении дипломатических отношений.

Возвращаясь на Камчатку, Крузенштерн описал западные берега Японии, а также неко­торые острова Курильской гряды, где он обнару­жил четыре каменные скалы, у которых «Надеж­да» едва не погибла. Крузенштерн назвал эти скалы «Каменными ловушками».

Пополнив в
Петропавловске запасы воды и провизии, Крузенштерн направился к Саха­лину и
впервые точно положил на карту его восточный берег. При попытке пройти Татар­ским проливом Крузенштерн встретил на пути обширную мель и пришел к неверному заклю­чению, что Сахалин —
полуостров. Эту ошибку исправил спустя почти полвека Г. И. Невель­ской (см. стр. 324).

Продав в Кантоне пушнину и купив чай, шелк, фарфор и другие китайские товары, Крузенштерн и
Лисянский через Индийский и Атлантический океаны направились к бе­регам Родины. Первой 22 июля 1806 г. отдала якорь у Кронштадта «Нева». Ее плавание дли­лось почти три года. Через 16 суток закончи­ла рейс и «Надежда».

Спустя год с
небольшим на Дальний Восток был направлен шлюп «Диана» под командова­нием лейтенанта Василия Михайло­вича Головнина. Это путешествие на­чалось в то время, когда сближение России с Францией обострило отношения между Россией

и Англией. Поэтому Головнин зашел в Порт­смут и запасся специальным пропуском англий­ского правительства. В этом документе гово­рилось, что поскольку «Диана» совершает пла­вание с научной целью, то она в случае войны Англии с Россией не будет задержана.

«Диана» направилась по маршруту «Надеж­ды» и «Невы», но за мысом Горн попала в силь­ную бурю. Две недели моряки боролись со встреч­ным, порой ураганным ветром. Видя, что даль­нейшие попытки выйти на просторы Тихого океана грозят судну гибелью, Головнин повер­нул на восток с целью обогнуть мыс Доброй Надежды и достичь Дальнего Востока через Индийский океан.

У мыса Доброй Надежды «Диана», несмотря на предъявленный пропуск, была задержана английской эскадрой.

Плен «Дианы» продолжался 13 месяцев, и англичане считали, что побег русского судна невозможен. Но Головнин терпеливо выжидал темной бурной ночи, со штормовым ветром, дующим от берега в открытый океан. 16 мая 1809 г. в сумерках Головнин приказал обру­бить якорные канаты и под штормовыми па­русами вышел в бушующее море. Это был очень смелый, искусный и хорошо рассчитанный маневр.

Через три часа «Диана» неслась в океане под всеми парусами.

Опасаясь преследования, Головнин пошел сначала на юг до 40° ю. ш., а затем повернул на восток — в обход Австралии с юга.

После прихода в
сентябре 1809 г. в Петро­павловск-Камчатский Головнин плавал с гру­зами в
Ново-Архангельск и выполнил некото­рые гидрографические работы. В 1811 г. он получил из Петербурга приказ произвести опись Курильских и Шантарских о-вов, а
также берегов «Татарии» (так тогда называли При­морье).

Во время этой описи Головнин с шестью членами экипажа был коварно захвачен япон­цами на о-ве Кунашир. Пленников перевезли на о-в Хоккайдо и в железных клетках возили из города в город, а затем заключили в тюрьму. С большим мужеством и стойкостью моряки перенесли неволю. Из плена их освободили только через два года и три месяца после неод­нократных требований русского правительства и в результате настойчивости помощника Головнина лейтенанта Рикорда. Головнин привел «Диану» от японских берегов в Петропавловск, а отсюда он сухопутным путем вернулся в
Петербург.

О своих путешествиях и приключениях В. М. Головнин написал три книги. Особенным успехом пользовалась книга, рассказывав­шая о пребывании в плену у японцев. Она не­сколько раз переиздавалась и была переведена на иностранные языки. Из этой книги в Европе узнали много ценного о Японии.

Во время последующих русских кругосвет­ных плаваний было сделано немало открытий, особенно в Тихом океане. Так, после плавания в 1815—1818 гг. брига «Рюрик» под командо­ванием лейтенанта Отто Евстафьевича Коцебу увеличилось число известных Маршалловых о-вов и о-вов Туамоту. Экспеди­ция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Мирный» и«Восток» в 1819—1821 гг. во время плавания в южном полушарии обна­ружила самостоятельную группу из 17 остро­вов, получившую название архипелага Россиян.

В 1823 —1826 гг. на шлюпе «Предприятие» Коцебу, ставший уже капитан-лейтенантом, открыл еще несколько островов в группе Мар­шалловых и целый архипелаг, который он назвал именем Беллинсгаузена.

Немало открытий совершил прославленный русский мореплаватель-ученый Федор Пет­рович Литке. Свое знакомство с морем Литке начал в детстве с чтения книг. Особенно его поразило описание трагического плавания голландца В. Баренца к Новой Земле. Маль­чик стал мечтать о раскрытии тайн этой суро­вой земли, которые не смог познать Баренц. Литке не подозревал тогда, что его заветное желание осуществится. Стремление Литке к морю особенно окрепло после того, как его сестра вышла замуж за морского офицера. Часто бывая у нее, он встречал моряков и с увлечением слушал рассказы о кругосветных плаваниях и открытиях островов. Сестра Лит­ке жила в Кронштадте, и мальчик каждое вос­кресенье плавал к ней из Петербурга на каком-нибудь небольшом рейдовом судне. Он охотно помогал матросам ставить паруса и управлять судном. «Сам того не замечая, — рассказывал впоследствии Литке, — я делался помаленьку моряком».

В Отечественную войну 1812 г. Литке

14 лет был принят волонтером1в Гребную бал­тийскую флотилию. Когда ему исполнилось

15 лет, за храбрость в сражении с французами под Данцигом он был произведен в мичманы.

После войны Литке упорно изучает геогра­фию, астрономию, физику, навигацию и мечтает

1Волонтер — лицо, добровольно поступившее на военную службу.

о дальнем «вояже» (путешествии). В 1817 г. он получил назначение на шлюп «Камчатка», на котором В. М. Головнин отправился в новое кру­госветное путешествие. Во время плавания, длившегося более двух лет, Литке прошел насто­ящую морскую школу. Головнин высоко оценил способности молодого офицера и рекомендовал его на пост начальника экспедиции для описи Новой Земли. Бриг «Новая Земля» вышел из Ар­хангельска 15 июля 1821 г. Через несколько






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.