Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современной западной философии






Сциентизм (лат. scientia – наука) – утверждение о том, что все имеющие смысл проблемы научно разрешимы. В том числе - проблемы жизни общества. При этом признаются достаточными естественно-научные методы познания и решения. Роль науки при этом явно переоценивается.

 

39.Иррационализм и «философия жизни» как направление в философии

Иррационализм – философское течение, появившееся в 19 веке в противовес рационализму, пытавшему все объяснить на основе разума.

Иррационализм (т.е. не разумный, находящийся за пределами разума) - учение, которое считает, что главными источниками познания мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувства, любовь. А разум лишь затем обрабатывает полученные в результате этого познания данные.

«Философия жизни» - группа учений сформировавшаяся позднее на базе иррационализма.

Среди ее видных представителей - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд, О.Шпенглер и др.

Основы теорий «философии жизни»:

Онтология: В основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, поток, порыв, длительность, в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция.

Этот поток жизни необъясним в рамках рационализма и позитивизма. Жизнь это процесс, свободное, стихийное и интенсивное творчество, не поддающееся научному анализу.

Гносеология:

Главное в жизни не материя, а дух. Поэтому вместо логики и рационального познания следует опираться на интуицию, чувства, переживания.

Артур Шопенгауэр (1788-1860)немецкий философ. Гл. работа «Мир как воля и представление» Главный принцип жизни и познания – воля, непознаваемая «вещь в себе», которая находится вне времени и пространства и не зависит от разума и от познания.

Воля действует слепо, инстинктивно и не направляется сознанием (как птица, строящее гнездо, паук, плетущий сеть).

Воля составляет сущность всякой вещи.Воля – явление мировое. Мировая воля лежит в основе всего существующего, в т.ч. и воли отдельного человека.Познание мира – непосредственное, на основе интуиции, т.к. воля бессознательна и слепа. Поэтому высший вид познания не наука, а искусство, как основанное на интуиции.

Фридрих Ницше (1844-1900)немецкий философ Главная категория - «воля». Сущность жизни – воля к власти. Все что мешает укреплению воли к власти должно быть отброшено как вредное (старые истины, мораль, религия, отношение к женщинам, сострадание к неудачникам и слабым и т.п.).

Интеллект и демократия гражданского общества приводят к равенству и к серости. Любовь к ближнему формирует мораль «рабов». Ее следует заменить моралью «господ», немногих, обладающих силой и презрением.

Это грядущие сверхчеловеки («белокурые бестии»), они абсолютно свободны. Масса должна безропотно им подчиняться.

Главным способом познания жизни является и скусство. Главная цель познания – приносить пользу людям.

Анри Бергсон (1859-1941)французский философ

Подлинная реальность – жизнь, которая характеризуется как «жизненный порыв». Это бесконечная творческая эволюция, становление и развитие.

Жизнь непрерывна, длительна, целостна.

Жизнь не познаваема с помощью науки и разума. Она постижима только интуицией.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) австрийский врач-психиатр Изучал проблемы поведения человека, культуры.

Поведение человека Каждый индивид сам по себе, движущие силы его поведения – в его биологических инстинктах и потребностях.

Определяющую роль в жизни человека играет не сознание, а бессознательное. При этом сексуальное влечение человека (либидо) является основой поведения человека, оказывает влияние на все виды деятельности людей.

Наряду с половым инстинктом Фрейд выделяет также инстинкты: жизни и смерти, разрушения, агрессии.

В конечном счете, борьба инстинктов жизни и смерти (Эроса и Танатоса) определяет ход развития человека, общества и культуры.

Проблемы культуры Культура (классическое определение) – совокупность социальных свойств человека, их знания, умения, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д.В основе культуры – иррациональная, биологическая деятельность человека.

Вся человеческая культура, по Фрейду, есть результат сублимации – переключения энергии либидо на процесс творчества и другие, более высокие виды деятельности (политика, общественная деятельность).

Культура (особенно европейская) невротична в своей основе, т.к. у нее репрессивная функция по отношению к человеку. Существующие социальные нормы и ценности, установки культуры подавляют естественные инстинкты и влечения людей и тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья.

Люди были счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.

40.Экзистенциализм (философия существования) одно из основных философских социальных течений XX века.

Основатель – Серен Кьеркегор (1813-1855) Дания. Рассматривал человека как «экзистенцию» (подлинное бытие). В основном разрабатывался учеными Германии, Франции, а также России (Бердяев, Шестов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.