Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федор Петрович Литке.






дней судно достигло Горла Белого моря, где чуть не погибло на мели, которая на официаль­ных картах показана не была, но поморам была хорошо известна. Лишь самоотверженность экипажа, почти сутки героически боровшегося со стихией, предотвратила гибель судна. Банка была нанесена на карту и названа именем Лит­ке. Мореплаватель не без горькой иронии го­ворил, что «если б прозорливые географы имели большую веру к грубым картам наших морехо­дов, то многих несчастий можно было избежать». Литке еще трижды ходил к Новой Земле и написал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824гг.». Эта работа значительно расширила географические и
гидрографические представления об Арктике.

Особенно важным для географии оказалось кругосветное плавание под командованием Лит­ке на шлюпе «Сенявин» в 1826—1829 гг. В Каро­линском архипелаге Литке открыл группу новых островов, которые, как и корабль, стали носить имя прославленного русского флотоводца ад­мирала Сенявина. Литке установил, что в це­лом архипелаг состоит из 46 групп, включаю­щих до 400 островов с населением около 9000 че­ловек. За время плавания Литке проводил изме­рения силы тяжести в ряде пунктов суши се­верного и южного полушарий. Его работы подтвердили, что Земля сплющена у полюсов. Полученная Литке величина сжатия Земли близка к установленной в наши дни. На «Сенявине» вели многочисленные магнитные наблю­дения, которые были использованы для состав­ления первой магнитной карты Тихого океана. Натуралисты экспедиции собрали коллекции зверей и птиц, гербарии, образцы горных пород, утварь и
украшения жителей о-вов Океании и Чукотского п-ова. О своем путе­шествии на «Сенявине» Литке на­писал книгу, которая была пере­ведена на многие языки. Этот труд был удостоен высшей премии Ака­демии наук. Кроме того, капи­тан-лейтенант Литке стал первым среди военных моряков членом-корреспондентом Академии наук. Важными открытиями сопро­вождались и последующие рус­ские кругосветные плавания, по числу которых наша Родина прев­зошла в этот период такие мор­ские державы, как Англия и Фран­ция, вместе взятые. К середине

XIX в. русские совершили около 40 кругосвет­ных и полукругосветных1плаваний. Во время этих плаваний было открыто и нанесено на карту около 100 неизвестных островов Океании,

Но мореплавателям XIX в. приходилось не столько открывать земли; сколько «закрывать» их. Взгляните на карту Тихого океана конца XVIII столетия и вы увидите десятки остро­вов, показанных пунктиром или помеченных вопросом. Эти сомнительные земли нанесли на карты смелые, но не располагавшие точными навигационными приборами моряки XVII — XVIII вв. Такие земли или оказывались не в том месте, где были отмечены на карте, или не существовали вовсе.

Учитывая все эти «закрытия» и открытия новых островов, Крузенштерн в 1815 г. соста­вил «Атлас Южного моря» (так называли Тихий океан). Это руководство для судовождения по­полнялось при переизданиях новыми данными и служило морякам вплоть до XX в.

Очень важной для развития хозяйства и укрепления обороны наших дальневосточных окраин оказалась деятельность Геннадия Ивановича Невельского, команди­ра транспорта «Байкал», доставившего в 1849 г. грузы из Кронштадта в Петропавловск-Камчат­ский. Исследуя Амур, Невельской опроверг утвердившееся мнение о недоступности устья реки для морских судов и доказал, что Сахалин отделен от материка судоходным проливом, на­званным впоследствии его именем. Эти географи­ческие открытия помогли освоению русскими огромных пространств Приморского края и о-ва Сахалин. Одновременно наш Дальний Восток получил защиту от иностранного вторжения.

Русские кругосветные плавания особенно мно­го дали в познании природы Мирового океана. Уже на корабле «Надежда», кроме обычных для того времени измерений температуры поверхностного слоя воды, впервые исследовались с помощью специального термометра температуры воды на глубинах до 400 м. А во время плавания Коцебу на «Рюрике» измеряли температуру океана до глубины почти 2 тыс. м. Однако эти измере­ния не были точны, так как применяемые тер­мометры не имели защитного устройства от дав­ления воды. Поэтому чем больше была глубина, тем сильнее сжимался столбик ртути в термометре и, поднимаясь по шкале, показывал тем­пературу воды выше действительной.

Первые достоверные измерения температуры глубинных Слоев воды были произведены во время второго плавания Коцебу на шлюпе «Предприятие», в котором участвовал русский физик Э. X. Ленц. Они стали возможны бла­годаря изобретенному Ленцем батометру. Этот прибор состоял из цилиндра с теплоизоляцион­ной прокладкой и с герметически закрывающи­мися крышками-днищами. Опущенный на ту или иную глубину на тросе, он набирал воду и приносил ее без примеси вышележащего слоя воды и с той температурой, какая была на глу­бине, где брали пробу. Пользуясь батометром, Ленц и Коцебу установили, что даже в тропиках на больших глубинах температура воды всего около 2—3°.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекра­тились в связи с началом Крымской войны, а затем — продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспеди­ций первой половины XIX в. Своими географи­ческими открытиями прославилась француз­ская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 — 1829 гг. под Командованием Жюля Себа­стьяна Дюмон-Дюрвиля; Во вре­мя этого путешествия были положены на, карту северные берега о-вов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского ко­рабля «Бигль» в 1831 —1836 гг. под командо­ванием Роберта Фиц-Роя. Экспе­диция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и
точ­но описала большую часть Тихоокеанского по­бережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и
сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертив­шую его имя. Учение Дарвина нанесло сокру­шительный удар по религиозным представле­ниям о сотворении мира и неизменности видов растений и
животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается но­вый этап в изучении океана. В это время ста­ли организовывать специальные океанографи­ческие экспедиции. Усовершенствовались тех­ника и способы наблюдений физических, хими­ческих, биологических и других особенностей Мирового океана.

1При полукругосветных плаваниях корабли, до­стигнув Дальнего Востока, либо навсегда оставались там, либо возвращались на Балтику тем же путем, каким пришли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.