Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.2 Ознакомление с типом розничного (торгового) объекта.
1. Ознакомление с типом розничного (торгового) объекта, режимом работы, правилами внутреннего распорядка. 2. Планировка торгового зала, основные и вспомогательные помещения; оборудование торгового зала. 3. Виды материальной ответственности, права и обязанности работников магазина. 4. Инструктаж по требованиям безопасности труда на рабочем месте продавца. 2. Планировка торгового зала – это порядок размещения торгового оборудования. Она может быть линейной, боксовой, выставочной, комбинированной. Линейная планировка – оборудование размещено вдоль стен и в центре торгового зала в одну или несколько линий. Она может быть продольной, поперечной, смешанной. Линейная планировка обеспечивает: · Эффективное использование торгового зала · Четкое формирование потоков покупателей (исключает или сводит к минимуму их пересечение) · Хорошие условия для выкладки и отбора товаров · Достаточную демонстрационную площадь · Хороший обзор торгового зала · Проектирование единого узла расчета. Боксовая планировка – разбивка всей торговой площади на отдельные части (боксы), каждая из которых представляет секцию с отдельным входом и самостоятельным узлом расчета. Три стороны бокса закрыты оборудованием, а в четвертой находится вход и выход для покупателей и узел расчета. Выставочная планировка применяется при продаже товаров по образцам, которые располагаются на подиумах, стендах, образуя выставку товаров. Комбинированная (смешанная) планировка сочетает линейную, боксовую и выставочную планировку торгового зала. Ее используют в крупных магазинах с широким торговым залом (более 24 м). Помещения, входящие в состав магазина, делятся на функциональные группы: торговые, помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобные помещения, административно-бытовые помещения, технические помещения. Торговые помещения – это главные помещения магазинов. В них осуществляется обслуживание покупателей и продажа товаров. Торговые залы магазинов отличаются размерами, формами и пропорциями. Размер торгового зала зависит от типа магазина. К торговым помещения относят:
К помещению для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже примыкает разгрузочная платформа (рампа). Уровень пола приемочной, кладовых и разгрузочной платформы должен находиться на одной отметке, чтобы обеспечить беспрепятственное передвижение грузовых тележек. К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят:
Подсобные помещения имеют второстепенное значение для магазина. Однако их наличие и состав предопределяют оптимальные условия работы магазина. К подсобным помещениям относят:
К административно-бытовым помещениям относят:
К техническим помещениям относят:
К оборудованию торгового зала относят: Тара-оборудование – это контейнеры различной конструкции, предназначенные для транспортирования, хранения и продажи товаров. Применение тары-оборудования предполагает ликвидацию отдельных операций по подготовке товаров к продаже в магазинах, а это позволяет сосредоточить работников на обслуживании покупателей. Измерительное оборудование служит для количественного учета товаров посредством измерения натуральных показателей: массы, длины или объема. К измерительному оборудованию относят: · Весы и гири – для определения массы товара; · Мерные кружки, мензурки – для измерения объема; · Деревянные и металлические метры - для измерения длины. Все измерительные приборы должны иметь хорошо видимое клеймо, срок действия которого не истек, быть исправными и обеспечивать достоверность проводимых измерений. Измельчительно-режущее оборудование повышает качество обработки и улучшает внешний вид продуктов, обеспечивает соблюдение необходимых санитарно-гигиенических требований, снижает товарные потери, облегчает труд торговых работников, увеличивает производительность труда. Декоративное оформление упаковки способствует рекламе товара, облегчает их выбор покупателями. Контрольно-кассовое оборудование предназначено для выполнения кассовых операций, регистрации расчетов за реализованные товары, выполненные работы или предоставленные услуги, для сбора, хранения и выдачи финансовой информации, а также для печати платежных документов (СТБ 1364.1-2002). Специальная компьютерная система и кассовый программный модуль «СУПЕРМАГ» позволяет оптимизировать товарные запасы и организовать работу с поставщиками, повысить эффективность управления персоналом, сократить товарные потери и увеличить оборот торгового предприятия. Это удобная форма получения отчетов. С ее помощью просто вести анализ остатков на складе и в торговом зале, всегда иметь под рукой отчеты, данные по срокам хранения и сертификатам, проводить маркетинговые акции и устанавливать разного рода скидки на товар или группу товаров. А главное – она способствует уменьшению количества ошибок персонала. Холодильное оборудование позволяет создать запасы скоропортящихся продуктов в широком ассортименте, продлить сроки их хранения, снизить потери, равномерно в течение года продавать товары сезонного производства, удовлетворять потребности населения в доброкачественных продовольственных товарах, перевозить продукты на дальние расстояния, обеспечивать высокий уровень торгового обслуживания и санитарного состояния торговых предприятий. К холодильному оборудованию относят: Холодильные камеры – предназначенные для кратковременного (3-5 суток) хранения охлажденных или замороженных продовольственных товаров. В среднетемпературных камерах поддерживается температура 0… +8оС, в низкотемпературных – минус 18оС. Холодильные шкафы - предназначенные для кратковременного хранения охлажденных или замороженных продовольственных товаров и полуфабрикатов перед их продажей. Их устанавливают на рабочих местах продавцов и в подсобных помещениях магазинов. Холодильные витрины – предназначены для показа, кратковременного хранения и продажи предварительно охлажденных и замороженных продуктов. Открытые холодильные витрины используют в магазинах самообслуживания, а закрытые – в магазинах, применяющих традиционную форму продажи. Холодильные прилавки - предназначены для кратковременного хранения и продажи охлажденных гастрономических товаров. Они бывают среднетемпературные и низкотемпературные. Сверху установлена полка-светильник. Пристенные холодильные горки – предназначены для хранения, демонстрации и продажи таких товаров, как мясо, сосиски, молочные продукты и свежие фрукты.
3. Материальная ответственность – это правовые отношения между администрацией предприятия и его работниками, при которых работник обязан возместить ущерб, образовавшийся в результате неправильных действий или бездействий, что и привело к возникновению ущерба. Лица, на которых возложена материальная ответственность, являются материально-ответственными лицами. На розничных торговых предприятиях материальная ответственность возлагается на заведующих, продавцов, контролеров-кассиров, фасовщиков, охранников и других работников, связанных с приемом, отпуском и реализацией товаров. Виды материальной ответственности: · Ограниченная – наступает при нанесении ущерба работником, не являющимся материально-ответственным лицом (товароведы, бухгалтеры, грузчики, уборщицы). Возмещается ущерб в ограниченном размере. · Полная – возникает согласно договору о полной материальной ответственности по разовой доверенности на получение товарно-материальных ценностей, по решению судебно-следственных органов, если ущерб нанесен работником, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения; если ущерб причинен умышленной порчей товарно-материальных ценностей. Обязанности материально-ответственных лиц: бережно относится к ТМЦ, обеспечить их сохранность, предупреждать хищение.
|