Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия марксизма (диалектический материализм). Ее предмет






Под влиянием материалистической философии Л.Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от поддержки гегелевского идеализма к материализму.

Теоретические источники философии марксизма: труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь – материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.

Однако при этом К.Маркс резко критиковал:

1) Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития природы) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

2) Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие мира происходит за счет идеального, благодаря мировому разуму).

Маркс и Энгельс путем органического соединения материализма с диалектикой создали свою, принципиально новую философию – диалектический материализм.

Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности и решающей роли материальных факторов.

Принципиальное отличие диалектического материализма Маркса от прежнего материализма: диалектический материализм признает развитие и качественное разнообразие мира, а прежний материализм был метафизическим (т.е. отрицавшим такое развитие).

Основные положения диалектического материализма (марксистской философии):

1. Основой мира является вечная, никем несотворимая материя. Она первична.

2. В ходе своего бесконечного развития материя создает идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека), которые являясь производными от материального мира. Идеальные сущности развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, зависят от него и являются его отражением.

3. Диалектика понятий вторична и является отражением диалектики вещей.

4. Решающая роль – у практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

5. Материальный фактор играет решающую роль в развитии общества.

6. Развитие общества носит прогрессивный, ступенчатый характер (путем смены общественно-экономических формаций). Оно обусловлено заменой устаревших способов производства материальных благ, а также борьбой главных классов общества.

7. «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

8. Главная задача философии – не объяснять мир, как это делала прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.

К.Маркс: «Философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.