Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие компетенции пр-ры РФ




Комп-я органов пр-ры непоср-но связана с ее правовым статусом, т.е. правовым положением органов и учр-й прок-ры, наделенных совокупностью полномочий для осущ-я ими своих ф-й, отражающих место и роль в общ-ве и гос-ве.

Полож-е органов прок-ры РФ опр-но в ст.1 ФЗ « о Пр-ре РФ».

Место и роль прок-ры РФ в рос-м гос-ве – уникально.

Прок-ра призвана быть балансом к уравновешиванию законов всеми органами власти и явл-ся органом надзора за законностью обслуживающим в равной степени все 3 ветви власти не входя ни в одну из них. Это несмотря на то, что ст. 129 КРФ отнесла органы прок-ры к суд-й власти. Для того, чтобы органы прок-ры могли осущ-ть надзор и выполнять др. ф-ии, они д.иметь спец-е полномочия, уст-е для них гос-вом. Это непременное условие – выполнения прокур-ой своих ф-й. Отсутствие, недостатко полномочий представляет собой препятствие в борьбе с правонарушениями, в борьбе за обеспечение законности в нашей стране.

Полномочие – понятие сложное. Оно включает в себя С-тивное право, т.е. это уст-я з-ном возм-ть совершать опр-е д-я, но в нем заложена необходимость его осущ-я. Полномочие предост-ся органу для достижения опр-х целей.

Прок-ра наделяется полномочиями в целях борьбы с правонарушениями. Борьба с правонарушениями явл-ся служебным долгом прокурора, т.е. это его С-тивная обяз-ть. Т.о. каждой обяз-ти прокурора соотв-т право, и наоборот. Полномочия прокурора представляют собой – единство прав и обяз-тей. При чем, следует отметить, что в правовом статусе прокуратуры – нет дифференциации П и О. они находятся в сочетании. Служебный долг прокурора совмещает их воедино в понятие – ПОЛНОМОЧИЯ. Т.е. полномочия – это единство прав и обяз-тей, они не разрывны.

По целевому назначению, полномочия прокурора делятся на 2 вида:

1)основные – это полн-я связ-е с выполнением надзорных и некоторых ненадзорных ф-й. Все полномочия делятся на предметные – касающиеся предмета прокур-й деят-ти, и функциональные. И предметные и функц-е полномочия – явл-ся полномочиями отраслевыми.

2)дополнительные (вспомогательные) – полномочия организационного плана //распределение прок-й деят-ти по отрасям, направлениям, исполнителям, подбор и растановка кадров.

Общих полномочий для всей прок-й деят-ти не сущ-т. все полномочия подраздел-ся на направления деят-ти, с учетом их специфики. Полномочия прокурора делятся на 5 основных направлений:

1)общий надзор – вкл-щий в себя – надзор за соблюдением законности и законностью пр-х актов, надзор за соблюдением п,св ч-ка и гр-на, исполнение з-нов органами адм-й юрисдикции, соблюдение з-нов о н/летних.

2)надзор за соблюдением законности органами осущ-ими ОРД, дознание и предварит-е следствие.



3)надзор за исп-м з-нов адм-ями органов и учр-й исполняющих наказания и назначенных судом мер принудит-го хар-ра, адм-ями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

4)надзор за исп-м з-нов суд-ми приставами

5)участие прокурора в рассмотрении судами дел.

Объем полномочий обуславливается целями и задачами прокуратуры. Полномочий д.б. достаточно для достижения поставленной цели и реш-я существующих задач. Полномочия д. выполнять служебные ф-ии.

Цель прок-й деят-ти двояка: с одной стороны – обеспечение законности, с другой – охрана С-тивных прав гр-н, ЮЛ, гос-ва и общ-ва. Указанными целями опр-ся хар-р полномочий.

Совокупность полномочий и поставленные гос-вом цели и задачи образуют содержание компетенции прокуратуры. При чем цели и задачи – это главный эл-т комп-ии.

В науке КП – понятие комп-ии рассматр-ся, как совокупность властных полномочий. Не редко комп-ю приравнивают к правоспособности, поскольку комп-я и правовсп-ть опр-т правовое положение разных С. Правосп-ть – это сп-ть иметь права и обяз-ти. Комп-я – это реальные полномочия. Отсюда можно сделать вывод, что комп-я – есть реальные полн-я, которыми гос—во наделяет органы прок-ры. Полномочия прок-х органов исходит от высших ОГВ, в связи с чем прокуроры фактически явл-ся представителями центров С РФ, и на местах (т.е. в городах и р-нах).

2.виды компетенции

Различают 3 вида комп-ии прок-ры РФ:

1.Общая комп-я – т.е. комп-я всей прок-ры в целом,

2.Комп-ии видов прокуратур. В ней выделяют 4 подсистемы: 1. Территориальная, 2.военная, 3.транспортная, 4.природоохранная. можно выделить 5-ю – прок-ры по надзору за исп-м наказания, но она не образует самост-й подсистемы, а сущ-т на правах прокуратуры города и района, и подчиняется прокуратурам С РФ. Также есть прок-ры ЗАТО, как правило они действуют на правах прок-р С РФ, но они не образуют самост-й подсистемы. Каждый вид подсистемы имеет свою комп-ю.



3.Индивид-я комп-я каждого прок-го органа в отдельности. При осущ-ии прок-й деят-ти и надзора, в отношение с С-ми вступает конкретный прок-й орган – это и есть индивид-я компетенция. Индивидуализация происходит путем разграничения полномочий м/д вышестоящими и нижестоящими прок-ми органами, а также м/д одинаковыми по своему правовому полож-ю прокуратурами.

В ст.1 ФЗ « о Пр-ре РФ» - уст-на комп-я прокуратуры и четко регламентирован каждый вид прок-й деят-ти и прок-го надзора. Комп-я органов прок-ры ограничена опр-ми пределами. Граница пределов представляет собой сферу тех отношений, в рамках которых осущ-ся прокурорская деят-ть. Пределы комп-ии прокуратуры связаны 2-мя ограничениями:1) касается круга поднадзорных С-в, 2)касается круга актов прок-го реагирования.

Пр-ре поднадзорны – 1)исполнит-е органы, 2)все ОМСУ, 3)ПП, ОО, движения, 4) Религ-е орг-и (надзор осущ-ся в той мере, в какой складывающиеся там отношения рег-ся нормами права), 5) все учр-я, предприятия и орг-и не зависимо от форм соб-ти. Не поднадзорными прокуратуре явл-ся: 1))ФС РФ, 2)президент РФ, 3)КС РФ, 4) Все суде органы, 5) гр-не, если они не выступают в кач-ве ДЛ. В случае, если гр-е нарушает Уг-й З-н, то в отношении него прок-ра выполняет ф-ю уг-го преследования.

Суд-е органы не поднадзорны прок-ре, однако ст. 36 ФЗ «О Пр-ре РФ» - наделяет прокуратуру комп-й обжалования суд-х решения. В соотв-ии с чем, прокуроры имеют право приносить представление на незаконные суд-е акты.

В тоже время, следует оговориться, что ограничение круга поднадзорных прокуратуре С-в, поскольку прокуроры обязаны реагировать на любое правонаруш-е и на любые незаконные акты вне зависимости от кого бы они не исходили.

Органы прок-ры обязаны надзирать за исп-м з-нов и поднзак-х актов которые выносятся на осн-ии и во исп-ее з-нов, но пр-ра РФ также надзирает и за исп-м актов применения норм права, таких как – пост-я адм-х комиссий, решений глава адм-й, а также осущ-т ненадзорные полномочия для отмены или изм-я суд-х актов. Ни ведомственные, ни локальные акты в сферу деят-ти прокуратуры не входят, она не осущ-т а ними надзор. Прокуратура осущ-т только надзор – за исп-ми з-новв.

При выявлении правонарушений, прокурор должен ссылаться только на нарушенный з-н.

Разграничение комп-ии м/д видами прокуратур рег-ся приказом ген пр-ра № 84 от 7.05.08 г. Разграничение комп-ии проводится по видам поднадзорных С-в. При этом тер-я, на которой находится С, не имеет значение. Самыми обширными полномочиями обладают тер-е прок-ры. Все С не поднадзорные специализированным прокуратурам относятся к тер-м.

Военные прокуратуры в соотв-ии с данным приказом, осущ-т надзор за мин.обороны РФ, ее структурными подразделениями, всеми органами военного упр-я. Кроме того, надзор осущ-ся в отношении различных учр-й, подчиненных мин-ву обороны РФ. Имеется ввиду – военные учр-я, военные училища, а также военнослужащими и гр-нами работающими по ТД в воинских частях.

Транспортная пр-рра осщу-т надзор за исп-м з-нов и соблюдением прав и св-д ч-ка и гр-на в сфере деят-ти ж\дорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также издаваемыми данными органами п\а, за исп-м зак-ва о противод-ии коррупции дейстующей на транспорте и в тамож-й сфере. При приеме и регистр-ии сообщений о пр-ях в приведенных выше органах.

Целью деят-ти природоохр-й пр-ры – осущ-е надзора за соблюдением зак-ва об окр-й среде. Данный вид пр-ры надзирает за исп-м з-нов направленнх на защиту окр-й среды, эколог-х прав гр-н природоохранными органами, а также предприятиями, орг-ями ДЛ и ОО. Данные пр-ры – как правило однозвенные, исклВолжская природооохр-я пр-ра. Деят-ть регламентирована – см.выше приказ Ген пр-ра – в соотв-ии с которым – пр-ра осущ-т надзор за соотв-м з-ну издаваемых п/а, соблюдением прав и свобод ч-ка и гр-на адм-ями ИУ, спец-ми подразделениями по обеспеч-ю безоп-ти объектов уг-но исп-й системы, соблюдение з-нов ОРД

2.11.13г.

Тема. Правовые средства прокурора.

Литература:

- Ергашев «вопросы о понятии и классиф-ии прав-х ср-в органов прок-ры. Теории прок-го надзора». РЮЖ № 1 2007г.

-Представление, как акт прок-го реагирования в уг-м судопроизводстве, УП № 4 2007г.

-Ергашев «Воросы о прав-х ср-вах прокурора участвующего в рассм-ии судами гр-х и арбитр-х дел», Арб-й и гр-й процесс № 7

- учебное пособие «представление как акт прок-го реаг-я в уг-м судопр-ве», УРГЮА 2007г,

- предостережение о недопустимости нарушения з-на, как надз-й акт прок-го реаг-я, Екб, Ургюа, 2009г.

- Ергашев «протест прокурора» уч.пособие, ургюа, 2010г.

- Ергашев, Пригоршнев, « требование как обеспечение исп-я з-на» Екб, 2010г.

-« основные правовые ср-ва прок-ры РФ, как интсрумент исполнения з-на», монография, екб, 2010г.

- «григоренко, демидов «предостережние о недопустимости нарушения з-на», москва

- настольная книга прокурора, москва, 2012г.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал