Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плебейские боги Авентина: Церера—Либер—Либера.






Капитолийская троица богов — Юпитер, Юнона и Минерва — почиталась главным образом патрициями. Любимцами плебеев-крестьян были боги земледелия: хозяйка хлебных полей Церера (греческая Деметра), ее д очь Либера (Персефона) и бог вина Либер (Дионис). Храм этих богов стоял у подножия плебейского холма Авентина, в нем хранились документы народных трибунов. А на самом Авентине при царе Сервии Туллии был построен храм богини-охотницы Дианы. Сооружали его греческие мастера по образцу знаменитого храма Артемиды Эфесской. Диана-Артемида считалась покровительницей всех латинян и защитницей простых людей — плебеев и даже рабов. Храм Дианы Авентинской служил убежищем для беглых рабов.

Марс-Квирин. Великим почетом пользовался у римлян их прародитель — бог войны Марс (по-гречески Арес). Ему служили 24 жреца из патрицианских родов. Эти служители Марса назывались салиями. В месяце марте, посвященном Марсу, салии с пением и пляской проносили по городу 12 священных щитов своего бога. Предводитель процессии пел очень древний гимн, а знатные жрецы, которые были одновременно сенаторами, консулами, цензорами, коротко подвязав тоги на военный лад, прыгали и кружились в старинной военной пляске.

Древнее римское народное собрание не отличалось от войска: оно было сборищем вооруженных граждан. Поэтому и бог, родоначальник римского народа, имел двойную природу: как божество войска он назывался Марсом, как покровитель народного собрания — Квирином. Римляне то чтили раздельно Марса и Квирина, то сливали их в один образ. А еще они иногда называли Квирином первого своего царя Ромула — сына Марса. Сами же римские граждане назывались, напомним, квиритами.



Веста и ее жрицы. Высокое место среди римских богов занимала Веста — богиня домашнего очага. Она была также хранительницей того огня, который считался очагом всего Римского государства. Жрицы Весты, девы-весталки, должны были поддерживать негасимое священное пламя. Кроме того, они хранили тайные святыни, вывезенные Энеем из Трои, и совершали очень древние сложные обряды.

Весталки начинали свою службу в детстве, в возрасте 6 — 10 лет, и несли ее в течение 30 лет. Весталок было шесть. Каждая пара жриц 10 лет обучалась своим обязанностям, 10 лет служила богине, 10 лет передавала свой опыт младшим. Девы-весталки давали обет (клятву) чистоты и безбрачия. От их поведения и искусства зависело благополучие государства, поэтому они пользовались великим почетом, но одновременно находились под строгим надзором. За ошибки их секли, за нарушение чистоты — закапывали живыми в землю. Зато их сопровождали ликторы, перед ними благоговейно расступались солдатские отряды и уличные толпы. Высшие магистраты вставали при их появлении, отводили им почетнейшие места на зрелищах, уступали их просьбам, если они за кого-то заступались. Преступник, встретивший по дороге на казнь деву-весталку, получал помилование. Римляне верили, что их государство будет существовать до тех пор, пока горит огонь Весты, или, как сказал один римский поэт:

...доколь на Капитолий

С безмолвной девою верховный всходит жрец.

 

Янус и Сатурн. Древнейшими италийскими богами были Янус и Сатурн. Они считались также первыми царями Нация. Дворец Януса, по преданию, стоял за Тибром, на холме Яникуле, напротив семи римских холмов.

Янус почитался как бог всякого начала, как сторож дверей — входа и выхода. Он изображался с двумя лицами: одно смотрело вперед, другое — назад. Его именем до сих пор называется первый месяц года — январь. В Риме были особые медные ворота Януса: в начале войны они открывались, в мирное время — закрывались. При царях и за пять столетий Республики ворота Януса были закрыты всего два раза — в правление Нумы и еще в 235 г. до н.э.

Сатурном римляне называли греческого бога Крона — отца Зевса. Свергнутый с престола Крон-Сатурн, по преданию, поселился в Италии, разделив власть с Янусом. Он научил людей земледелию, виноградарству и кораблестроению. При нем в Италии воцарился “золотой век”: земля щедро плодоносила, люди жили, не зная бедности и рабства, войн и несчастий.

“Золотой век” римляне вспоминали во время праздников в честь Януса и Сатурна. Эти праздники, Сатурналии и Януарии, справлялись в конце декабря и в начале января — примерно в те дни, когда много столетий спустя люди стали праздновать Рождество, Новый год и Крещение. Сатурналии и Януарии были похожи на эти знакомые нам праздники. В Сатурналии римляне отдыхали от работы, устраивали пиры и веселые шествия по улицам. В домах зажигали восковые свечи (в обычные дни пользовались масляными светильниками), детям дарили глиняные куколки, взрослые рядились: господа одевались рабами, рабы — господами; слуги угощались, хозяева им прислуживали. В Януарии молодежь избирала на пирушках застольного царя, которому все подчинялись: по его приказу гости пили, пели песни, получали шутливые награды и наказания.

Домашние боги: лары и пенаты. Кроме государственных богов, которые почитались всеми римскими гражданами, были у римлян еще домашние, семейные боги — лары и пенаты. Ларами назывались добрые души умерших предков, а пенатами — таинственные существа, хранители кухни и кладовой. Лары и пенаты вместе были чем-то вроде наших домовых. Римляне представляли их в виде маленьких человечков, живущих около очага. Фигурки этих человечков рисовались в кухне на стене или вылеплялись из глины и ставились в особые шкафчики, называемые ларариями. В дни рождений и других семейных праздников ларарии открывались и украшались цветами, у очага ставились миски с едой для ларов и пенатов — добрых хранителей дома.

Понтифики — знатоки богослужения. Греки и римляне верили в одних и тех же или похожих богов, но относились к ним по-разному. Греки наделяли своих богов красотою, создавали поэмы о их жизни и приключениях. Римляне занимательных историй о богах не рассказывали. Они старались получить от них какую-нибудь пользу с помощью правильных обрядов и молитв. Накинув тогу на голову, римлянин сосредоточенно молился богу, точно произнося все положенные слова. Религиозные обряды он тоже совершал по строго установленным правилам, ничего в них не изменяя и не пропуская. Некоторые священнодействия были такими сложными, что изучать их приходилось многие годы, — пример тому “наука” весталок. Неудивительно поэтому, что главную роль среди римских жрецов играли понтифики — знатоки культа, т.е. молитв и богослужений. Они не поклонялись какому-нибудь одному богу, но следили, чтобы правильно исполнялись службы всем богам. Понтифики составляли коллегию (товарищество) из девяти человек. Их глава, Великий понтифик, жил на Форуме, в бывшем царском дворце. Он считался начальником всех римских жрецов: он командовал ими, судил их, поучал. Он же выбирал весталок и, как отец, наказывал их.

Понтифики устанавливали дни религиозных праздников и вследствие этого ведали календарем. Кроме того, они записывали важнейшие события года на деревянных выбеленных досках, которые выставлялись на Форуме, а потом хранились в кладовой храма.

Эти доски стали первыми римскими летописями.

Авгуры — знатоки гаданий. Римляне были очень суеверны. Они верили в многочисленные приметы и гадания. “Науку” гаданий они заимствовали у этрусков — самых больших знатоков жреческой премудрости.

Гадали римляне по небесным явлениям (гром, град, зарницы), по полету и поведению птиц, по внутренностям жертвенных животных. Например, появление орла или коршуна считалось добрым знаком (вспомните Ромула и Рема), непорядок во внутренностях жертвы — дурным. При внезапном отдаленном раскате грома распускалось народное собрание. Если особые, священные куры отказывались клевать пищу — полководец не начинал сражения. Все эти приметы считались тайными знаками, в которых проявляется воля богов. Важной приметой признавались и какие-нибудь неожиданные звуки, события, слова. Однажды трибуны, уговаривавшие народ переселиться в только что завоеванные Вейи, потерпели поражение из-за того, что во время спора их с противниками вдруг случайно прозвучала громкая команда караульного офицера: “Знаменосец, ставь знамя! Мы остаемся здесь! ”

Знатоками примет (знамений) были жрецы -авгуры. С их помощью магистраты проводили гадания перед каждым важным делом. Особым посохом с загнутой ручкой авгуры “расчерчивали” небо на благоприятные и неблагоприятные участки, а затем толковали знамения, которые появлялись на той или иной части небесного пространства. Авгуры обладали большим авторитетом: ссылаясь на неблагоприятные приметы, они могли распустить народное собрание или отменить выборы магистратов. Авгуры, как и понтифики, образовывали коллегию из девяти человек. Обе коллегии пополнялись самыми знатными людьми: сначала только патрициями, позже — плебеями сенатского звания. В Риме, как и в Греции, не было особой касты жрецов: одни и те же люди могли быть и жрецами, и магистратами.

Характер римской религии. Римскую религию, лишенную поэтических сказаний, называют иногда сухой и расчетливой. В этой характеристике есть доля правды, но все-таки она не совсем справедлива. Римляне чтили своих богов искренне и глубоко. Их учителем благочестия был не кто иной, как царь Нума — великий мудрец. Он обучил римлян не только культу, т.е. обрядам и молитвам, но и сердечному благоговению перед высшими силами. Религиозное чувство римлян напоминало любовь их к родителям. На нем основывались знаменитые римские добродетели: целомудрие, дисциплина, верность, честность.


Наиболее сохранившийся древнеримский храм Мезон Карре (I в. до н.э.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.