Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социализации






Социализация - это акку­мулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее понима­нию предложен Б.Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле - это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком - исторический процесс, филогенез.

Наряду с понятием “социализация” есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например “воспитание” и “адаптация”.

Понятия “социализация” и “адаптация” тесно связаны.

Адап­тация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм.

Различают два вида адап­тации:

- психофизиологическую

- социально-психологическую,

Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию.

По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и принудительной.

Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в) само­утверждение.

Таким образом, социально-психологическая адапта­ция - это конкретный процесс социализации.

Социализация имеет следую­щую структуру:

1) содержание;

2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспосо­биться личность. 3)механизм,

4)социальные институты,

5)факторы и стадии.

Большую роль играет и локус контроля (с лат. - место). Существует два крайних типа данного понятия, предло­женного американским психологом Д. Роттером:

- интернальный - человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, це­леустремленности, интеллектуальных способностей

- экстернальный - успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи или давления окружения и т. п.

Локус контроля яв­ляется особой личностной характеристикой, в зависимости от ко­торой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внеш­ним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проб­лемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказывается: материальных усло­вий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому че­ловек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм придется “платить”. Ины­ми словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению.

Наиболее ярко содержание социализации проявляется в осо­бенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоцио­нальных оценках.

По мне­нию Э. Фромма, возможны такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.

Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.

С адизм - социализация осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других.

Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посред­ством разрушения окружающего мира.

Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем вы­ражении означает отказ от собственного “Я”, подмена подлинной личности псевдоличностью.

В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется “одномерный” (“массовый”) человек (“чело­век организации”), “извне ориентированная личность” (“автоматически ориентированная личность”, “автоматически конформ­ная личность”). Автором данной концепции является Г. Маркузе.

Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стерео­типам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуля­циям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потреби­тельская ориентация, унификация “Я”).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.