Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Класифікація основних типів соціальної дії в соціологічних концепціях М.Вебера, В.Парето. Ф.Знанецького.






М.Вебер

Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

1.осмысленный хар-р;

2.ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

1.целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

2.ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

3.традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.

4.аффективное — определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Вильфредо Парето (1848—1923), Италия. Концепция называется: акцентуированный гиперпозитивизм. Его философская антропология направлена против рационалистической модели человека, когда человек сначала обдумывает поступки, а потом действует. По Парето человек сначала действует, а потом ищет основания своих действий. Таким образом, человек в духе Фрейда иррационален и стремится рационально объяснить иррациональные основания своего поведения. Общество — система, состоящая из взаимосвязанных частей (механистическая модель общества). Теория элит: элита бывает властная и потенциальная. Основной тезис Парето — общество это кладбище аристократии. Элиты постоянно циркулируют и движутся, Парето описывает признаки упадка аристократии: она пытается присвоить себе максимум богатств и становится чересчур либеральной, после чего погибает.

Ф.Знанецкий

На мировосприятие Знанецкого влияние оказали три культурные среды, которые в первой половине ХХ века имели значительные различия: Польша, Западная Европа и США. В силу этого творчество Знанецкого сложно отнести к какой-то определенной школе или одному течению в социологии, однако, как социолог-теоретик он всё-таки тяготел к западно-европейской философско-социологической мысли.

Основной областью интересов Знанецкого было исследование взаимосвязей между коллективным сознанием и социальной средой. При этом философским основанием его социологических идей были неокантианство, прагматизм, иррационализм[2]. Среди трудов Знанецкого есть работы не только в области философии и социологии, но и культурологии, социальной психологии и педагогики.

Когда мы исследуем жизнь общества как целого в определенный период, мы должны в равной мере учесть как неповторимую и творческую, так и повторимую и причинно обусловленную сторону социального становления....Поскольку творческая деятельность и причинные процессы сосуществуют, накладываются и перекрещиваются в жизни без какой-либо рациональной упорядоченности, подобное исследование не может быть доведено до систематического научного синтеза

— Ф.В. Знанецкий «Упадок западной цивилизации»

В своих работах[3] Знанецкий развивает концепцию социологии как частной науки о культуре и выделяет четыре основных раздела социологии, которые соответствуют четырем изучаемым наукой аспектам:

1.социальные действия

2.социальные отношения

3.социальные личности (позднее термин заменён на социальная роль)

4.социальны группы

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.