Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание того, как взрослые учатся






О том, как взрослые учатся, уже говорилось в этой главе (см. раздел «По­нимание отличий взрослых»), но было бы полезно отдельно остановиться на этой теме, особенно в отношении учебных андрагогических теорий. Мы упо­минали об Эриксоне, Хэвихарсте, Левинсоне и Науэлсе. Если бы наша глава являлась целым томом, посвященным только теории обучения взрослых, сле­довало бы добавить рассказ о пяти стадиях Боэлена (Boelen) и семи стадиях Роджера Гоулда (Roger Gould), дав описание того, как разнообразные теории обучения взрослых вносят свой вклад в общее понимание обучения. Но круп­нейшим проповедником в этой области был Малколм Науэлс, делавший ак­цент на андрагогии, — теории и практике образования взрослых.

* David 0-Moberg, «What the Graying of America Means to the Local Church», Christianity Today (Nov. 20, 1981), p. 33.

ft Malcolm Knowles, The Adult Learner: A Neglected Species. Houston: Gulf, 1973.


139 9. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ ВЗРОСЛЫХ

Этот термин впервые был использован немецким школьным учителем Александром Каппом в 1833 году и получил распространение к 1954 году в системе европейского образования; профессор Т.Хэйв (T.T.Have) читал лек­ции и писал об андрагогии в Нидерландах. В 1966 году университет в Амстер­даме представил докторскую работу по андрагогии. В 1950 году на сцене по­явился Науэлс с книгой, озаглавленной «Неофициальное образование взрос­лых» (Informal Adult Education), за которой следовали другие издания, среди них — «Современная практика образования взрослых» (The Modern Practice of Adult Education), опубликованная в 1975 году.

Совершенно ясно, что Науэлс — приверженец теории развития и обраща­ется к андрагогии как «процессуальной модели», направленной скорее на то, что происходит во время обучения, нежели на само содержание обучения. Поскольку Науэлс не предлагает нам теологического обоснования, евангель­ские учителя должны соблюдать определенный баланс, делая акцент на содер­жании (авторитет непогрешимого Слова Божиего), но в то же время не забы­вая о полезных мыслях из теории Науэлса. Основываясь на теории Науэлса, андрагогия основывается на семи положениях:

1. Создание атмосферы, располагающей к обучению. Цель этого шага —
создание и поддержание физической и умственной атмосферы, которая бы по­
ощряла ученика принимать участие в занятиях и обучаться на всех уровнях.

2. Создание механизма обоюдного планирования. Мы поощряем ученика
участвовать вместе с учителем в определении способа коммуникации, кото­
рый будет способствовать процессу вовлечения.

3. Определение нужд обучения. И личные, и общественные нужды должны
быть выявлены, прочувствованы и удовлетворены.

4. Формулировка целей программы. Этот шаг помогает определять содер­
жание материала, который ответит на нужды, выявленные в шаге 3.

5. Создание образца обучения. После того как мы определили цели и пути
их достижения, необходимо выбрать механизм их выполнения.

6. Оснащение учебного процесса подходящими методами и материалами.
Здесь мы добавляем орудия обучения.

7. Оценка результатов обучения. Во время этого последнего шага мы на­
блюдаем, как осуществляется процесс и воспринимается содержание.

Нужно отметить, что в своих ранних работах Науэлс утверждал андраго-гику по контрасту с педагогикой (обучением детей). И лишь не так давно он изменил свое убеждение и показал, что андрагогика — другая модель представлений об ученике, и она должна применяться наряду с педагогикой.

Все это очень напоминает образовательный цикл, который используют не­которые из вас (см. главы 7-8). Однако уникальность образования взрослых делает ударение на личной ответственности, собственной инициативе, безот­лагательности и практичности изучаемого материала.

В заключение этой части я должен сказать хотя бы несколько слов о си-нергогике, более прогрессивном подходе к обучению взрослых, который ос­нован на принципах андрагогики. Синергогика — это «обучение, сконцентри­рованное на ученике, которое применяет принципы андрагогики к учебной си­туации, когда имеются группы сверстников». Этот подход отличается от всех остальных, потому что он заменяет авторитетную фигуру на учебный проект и делает ученика активным участником, ответственным за свое собственное


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 140

обучение. Основной задачей является притягивание студентов друг ко другу, а не конфронтация, применение «коллегиальных объединений» для повыше­ния мотивации.

Синэргогика дает ученикам наполненные смыслом указания через учеб­ный проект и инструменты. Учитель структурирует процесс обучения путем подготовки основания из упорядоченных шагов по овладеванию знаниями и навыками (когнитивные, аффективные и конативные). Существует множество примеров этого процесса, самый простой — «объединение эффективности усилий». В этой модели учитель назначает индивидуальную подготовку, общую для всех членов класса (задания по чтению, интервью, просмотр видео). Затем он создает адекватный инструмент по оценке знаний, возможно, это будет тест, который определит ключевые сегменты обучения. Тест разра­ботан, и группа студентов собрана вместе.

Дискуссия направлена на достижение согласия в группе, ее саморегули­рование. Цель — доказать, что результаты группы в целом лучше, чем резуль­таты отдельных личностей. Это показывает преимущество работы в команде (сотрудничество, а не соревнование) по контрасту с обучением в одиночку.

Эуген Трестер подчеркивает это в своем высказывании.

Многие учителя, занятые в сфере библейского обучения взрослых, начинают осоз­навать, что для успешного достижения цели им самим нужно овладеть навыками, которые позволяют облегчить процесс научения. Люди, работающие в системе об­разования, знали давно, но лишь теперь начинают применять в своей работе древнее представление о том, что не учительство, но процесс научения учеником является ядром образования. Начинающему учителю часто требуются годы преподавания, пока он не переместит фокус внимания с себя на учеников. Все большее число ра­ботников образования убеждаются, что им необходима подготовка, хорошее знание теории и богатый опыт в сфере поддержки взаимозависимого обучения взрослых.'''






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.