Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работы кабинета музыки






 

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

2.Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-03 «О пожарной безопасности»;

3.Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

4.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. от 24.11.2015).

 

Информация о федеральных нормативных документах на сайтах:

https://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);

https://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал);

https://fipi.ru/ (ФИПИ)

https://www.standart.edu.ru (сайт Федерального государственного образовательного стандарта)

Информация о региональных нормативных документах на сайтах:

 

https://www.beluno.ru/new/ (Департамент образования Белгородской области); https://www.belregion.ru/department/part250/staff765/ (Образовательный портал Белгородской области);

https://coko.beluno.ru/index.php? option=com_content& task=view& id=39& Itemid=5 (РЦОКО Белгородской области)

https://www.beliro.ru(Белгородский институт развития образования)

II. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету «Музыка»

Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало Приказ № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

I - IV классы ориентированы на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. (1 час в неделю в 1-4 классах).

В V-VII классах рекомендуется введение учебного предмета «Музыка» в объеме 1 часа в неделю.

В VIII-IX классах по решению образовательного учреждения учебные предметы «Музыка»и «Изобразительное искусство» могут изучаться в рамках учебного предмета «Искусство» в объеме 1 часа в неделю.

В 2016 – 2017 учебном году изучение предмета «Музыка» в 7 - 9 классах общеобразовательных учреждений Белгородской области (за исключением «пилотных» школ области по введению ФГОС ООО) продолжится в соответствии с требованиями Федерального БУП 2004 г., разработанного на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года. Предмет «Музыка» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального и основного общего образования.

 

Начальное общее образование (1-4 классы)

В начальной школе музыка изучается с 1 по 4 класс из расчета 1 час в неделю.

Основой процесса преподавания является пакет документов, включающий обновленный стандарт, примерные программы, требования к оснащению учебного процесса по музыке, федеральный перечень учебников и учебно-методической литературы (www.mon.gov.ru).

Рекомендуется предусмотреть при комплектовании педагогических работников в ОО почасовую нагрузку по музыке в первую очередь специалистам с музыкально-педагогическим образованием, так как содержательный уровень всех программ и методик ФГОС рассчитан на специалиста, имеющего специальное музыкальное образование.

 

Предметные области учебные предметы классы Количество часов в год Всего
I II III IV
  Обязательная часть  
Искусство Музыка          

Основное общее образование (5-9 классы)

Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение музыки в основной школе отводится 1 учебный час в неделю в 5, 6, 7 классах – всего 34 часа в год.

При разработке учебного плана ОУ администрация определяет формы и способы реализации предметов области «Искусство».

В качестве варианта, обеспечивающего завершенность художественно-эстетического образования, может быть предложено перераспределение тем внутри предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» с точки зрения движения от опыта художественно-творческой деятельности в 5-7 классах к вопросам взаимодействия разных видов искусства и историческим сменам художественных эпох с их мировоззренческими доминантами в 8-9 классах. Вариантом завершения освоения предметной области «Искусство» может стать интегративный курс «Искусство» в 8-9 классах. По этому курсу разработаны соответствующие программы и учебники.

 

 

 

Предметные области Учебные пред­меты Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
Искусство Обязательная часть  
  Музыка            

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать для обязательного изучения предмет «Музыка» из расчета 1 час в неделю (см. Реестр примерных основных общеобразовательных программ)

(Министерство образования и науки Российской Федерации (https://fgosreestr.ru).

Место предметных областей /учебного предмета «Музыка»

в основном общем образовании, варианты №1, №2, №3, №4

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть  
Искусство Музыка            
                 

В соответствии с примерным учебным планом основного общего образования объем изучения учебного предмета «Музыка» в 8 классах (в соответствии с вариантом №1, 2) составляет 1 час в неделю (34-35 часов).

В 8-х классах рекомендуется использовать учебники, содержание которых соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования. Список данных учебников представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской федерации (Приказ № 253 от 31.03.2014г.)

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8-9 классы) ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Освоение учебного предмета на данном этапе имеет преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникационных технологий в приобщении учащихся к различным видам искусства.

Не допускается замена учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)» учебным предметом «Мировая художественная культура». Изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» возможно за счет часов компонента образовательной организации при наличии учебных пособий, выпущенных организациями, установленными приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729.

При выборе учебников необходимо учитывать разработанность соответствующего ему учебно-методического комплекта для обеспечения преемственности преподавания музыки в условиях реализации ФГОС.

Предмет «Музыка» представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных различными авторскими коллективами. Учителю предоставляется возможность сделать выбор варианта программы и ее методического обеспечения.

Издательством «Просвещение» выпускаются УМК «Музыка» (начальная школа представлена линией учебников для 1-4 классов авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, а основная школа линией учебников «Музыка» для 5-7 классов - авторов Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской).

Издательству «Дрофа» принадлежит комплекс учебников для 1–9 классов (начальная школа представлена линией учебников «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Кичак для 1–4 классов, а основная школа линией учебников «Музыка» Т.И. Науменко, В. В. Алеева).

У издательства «Вентана- Граф» также имеется завершенная линия учебников с 1 по 7 класс В.О Усачевой., Л.В. Школяр.

Все вышеперечисленные учебно-методические комплекты включают: рабочие программы, созданные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, учебники, рабочие тетради, методические пособия (поурочные разработки). Все учебники в соответствии с ФГОС содержат задания, предполагающие работу с компьютером, исследовательскую и проектную деятельность, работу в группах. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств. Кроме того, на сайтах издательств можно найти и методическую поддержку учебников (например, варианты календарно-тематического планирования, разработки уроков сделанные самими авторами учебников), а также информацию об электронных вариантах учебников.

В этом контексте более перспективны учебные пособия, построенные на единой авторской концепции и имеющие завершённые линии. Федеральный перечень учебников представлен на сайте Министерства образования и науки РФ: (минобрнауки.рф) к инструктивно-методическому письму (Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 и (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016 г. № 38 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253).

Необходимо гибкое сочетание традиционного подхода к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Решение проблемы разгрузки учебного предмета и вместе с тем достижение высокого уровня его освоения учащимися видится в интенсификации учебного процесса посредством создания педагогических условий, способствующих формированию личностно-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям, пробуждения и всемерного раскрытия их творческого потенциала в разнообразных видах музыкальной деятельности. Тем самым становится возможным значительное повышение эффективности музыкальных занятий даже в условиях отведенного на него минимального количества учебного времени.

Один час в неделю, отведенный на урок музыки, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень преподавания предмета, раскрытия основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество. Разгрузка не должна быть связана с упрощением содержания учебных программ по музыке. Она возможна только на основе установления оптимального соответствия между теоретической и практической направленностью содержания образования. При этом приоритетное значение в содержании занятий приобретает опыт музыкально-творческой деятельности.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа общеобразовательного учреждения включает часть, формируемую участниками образовательных отношений (на уровне начального общего образования - 20 % от общего объема программы, на уровне основного общего образования - 30% от общего объема программы), которая может включать вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

 

III. Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета «Музыка»

При выборе УМК по предмету «Музыка» образовательные организации руководствуются принципом преемственности программ начального общего и основного общего образования, проявляющегося в единстве методологических и методических подходов, скоординированности тематического и музыкального материала.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья № 55, 47) учитель имеет право использовать любые учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных/рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений.

(п. 3 ст. 47. Закона РФ от 29.12. 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»): «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: …4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании».

Программа УМК «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской опирается на важнейшие положения художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и построена по тематическому принципу, включая в себя следующие содержательные линии:

Например, «Музыка как вид искусства» - раскрывает интонационно-образную, жанровую и стилевую основы музыки; интонация рассматривается как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла; анализируется взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, отражающие идею познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире, т.е. идею формирования целостного мировосприятия. Приоритетным в программе является введение школьника в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства. Основными методическими принципами программы являются принцип увлеченности, принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур.

Все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Программа УМК «Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеева опирается на позитивные традиции, сложившиеся в отечественной педагогике как, например, введение темы года, ставшее важнейшим объединяющим моментом программы Д.Б. Кабалевского.

Пять подсистем, соответствующих годам обучения в начальной и основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года данной программы:

Например, «Музыка и другие виды искусства» - раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство» и предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов: метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, метод проблемного обучения, культурологический подход, системный подход.

Таким образом, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа УМК «Музыка» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр нацелена на воспитание художественного мышления школьников как художественного по содержанию и теоретического по форме. Методологической основой программы являются: классическая теория познания, опирающаяся на диалектическую природу человеческого мышления; теория развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, позволяющая организовывать познавательную деятельность школьников на уровне современного научно-теоретического мышления, которая «осуществляется как мыслительный эксперимент, как анализ через синтез с непременным проживанием самого процесса выведения знания – рефлексией».

Программа опирается на принципы возвышения учащихся до философско-эстетической сущности искусства, проникновения в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки. Методы, предъявляемые авторами УМК в работе по программе – моделирование художественно-творческого процесса, «сочинение сочиненного» и импровизация музыки.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя учащихся. Легче всего этого достичь, если на протяжении всего курса обучения музыке придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей чёткое формулирование и достижение целей обучения на каждой ступени при взаимодействии между ними. Такое взаимодействие достигается с помощью сквозных программ, с использованием пособий, которые последовательно ведут ученика от начальной школы к основной, от основной – к средней.

В этом контексте более перспективны учебные пособия, построенные на единой авторской концепции и имеющие завершённые линии.

Еще раз обращается внимание, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.