Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смерть Суллы. Значение первой гражданской войны.






Сулла пробыл диктатором всего два года. Восстановив олигархию, т.е. господство немногих, в начале 79 г. до н.э. он добровольно сложил с себя диктаторскую власть и удалился на покой — писать “Воспоминания” и пировать с актерами и друзьями. А еще через год Сулла умер от редкой, мучительной болезни, похожей на чесотку; этот недуг был как бы возмездием, посланным ему за пролитую кровь.

Гражданская война между сулланцами и марианцами (88—82 гг. до н.э.) унесла многие жизни и поколебала внутреннюю крепость Римского государства. Армия научилась вмешиваться в гражданские дела. Марий и Сулла показали, что меч сильнее закона и что любые порядки можно устанавливать и разрушать с помощью силы. С этих пор самые честолюбивые и влиятельные политики стали искать опору не в народном собрании, а в войске.

§14. Римские рабы (Спартак)

Через несколько лет после смерти Суллы страх, наведенный его проскрипцией, стал понемногу рассеиваться. Всеобщее трусливое молчание нарушилось: на уличных сходках опять появились смелые народные трибуны, обличавшие дурное правление аристократии; в судах ораторы заговорили о преступлениях бывших друзей диктатора и о злоупотреблениях других знатных господ. Римские граждане опять были готовы перессориться друг с другом, как вдруг небывалое событие заставило их забыть о распрях. В 74 г. до н.э. в Италии разгорелось великое восстание рабов.



Римляне-рабовладельцы. Римская республика была рабовладельческим государством, почти все ее граждане владели рабами. В Италию стекалось великое множество невольников: в рабство обращались пленные, захваченные во время многочисленных войн, торговлю людьми вели пираты, на больших международных невольничьих рынках — самым крупным из них был остров Делос — продавался “живой товар”, перекупленный работорговцами в азиатских странах. Рабы трудились на полях и в ремесленных мастерских, во II — I вв. до н.э. они производили основную массу продуктов в Италии. Раб-слуга или рабыня-служанка имелись даже в бедных домах. Граждане среднего достатка держали, как правило, 5—10 рабов в городском доме и 15—20 невольников в загородной сельской усадьбе, которая называлась виллой. У богачей помимо рабочей силы имелись дорогие невольники, считавшиеся как бы предметом роскоши: красивые танцовщицы и музыканты, искусные повара, ученые врачи и учителя.

Городские рабы. Городские и сельские рабы различались своими обязанностями и образом жизни. Городские рабы убирали дом, варили обед, прислуживали господам. Хозяева дарили им маленькие подарки и разрешали копить деньги на выкуп. Изредка рабы-слуги получали выходные дни и могли пойти в город — посидеть в харчевне или поглазеть на игры и театральные представления. Городские рабы-ремесленники жили обычно отдельно от хозяев: они заводили свою мастерскую и работали на себя, отдавая господину часть прибыли. Разбогатевшие рабы выкупались на свободу и становились вольноотпущенниками — римскими гражданами низшего разряда; доступ в благородные сословия был для них закрыт. Сыновья вольноотпущенников имели уже полные гражданские права — они становились всадниками, а иногда даже и сенаторами.

Сельские рабы. Сельские рабы возделывали поля, сады и виноградники, ухаживали за скотом, делали вино и жали оливковое масло. За пределы виллы им разрешалось выходить только по делу; жизнь их была однообразной, работа — тяжелой, пища — сытной, но грубой. Жили сельские рабы в задних комнатках господской “дачи” по нескольку человек в одном помещении; только лучшие работники получали в награду отдельную каморку, жену-рабыню и простую утварь. Работники виллы не имели почти никакой надежды на освобождение из рабства — у них не было возможности заработать выкупную плату. Только вилик — управляющий усадьбой, доверенный раб господина — копил деньги и рассчитывал стать вольноотпущенником.

Вольнее всех жили рабы-пастухи, стерегшие стада на горных пастбищах. По разрешению хозяев они имели семью, собственный скот в хозяйском стаде и оружие для защиты от разбойников и хищных зверей. Эти невольники славились силой, буйным нравом и отвагой.

Наказания рабов. Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти раба. Известен один жестокий господин, который за малейшую провинность бросал своих невольников в домашний пруд на съедение прожорливым рыбам. Большинство же римлян относились к рабам как к рабочей скотине: их держали в сносных условиях, но не жалели. Старых и больных рабов продавали на сторону, провинившихся — секли и заставляли трудиться в поте лица. Нерадивые сельские рабы попадали в домашнюю тюрьму — эргастул; на них налагали цепи, их ставили на самые тяжелые работы — таскать воду и вращать мельничные жернова (в те времена не знали ветряных или водяных мельниц). Непокорные городские рабы наказывались плетью и ссылкой в деревню. За преступления (воровство, побег, “хулиганство”) невольников забивали в колодки, истязали на дыбе или даже казнили, распиная на кресте. Казнь на кресте предназначалась только для рабов и разбойников, более почтенным преступникам рубили головы. Разрешалось также допрашивать рабов под пыткой, в то время как свободных граждан нельзя было пытать ни при каких обстоятельствах. Тяжелейшим наказанием для раба была продажа его в каменоломню, на рудник (в шахту) или в гладиаторскую школу.

Гладиаторы. Гладиаторами назывались бойцы, которые сражались друг с другом на глазах у зрителей. Гладиаторские сражения были в древности изобретены этрусками, в III в. до н.э. их переняли римляне. На первом поединке в Риме бились всего три пары гладиаторов, а в I в. до н.э. во время представлений на арену выходили по 100 — 300 пар в день. Гладиаторские бои стали непременной частью римских праздников — так же, как состязания кулачных бойцов и конские бега. Происходили они в амфитеатрах — круглых сооружениях, напоминающих стадионы. Римская публика предпочитала бои гладиаторов всем остальным зрелищам, и отчасти ее можно понять: представь, что прямо перед тобой происходит настоящая дуэль — страшно, но увлекательно! В спортивном азарте зрители забывали о жалости, о мерзости человекоубийства.

Гладиаторы жили и обучались в особых гладиаторских школах, похожих на тюрьмы: двухэтажные казармы с четырех сторон окружали закрытый двор, на котором происходили учебные поединки; в казармах располагались жилые каморки, столовая, больница, оружейные склады и т.д. Выйти наружу можно было только по разрешению хозяина школы — ланисты.

Ланиста набирал гладиаторов из рабов — из пленных, а также из молодых невольников, проданных ему за какую-нибудь провинность. Изредка ему удавалось заманить в свою школу свободных людей, добровольно продававшихся в гладиаторы из нужды. Любой гладиатор считался низким, пропащим человеком: он не ценил ни своей, ни чужой жизни. Зрители восхищались им и одновременно презирали его.

Гладиаторы сражались в доспехах самых воинственных племен, по виду вооружения они так и назывались “самнитами”, “фракийцами”, “галлами”. На шлемах “галлов” изображалась рыба-мурма, поэтому они носили также прозвище мурмилоны. Против тяжеловооруженного мурмилона нередко выступал легковооруженный “рыбак”-ретиарий, орудовавший трезубцем и сетью. Поединок продолжался, пока один из бойцов не погибал или не падал раненым на песок арены. Судьбу поверженного гладиатора определяли зрители: храброго бойца они приказывали пощадить, поднимая вверх большой палец, а робкого приговаривали к смерти, опуская палец вниз. Победитель получал денежную награду, а иногда и свободу, если восхищенная публика требовала этого громким криком. В амфитеатре воля народа выполнялась словно закон, принятый в народном собрании.

Гладиаторские сражения были позорным явлением римской жизни. Случилось так, что именно рабы-гладиаторы положили начало великой рабской войне в Италии.

Начало Спартаковского восстания (74 г. дон.э.). В греческом и римском мире восстания рабов происходили редко. Иногда беглые невольники образовывали небольшие разбойничьи шайки, но с ними легко справлялись городские стражники. Положение изменилось во II — I вв. до н.э., когда в Италии и Сицилии скопились огромные массы невольников. Два первых больших рабских восстания произошли на Сицилии незадолго до гражданской войны. Они продолжались по нескольку лет и были подавлены с помощью легионов. В 74 г. до н.э. небольшой рабский мятеж вспыхнул на юге Италии, в городе Капуе: около 70 человек бежали из местной гладиаторской школы, укрывшись на горе Везувий. Среди беглецов было много галлов и германцев, предводительствовал ими доблестный и благородный фракиец Спартак.

Поначалу засевшие на Везувии гладиаторы грабили окрестности, добывая себе продовольствие и оружие. Отряды, высланные против них из Капуи, потерпели поражение. Когда же значительное римское войско в 3000 солдат перерезало единственный спуск с горы, заперев беглецов в их лагере, Спартак придумал следующую хитрость: гладиаторы сплели лестницы из виноградных лоз, спустились по ним с отвесных скал и неожиданно ударили в тыл противника, обратив его в бегство. Благодаря этой победе в руки гладиаторов попало много боевого снаряжения, к ним стали перебегать рабы из близлежащих поместий.

После того как разросшийся отряд Спартака превратился в настоящее войско, римляне выслали против него претора Вариния с двумя легионами. В нескольких сражениях Спартак разбил этого важного римского военачальника, обеспечив свое превосходство в южной Италии. В тех краях, богатых пастбищами, армия его значительно пополнилась рабами-пастухами, достигнув численности в 70 тыс. бойцов. Местные табуны лошадей были использованы для создания конницы. Спартаковцам удалось завладеть несколькими крупными городами. Римляне с ужасом наблюдали, как малый мятеж перерастает в грозную рабскую войну.

Поход на север Италии. Спартак старался подчинить своих людей строгим и справедливым порядкам: он удерживал их от жестокости; поровну делил между ними военную добычу; умерял их жадность, запрещая в своем лагере торговать на золото и серебро. У него была ясная цель: прорваться в северную Италию, перейти Альпы и вывести своих товарищей в свободные варварские земли. Однако повстанцы слушались своего вождя только во время сражений, а потом отмечали победу по-своему: грабежами, убийствами, издевательством над мирным населением захваченных городов. Бывшим невольникам нравилось хозяйничать в богатой Италии и вовсе не хотелось возвращаться на родину. Из-за разногласий среди повстанцев непослушные отряды несколько раз отделялись от армии Спартака и гибли в одиночку под римскими мечами.

Главное войско беглых рабов с боями прошло всю Италию до реки По. В дороге Спартак нанес поражение двум римским консулам, а в конце пути, у города Мутина, разбил 10-тысячную армию наместника Паданской области. После этого повстанцы могли беспрепятственно перейти Альпы, но по неизвестной причине Спартак внезапно круто повернул на юг, двинувшись в обратный путь. Скорее всего, он подчинился требованиям своих товарищей, которые возомнили себя господами Италии.

Назначение Красса. Римляне смотрели уже на Спартака как на нового Ганнибала. Для борьбы с ним сенат отрядил восемь легионов и назначил полководца, наделенного чрезвычайными полномочиями. Главным противником Спартака стал претор Марк Лициний Красс — первый римский богач, сын Красса, погибшего во время марианского террора. Командование свое он начал с того, что. восстановил дисциплину среди оробевших римских солдат: первый же отряд, бежавший в стычке со спартаковцами, был наказан согласно старинному обычаю — в нем казнили каждого десятого воина, отобранного по жребию; такая мера называлась децимацией. Подчинив легионы своей воле, Красс упорно преследовал противника, пока не загнал его на самый кончик Апеннинского “сапожка”.

Поражение спартаковцев (71 г. до н.э.). Очутившись на берегу узкого залива, за которым лежала Сицилия, Спартак попытался договориться с пиратами, чтобы они перевезли его людей на этот остров, где могло бы начаться третье рабское восстание. Дело сорвалось из-за предательства морских разбойников: получив деньги, они не выполнили договора. А между тем Красс за спиной Спартака перегородил весь “носок” Апеннинского полуострова рвом и валом, растянувшимся от моря до моря. Войско рабов оказалось в ловушке, ему грозил голод. И снова, как в начале восстания, Спартак сумел ускользнуть из западни: бурной зимней ночью он забросал часть рва хворостом и прорвался через римские укрепления на широкие равнины южной Италии. Встревоженный сенат вызвал на подмогу из Испании полководца Помпея, но пока вспомогательная армия добиралась до родины, честолюбивый Красс поспешил кончить войну своими силами. Весной 71 г. до н.э. произошла большая битва между легионами Красса и войском восставших рабов. Перед сражением Спартак заколол своего коня, показывая, что будет биться, не рассчитывая на спасение. Удача оказалась на этот раз на стороне римлян: в жестокой сече повстанцы потерпели поражение; Спартак, прорывавшийся к самому Крассу, погиб в гуще врагов.

 

 


Римляне не нашли его останков: уцелевшие спартаковцы похитили и тайно захоронили тело любимого вождя. Армия Помпея, опоздавшая на битву, приняла участие в облаве на последних мятежников, разбежавшихся по горам. Южная Аппиева дорога на всем протяжении от Капуи до Рима была уставлена крестами с распятыми повстанцами.

 

Память о Спартаке. Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные — рабами. Вожди повстанцев, как правило, провозглашали себя царями. В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Он не хотел подражать тем порядкам, от которых пострадал сам. И соратников своих он старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества, благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

 


Гравюра Смерть Спартака, Герман Фогель 1882

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.