Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон о страховании на случай безработицы как неотъемлемая часть системы




Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» разработан в соответствии с Конституцией Украины и является важной составной частью системы социальной защиты населения и определяет правовые, финансовые и организационные основы страхования на случай безработицы. Законом предусмотрено, что страхование на случай безработицы должно базироваться на следующих принципах:

- предоставление государственных гарантии реализации застрахованными лицами своих прав;

- обязательность страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде;

- целевое использование средств страхования на случай безработицы;

- дифференциация размеров выплаты помощи по безработице в зависимости от страхового стажа и длительности безработицы;

- предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом, помощи по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» является неотъемлемой частью общего законодательства о страховании на случай безработицы, которое включает также Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, Закон «О занятости населения», другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере страховании на случай безработицы, а также международные договоры, обязательность которых признана Украиной.

Для управления страхованием на случай безработицы, проведения сбора и аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием денежных средств, выплаты предусмотрено создание Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Такой Фонд является целевым централизованным страховым фондом, некоммерческой самоуправляемой организацией, а государство выступает гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им Фондом соответствующих социальных услуг. Денежные средства Фонда не включаются в состав Государственного бюджета Украины.

Соответствующими статьями Закона о страховании на случай безработицы регламентированы деятельность Фонда, его устав.

Для надзора за деятельностью Фонда создаётся наблюдательный совет, включающий в равных количествах представителей государства, застрахованных лиц и работодателей. Представителями государства в наблюдательном совете являются представители от центральных органов исполнительной власти, которые назначаются Кабинетом Министров Украины. Представители застрахованных лиц и работодателей делегируются профсоюзами, их объединениями и объединениями работодателей. Срок полномочий членов наблюдательного совета составляет шесть лет. Наблюдательный совет возглавляет председатель, который избирается сроком на два года из состава членов наблюдательного совета поочередно от представителей каждой стороны. Председатель имеет двух заместителей, которые совместно с ним представляют паритетные стороны.



Для осуществления своей деятельности Фонд располагает определенным объемом денежных средств. Источниками формирования этих средств являются:

- страховые взносы страхователей – работодателей и застрахованных лиц;

- ассигнования государственного бюджета;

- суммы финансовых санкций, примененных к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов и использования денежных средств Фонда;

- прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва средств Фонда, на депозитном счете;

Денежные средства Фонда используются на:

- выплату обеспечений и предоставление социальных услуг;

- возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию граждан Украины;

- финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, управление Фондом, развитие его материальной и информационной базы;

- создание резерва денежных средств Фонда.

Расходы бюджета Фонда относительно обеспечения выплаты помощи по безработице являются защищенными. Финансирование этих расходов проводится в первоочередном порядке.



Из денежных средств Фонда осуществляется материальное обеспечение граждан Украины по случаю безработицы. Такое материальное обеспечение принимает формы пособий по безработице, материальной помощи по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Размеры всех видов материального обеспечения определяются величиной страхового стажа гражданина. Страховой стаж исчисляется как сумма периодов, в течение которых лицо подлежало страхованию на случай безработицы и платило страховые взносы лично или через счета работодателя.

Право на пособие по безработице получают застрахованные граждане, имеющие статус безработного, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работали на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) не менее 26 календарных недель и уплачивали страховые взносы .

Лица, признанные безработными, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице, работали менее 26 календарных недель и лица, которые желают возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) тоже имеют право на пособие по безработице, но без учета страхового стажа. Величина пособия таким лицам определяется в размере прожиточного минимума, установленного законом.

Пособие по безработице выплачивается с 8 дня после регистрации застрахованного лица в государственной службе занятости.

Общая длительность выплаты пособия по безработице не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 720 календарных дней.

В случае изменения застрахованным лицом места постоянного проживания выплата пособия по безработице продолжается после регистрации его в установленном порядке как безработного по новому месту жительства.

Пособие по безработице может выплачиваться одноразово для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы. Это пособие выплачивается лицам, которым исполнилось 18 лет, по их желанию.

Размер пособия по безработице определяется в процентах к средней заработной плате (доходу) застрахованных лиц в зависимости от страхового стажа:

до 2 лет – 50 процентов; от 2 до 6 лет – 55 процентов;

от 6 до 10 лет – 60 процентов; свыше 10 лет – 70 процентов.

Пособие по безработице выплачивается в зависимости от длительности безработицы в процентах к определенному размеру: первые 90 календарных дней – 100 процентов; в течение следующих 90 календарных дней – 80 процентов; в дальнейшем – 70 процентов.

Безработным, у которых закончился срок выплаты пособия по безработице, предоставляется в течение 180 календарных дней в размере 75 процентов прожиточного минимума материальная помощь по безработице, если среднемесячный совокупный доход на члена семьи не превышает прожиточного минимума.

Застрахованным лицам на период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственной службы занятости выплачивается материальная помощь в соответствии условиями предоставления пособия по безработице. Выплата материальной помощи осуществляется с первого дня обучения. Продолжительность выплаты материальной помощи засчитывается в общую длительность выплаты пособия по безработице и не может ее превышать.

Продолжительность выплаты пособия по безработице, материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и материальной помощи по безработице сокращается сроком до 90 календарных дней в случае:

1) увольнения с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин;

2) увольнения с последнего места работы из-за нарушения работником трудового законодательства;

3) отказа безработного от двух предложений подходящей работы или профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

4) сокрытия сведений о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице;

Из тех же денежных средств Фонда может предоставляться дотация работодателям на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных в размере расходов на заработную плату принятых по направлению государственной службы занятости лиц в расчете на год.

Законодательством о страховании на случай безработицы предусмотрено материальное обеспечение по случаю безработицы и для незастрахованных лиц. Так, военнослужащим, уволенным с воинской службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию осуществляется выплата пособий по безработице и всех видов материальной помощи в тех же размерах и на тех же условиях, что и для застрахованных лиц, если они прошли регистрацию в государственной службе занятости в течение месяца со дня взятия на учет в военном комиссариате. При этом срок прохождения воинской службы приравнивается к страховому стажу.

Лицам, которые впервые ищут работу и другим незастрахованным лицам, имеющим статус безработного, а также уволенным с воинской службы военнослужащим, но нарушившим срок регистрации в государственной службе занятости, пособие по безработице устанавливается в размере прожиточного минимума с 8-го дня после регистрации в службе занятости. Продолжительность выплаты пособия не превышает 180 календарных дней.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал