Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Види спостереження.
Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и частоте проведения. По степени формализации наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. Структурализованным (контролируемым) называется такой вид, наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение.для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различаются включенное (участвующее) и невключенное (не участвующее) наблюдение. При не включенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий. Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения «пассивного», которое стоит близко к не включенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым коллективом, что наблюдаемые начинают считать его членом данного коллектива и соответственно к нему относиться. По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований проходит именно в форме полевого наблюдения. Оно может быть различной степени структурализации и включенности и применяться в исследованиях любого плана — от поискового до экспериментального на самых различных этапах, выполняя роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополнительной информации). Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников. По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное. Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Вести наблюдение можно: 1) за определенной группой (например, рабочей бригадой или научным коллективом (лабораторией), в течение месяца, года); 2) за определенным процессом в разных группах (например, за ростом самосознания отдельных социальных групп, классов, освободившихся от колониализма: наций); 3) за определенным процессом в определенной группе (например, изменением отношения к труду у рабочих определенной бригады, ростом национального самосознания народа и т. д.). Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации. Как самостоятельная процедура сбора первичной информации случайное наблюдение обычно не планируется. Особым видом наблюдения в социологическом исследовании следует считать самонаблюдение, при котором исследователь пользуется не только данными наблюдения о поведении индивидов, но и их суждением и оценками тех или иных факторов. К документам самонаблюдения обычно относятся автобиографии, письма, дневники и записи самоанализа. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения выделяют контролируемое и неконтролируемое наблюдение. При неконтролируемом наблюдении мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее описание того или иного процесса или явления и, что самое главное, описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Недостатком неконтролируемого наблюдения является опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез. Контроль, как правило, осуществляетсяпутем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдения — проведением серии наблюдений за одним и тем же объектом. Следует заметить, что между контролируемым и неконтролируемым наблюдением трудно провести четкую границу. Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, т. е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки наблюдения и определить средства сбора информации. Кроме того, исследователю важно решить вопрос об ограничении сферы, деятельности при имеющихся у него возможностях (время, финансы, число помощников и их квалификация), а также учесть возможные препятствия (административные или психологические затруднения, трудности, связанные с получением и фиксированием информации). Этапы и процедуры метода наблюдения: I. Подготовительный этап. 1.1. Разработка программы наблюдения. Постановка цели, задач. Обоснование необходимости применения наблюдения. - Определение предмета наблюдения, построение его понятийно-концептуально'Й схемы. Упорядочение гипотез исследования. - Определение объекта наблюдения, его предварительная.характеристика. Выделение наблюдаемых ситуаций. - Классификация признаков наблюдаемой ситуации. Выделение еда ниц наблюдения и категорий наблюдения. 1.2. Составление плана и сетевого графика выполнения работ по применению метода наблюдения. 1.3. Проектирование инструментария (карточек, протоколов, дневников). Проектирование классификатора контент-анализа дневниковых и протокольных записей. Пилотаж инструментария, его размножение. 1.4. Подготовка программ обработки, анализа данных. 1.5. Подготовка аудиовизуальных технических средств, средств обработки информации. 1.6. Составление инструкций по работе наблюдателей. 1.7. Подготовка наблюдателей. Комплектование групп наблюдателей, их инструктаж, обучение, репетиция наблюдения. 2. Оперативный, этап сбора данных. 2Л. Общее знакомство с объектом, и организация условий наблюдения в соответствии с программой. 2.2. Регистрация данных в дневниках, протоколах, карточках наблюдения по программе наблюдения. Фиксация сопутствующих факторов, характеристик условий наблюдения. 2.3. Обработка аудиовизуальных технических записей. 2.4. Контроль за ходом выполнения требований программы наблюдения. Проверка заполнения карточек, протоколов, дневников, инструкций, сетевого графика. Контроль за работой наблюдателей. Выборочные контрольные наблюдения. Самоконтроль наблюдателей (тестовый). 3. Результирующий, этап обработки и анализа данных. 3.2. Сбор учетных документов, 'их проверка. 3.2. Ручная обработка данных. 3.3.Контент-анализ протокольных и дневниковых записей. 3.4. Перевод данных на машинные носители и их машинная обработка. 3.5. Статистическая обработка данных. Исчисление показателей. Оценка надежности наблюдения, вычисление коэффициентов согласия» устойчивости, надежности. 3.6. Анализ и построение выводов в соответствии с полученными показателями. 3.7. Сопоставление показателей и выводов, полученных на основе применения метода наблюдения, с выводами и показателями, полученными с помощью других методов сбора информации. 3.8. Анализ и оценка эффективности применения метода наблюдения. Выявление ошибок, новаций, их объяснение, рекомендации по совершенствованию применения метода наблюдения. 3.9. Выработка рекомендаций по теме наблюдения, по решению поставленных исследовательских задач. Подготовка отчета. Запись результатов наблюдений, выполняемая в виде: а) кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозапись. Контроль наблюдения, который можно осуществить разными способами: а) проведением беседы с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем; г) посылкой рапортов о наблюдении другим социологам с целью повторения наблюдений. Отчет о наблюдении должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.
Инструментарий наблюдения: ♦ дневник наблюдения — методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются а) ход наблюдения; б) результаты наблюдения; в) действия наблюдателя; г) оценка инструментария и процедур; д) реакция наблюдаемых; ♦ карточки наблюдения (карточка наблюдателя, лист наблюдения, карточка индикаторов для регистрации) — методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); ♦ протокол наблюдения — методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения; ♦ классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; ♦ аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; «программу обработки данных наблюдения; 4) провести пилотаж (апробировать) инструментарий, внести в него, если потребуется, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров; 5) составить план и (или) сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит); 6) разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж; 7) осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже. В протокол наблюдения заносятся данные о трех оценочных показателях: ♦ коэффициент согласия наблюдателей — показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одновременно различными наблюдателями; ♦ коэффициент устойчивости наблюдений — показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время; ♦ коэффициент надежности наблюдения — показатель, характеризующий совпадение данных, полученных разными наблюдателями в различное время. Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому научное наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить закономерное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Дневник наблюдения -методический документ предназначенный для фиксации результатов наблюдения как в формализованном, так и в неформализованном виде. В дневнике наблюдатель фиксирует не только сведения об объекте, но и о своих действиях в ходе наблюдения, дает оценку инструментария и процедур наблюдения. Дневник наблюдения (Примерный перечень признаков, фиксируемых в дневнике наблюдения) Наблюдаемые. Кто они? Сколько их? Каков род занятий? В чем основное содержание деятельности? Характер взаимоотношений? Структура (институциональная, неинституционалъная)группы, коллектива? Обстановка. Где, в каких условиях происходит действие наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуации? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают-с задачами группы, с целями других участников, какие не совпадают? Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы: напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается эмоционально самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата? Частота и. продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее, и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична? Данные о процедурах наблюдения оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе, сколько раз проводил наблюдение ранее. Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда имен- -но). Выполнение требований программы инструкции. Отклонение условий наблюдаемой ситуации от заданных в прогграмме. Какие требования не удалось выполнить? Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения Оценка включенности в наблюдаемую ситуацию. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения с наблюдаемой группой. Какого рода контакте возникали с группой в ходе наблюдения? Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения в изучении данной исследовательской темы
|