Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование самосознания личности






 

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела “нажить” эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потреб­ностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъектив­ной значимости другого человека или общности для личности, ре­зультат их влияния на нее.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдель­ных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помо­гают ему ответить на вопросы: “Кто я есть? ”, “Почему я такой? ”, “Чего я могу и должен достичь и каким образом? ”, то есть формируется его самосознани е.

Более глубокое проникновение в “Я-концепцию” позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, “Я” реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой - идеальное “Я” (каким бы он хотел стать, ориентируясь на мораль­ные нормы), динамическое “Я” (каким он стремится и старается стать), фантастическое “Я” (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от дру­га “расстояниями”, разделяющими их реальное, идеальное, дина­мическое и фантастическое “Я”. Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их “Я” над другими - “Ты” и “Вы” - в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.

Рассматривая характеристики “Я”, нельзя также не заметить, что у одних людей их “Я” обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстра­няться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их " Я" плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.