Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






пожаров разлитого нефтепродукта из автоцистерн






4.1.Расчетный метод тепловых потоков при проливе ЛВЖ и ГЖ при­
веден в ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических про­
цессов. Его используют при прогнозировании противопожарных расстоя­
ний, опасных зон для пожарных и людей без средств защиты. На рассмат­
риваемых пожарах целесообразно использовать экспериментальные дан­
ные, полученные в полигонных условиях.

4.2.Безопасные расстояния боевых расчетов до фронта пламени опре­
деляются предельно допустимыми параметрами боевой одежды, теплоот-
ражательных и теплозащитных костюмов по отношению к тепловому из­
лучению и температуры окружающей среды (q^, Т; 1Д) и предельно допус­
тимому времени их экспозиции (тщ, } приведенных в приложении 5 (табл. 2,
3).

Значения плотностей потока теплового излучения определяются руч­ными актинометрами типа ЛИОТ-Н или радиационно-оптичеекими пиро­метрами (РОП) [10]. Оценка тепловых потоков, при невозможности их ин­струментального определения, осуществляется предварительно по эмпи­рической зависимости тепловых потоков (1).

С целью упрощения расчетов принимается, что показатель степени эмпирической зависимости, с увеличением расстояния от источника и площади самого источника, не изменяется.

4.3. Распределение плотностей тепловых потоков излучения q проли­
вов горючих жидкостей, площадью от 6 до 36 м2 и на высоте от 1 до 3 м,
описывается зависимостью [10]:

где S - площадь горения жидкости, м2; / = -т= - безразмерное относитель-ное характерное расстояние; / - расстояние от фронта горения, м.

Пример 1. Площадь пожара S = 36 м2, Найти плотность теплового потока q на расстоянии от фронта пожара / = 6 м.

 

Решение: •Л f =54-36 Л-1~) =5, ЗкВт-м2

Вывод: при / = 6 м в соответствии с [8] работа пожарного в боевой одежде допустима в течение 4 мин без защиты водой или пеной от пода­ваемых стволов.

Пример 2. Площадь пожара S = 36 м2. Найти безопасное расстояние /„д от повышенных тепловых воздействий, на котором находится пожар­ный в специальной защитной одежде (СЗО 1ТГВ) полутяжелого и легкого типов.

Решение: В соответствие с [8, 9] находим: qm - 25 кВт-м" 2 для СЗО ПТВ полутяжелого типа (ТОК-200-25) и ^од = 10 кВт-м" 2 для СЗО легкого типа. Из уравнения (1) получим:

для 9га = Ю кВт-м*2 - /щ, = 4 м, для q^ = 25 кВт-м'2 - /„д = 2 м.

Вывод: В соответствии с требованиями допустимая продолжитель­ность работы в СЗО ПТВ полутяжелого и легкого типов не более 4 и 8 минут соответственно.

4.4. Величины площади пожара 5 и характерного размера /
определяются для наиболее типичных причин разлива нефтепродукта
(утечки из-за неплотности соединений, утечки при сливо-наливных
операциях, разрушении цистерны с нефтепродуктом) и для каждого
конкретного пожара оцениваются визуально.

4.5.Расчет величины теплового воздействия производится по уравне­
нию (1) с учетом данных визуальной оценки геометрических параметров в
соответствии с пунктом 4.4.

4.6.Предельно допустимой зоной воздействия теплового излучения на
личный состав боевых и пожарно-спасательных расчетов в настоящих Ре­
комендациях устанавливается зона с граничной величиной теплового по­
тока, равного 5 кВт-м" 2 для боевой одежды пожарного (БОП) и 10 -
25 кВт-м" " для СЗО ПТВ, соответственно, легкого и полутяжелого типов.

4.7.Значение граничной величины теплового потока зоны предельно
допустимого воздействия обусловлено требованиями к спецодежде для
защиты от воздействия повышенных температур.

4.8.Допускается уменьшение расстояния между боевыми позициями
ствольщиков и фронтом пламени, но при безусловном выполнении требований их пребывания в пределах предельно допустимой зоны, в соответст­вие с пунктом 4.6.

4.9. Расчет предельно допустимых зон для пожаров пролитого неф­тепродукта, площадью более 36 м2, по предельно допустимой плотности теплового потока для СЗО ПТВ полутяжелого типа (10-18 кВт-м'2), прово­дится по эмпирическому уравнению:

 




 



(3)


Пример 3. Площадь пожара S = 320 м2. Найти предельно допустимую зону (/„д) получим:



 


Вывод: найдено предельно допустимое расстояние пожарного в СЗО ПТВ полутяжелого типа.

4.10. Критерий безопасности личного состава, пожарных автомобилей и пожарно-технического вооружения, автоцистерн, других транспортных средств и сооружений, при воздействии теплового излучения горящего нефтепродукта в виде «огненного шара», определяется по формуле [11, 20]:

Расчет интенсивности теплового излучения в случае возникновения «огненного шара» после пролива нефтепродукта проводится в соответст­вии с ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических про­цессов.


Параметры «огненного шара»


Таблица 3


 

Параметры   Масса горючего в «огненном шаре» , т
  0, 15         25 1 30
Эффективный диаметрам           146 155
Время существования, с           20! 21
Расстояние от облучаемого объекта до центра шара, м Плотность теплового потока, кВт/м2
               
               
. _.. _ 70 _j              


Продолжение таблицы 3

Вывод: при взрыве топливного бака автоцистерны безопасное рас­стояние по тепловому излучению для пожарных з боевой одежде — > 30 м; при взрыве автоцистерны (Ют) безопасное расстояние по тепловому излу­чению для пожарных в СЗО НТВ легкого тина - > 150 м; СЗО ПТВ полу­тяжелого типа (ТОК-200-25) - > 120 м.

4.11. Информационное обеспечение руководителя тушения пожара может включать: расчеты по оценке безопасных расстояний до фронта пламени; выбор необходимой боевой одежды пожарного; оценка теплоус­тойчивости цистерны с нефтепродуктом. Данная информация повысит оперативность и точность принятия решений по работе личного состава на пожаре.


Литература

1. ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирова­
ния и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования.

2. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными
грузами при их перевозке по железным дорогам, МПС РФ. М., 1997.

3. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. - М.: Мини­
стерство транспорта, РФ, 1995.

4. Особенности ведения боевых действий и проведения первоочередных аварийно-
спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах. Рекомен­
дации, М: ВНИИПО МВД России, 1997.

5. Рекомендации к оценке по определению проходимости маршрутов трансиорт-
ных средств в условиях опасных факторов массовых пожаров. Новогорск: АГЗ, 1993.

6. Повзик Я. С. Справочник руководителя тушения пожара: М.: ЗАО «Спецтехни­
ка», 2000. - 361с.

7. НПБ 163-97 Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие техни­
ческие требования. Методы испытаний.

8. НПБ 157-99 Боевая одежда пожарных. Общие требования. Методы испытаний.

9. НПБ 161 -97 Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых
воздействий. Общие технические требования. Методы испытаний.

10.Тепловое излучение пламени авиационного наземного пожара / Г.С. Крылова,
Р.А. Сарычев-Чумбуридзе, Х.И. Исхаков. Горючесть материалов и обнаружение пожа­
ра: Сб. науч. тр. М., ВИПТШ МВД СССР, 1986.

11.Исхаков X. И., Каминский Я.Н., Пахомов А.В. и др. Пожарная безопасность ав­
томобиля -М.: Транспорт, 1987.

12.Исхаков Х.И., Логачев Е.Н, Хабибуотн Р.Ш. Пожарная безопасность автоцис­
терн для перевозки нефтепродуктов. Пожары и окружающая среда /7 Материалы XXVII
Международной науч.-практ. конф. - ВНИИПО. М., 2002.- 474 с.

13.Сучков В.П. Анализ пожаров на эстакадах налива нефтепродуктов в автомо­
бильные цистерны // Транспорт и хранение нефтепродуктов: НТИС. - М.: ЦНИИТЭ-
иефтехим, 1995. - № 9. - С. 11-13.

14.35000 L Tanker explosion-Wayong. Volume №56, 2001

15.Исхаков Х.И., Логачев Е.Н., Хабибулин Р.Ш. Теплоустойчивость емкости с
жидкостью. Пожары и окружающая среда: Материалы XXVII Международной науч. -
практ. конф.. - ВНИИПО. М., 2002.- 474 с.

16.Хабибулин Р.Ш. Исследование теплоустойчивости автомобильной цистерны для
транспортирования нефтепродуктов // Материалы 11-й научно-технической конферен­
ции " Системы безопасности" СБ-2002, 2002. - 279 с.

17.Савельев А.Н., Стариньков А.Н., Мордовцев Р.В., Назаров В.П. Правила по ох­
ране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России
(ПОТРО 01 - 2002). - М.: Академия ГПС, 2003. - 322 с.

18.Огчет о НИР «Разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
жилых зданий с топливными емкостями». - МИПБ.- М., 1999 - 69 с.

19.Логачев Е.Н. Рабочее место пожарного // Материалы 11-й научно-технической
конференции " Системы безопасности" СБ-2002, 2002. - 279 с.

20.Логинов В.И. Общие принципы и особенности разработки различных видов
специальной защитной одежды пожарных. Пожарная безопасность N° 5, 2002 г.,
с. 51-57.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 инцидентов автоцистерн для перевозки нефтепродуктов


Рис. 1. Места возникновения пожаров

Рис. 2, Причины инцидентов


Приложение 2





 


Рис 3. Типичные пожары автоцистерн; а - пожар на проезжей части; б - пожар разлива нефтепродуктов при ДТП; в - пожар при проведении сливоналивных операций на АЗС; г - пожар на сливо-

наливной эстакаде


Приложение 3

Рис. 4. Конструкция цистерны: 1, 2- днище торосферическое; 3 - волнорез; 4 - горло­вина; 5 - крышка люка; 6 - дыхательный клапан с искрогасителем; 7 - указатель уровня налива; 8 - расширительный бак; 9 - фланец разгрузочного люка; 10 - воздухоотводя-щая трубка; ' 1 - ограждение; 12 - ограничитель уровня налива; 13 - перегородка; 14-переливнаятрубка; 15 -клапан.

Рис. 5. Схема нижнего налива: 1 - клапан донный; 2 - компенсатор; 3 - трубопровод монтажный; 4 - клапан обратный.


Рис. 6. Система рекуперации паров: 1 - установка рекуперации паров; 2 - головка при­соединительная; 3 - наливной стояк; 4 - патрубок присоединительный; 5 - рукав; 6 -соединение Ду80; 7 - переходник АР1-Ду80; 8 - клапан обратный; 9 - клапан донный; 10 - огнепреградитель; 11 - резервуар.

Рис. 7. Схема вариантов включения дыхательных клапанов на полуприцепе ЗАО «Бе-цема» в систему пневматического управления: 1 - дыхательный клапан; 2 - донный сливной вентиль; 3 - манометр; 4 - блок управления дыхательным клапаном; 5 - блок управления донным сливным вентилем; 6 - блок дистанционного аварийного управле­ния.


Рис 8. Средства противопожарной защиты автоцистерн для транспортировки нефтепродуктов


Приложение 5

Таблица 1

Среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени в зависимости от диа­метра очага для некоторых жидких углеводородных топлив, кВт/м2 (ГОСТ 12.3.047-98)

 

 

Топливо   Диаметр очага, м  
         
Бензин         u_25
Дизельное топливо   32 " 1      
Нефть 25_j i9      

Таблица 2

Требования, предъявляемые к теплофизическим показателям материалов и тканей БОП (НПБ 157-99)

 

 

Наименование показателя Значение показателя
1 уровень защиты
1.Устойчивость к воздействию теплового потока:
5, 0 кВт/м2, с, не менее  
40, 0 кВт/м2, с, не менее  
2. Устойчивость к воздействию открытого пламени, с, не менее  
3. Теплопроводность при темпе­ратуре 50... 150 " С, Вт/м. " С, не бо­лее 0, 06
4. Устойчивость к воздействию температуры окружаю­щей среды:
до 300 °С, с, не менее  
до 200 °С, с, не менее -
5. Устойчивость к контакту с на­гретыми до +400" С твердыми по­верхностями, с, не менее  

: Требование должно выполняться только при поверхностном зажигании


Условия эксшсуатации СЗО ПТВ (НПБ 161-97)


Таблица 3


 



 


 


 


Таблица 4


Таблица 5

Значения предельно допустимых расстояний для АТС и человека по условию возник­новения пожара от рядом стоящего АТС


Таблица 6

Выбор средств защиты в соотвегствии с тепловыми потоками модельного пожара нефтепродуктов



 


 



 


Рис. 9. Плотность теплового потока в зависимости от расстояния до фронта пламени площадях пожара 6 и 36 м2


Выбор средств защиты в соответствии с тепловыми потоками от " огненного шара" (10 т.)


Таблица 7


 



 


Харис Исхакович Исхаков Михаил Михайлович Верзилин

Александр Иванович Жук

Александр Васильевич Подгрушный

Евгений Николаевич Логачев

Ренат Шамильевич Хабибулин

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ГПС МЧС РОССИИ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА РАЗЛИТОГО НЕФТЕПРОДУКТА ИЗ АВТОЦИСТЕРН

В авторской редакции

Макет и верстка С.Н. Ухорский Корректор Е.А.Носальчук

Подписано в печать 25./2.O5? Формат 60 х 90/16

Бумага офсетная. Печ, л. 1, 63 Уч.-изд. л. 1, 05

Тираж 40 экз. Заказ /

Академия ГПС МЧС России 129366, Москва, ул. Б. Галушкина, 4


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.