Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы, категории






1.ДИАЛЕКТИКА – это:

1. Умение спорить.

2. Учение о всеобщей связи и взаимодействии в мироздании.

3. Способ доказывать существование сверхъестественных явлений.



4. Метод познания, противоположный механистической методологии.

5. 2 и 4.

6. Все перечисленное.

 

2. КОГДА ВОЗНИКЛО ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:

1. В античности.

2. В Средние века.

3. В Новое время.

4. В философии Гегеля.

5. В учении К. Маркса.

6. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних дней.

 

3. В чем состоит специфика АНТИЧНОЙ ДИАЛЕКТИКИ?

1. В неразработанности категориального аппарата.

2. В умозрительности.

3. В фрагментарности.

4. В наивном отождествлении форм мышления и форм бытия.

5. Все перечисленное.

 

4. Каковы характерные черты СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИЧЕСКОЙ

ДИАЛЕКТИКИ?

1. Теоцентричность.

2. Бессодержательность многих понятий.

3. Подмена генетической выводимости догматической казуистикой.

4. Смешение логических аргументов догматическими постулатами.

5. Все перечисленное.

 

5. НАЗОВИТЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ?

1. Отождествление бытия и мышления.

2. Идеализм.

3. Восхождение от абстрактного к теоретически конкретному.

4. Стремление синтезировать все достижения истории философии как отдельные фрагменты развития философии абсолютного духа.

5. Противоречие метода системности.

6. Все перечисленное

 

6. ЧТО НОВОГО ВНЕСЛИ В ДИАЛЕКТИКУ К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС?

1. Включили в материалистическую философию.

2. Открыли законы диалектики.

3. Превратили диалектику в учение о пролетарской революции.

4. Создали новую диалектику, отбросив все старое.

5. Все перечисленное.

 

7. РАЗВИВАЛАСЬ ЛИ ДИАЛЕКТИКА ПОСЛЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА?

1. ДА.

2. НЕТ.

 

8. ЧТО ТАКОЕ «АЛЬТЕРНАТИВА»?

1. Взаимоисключающие возможности.

2. Взаимодополняющие возможности.

3. Необходимость выбора из множества вариантов одного правильного.

4. Противоположность.

5. 1 и 2.

6. 1 и 4.

7. Все перечисленное.

 

9. МЕТАФИЗИКА (механицизм) - это:

1. Противоположное диалектике учение.

2. Учение физиков о механизмах движения космических тел.

3. Методология мышления, познания.

4. Представление о движении как механическом перемещении.

5. 1-3.

6. 1, 3 и 4.

7. Все перечисленное.

 

10. ДОГМАТИЗМ — это:

1. Учение о религиозных догмах.

2. Закостенелая система взглядов.

3. Утверждения, претендующие на абсолютную истинность.

4. Вечные и неизменные взгляды.

5. Отрывочные, неполные знания.

6. 1, 3 и 5.

7. 2-4.

8. Все перечисленное.

 

11. СОФИСТИКА — это:

1. Учение о «софии» (мудрость).

2. Античные анекдоты, забавные случаи.

3. Учение о софистах.

4. Сознательный обман, хитрое доказательство с целью выиграть спор.

5. Логические приемы для доказательства недоказуемого.

6. 1, 2, 5.

7. 4 и 5.

8. Все перечисленное.

 

12. ЭКЛЕКТИКА — это:

1. Некритическое смешение разных учений.

2. Ошибочные суждения.

3. Понятие, употребляемое в астрономии.

4. «Болезнь великих людей».

5. Присвоение чужих идей.

6. 1-2.

7. 1, 2, 6.

8. Все перечисленное.

 

13. КАТЕГОРИИ — это: (исключить ненужное)

1. Ступеньки познания мироздания.

2. Универсальные формы деятельности.

3. Общие понятия.

4. Способы познания и преобразования действительности.

5. Коэффициент определения профессиональных разрядов мастерства.

6. Разновидности научных знаний.

 

14. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЧАСТНОНАУЧНЫХ?

1. В предельной всеобщности.

2. Применительны к природным, общественным и познавательным

явлениям.

3. Внутренне взаимосвязаны друг с другом в единую систему.

4. Отражает мир как целое.

5. Играют методологическую роль по отношению к частнонаучным понятиям.

6. Все перечисленное.

 

15. КАКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ СЧИТАЕТ КАТЕГОРИИ «априорными схемами рассудка», «врожденными идеями, упорядочивающими сенсорные потоки»?

1. Объективный идеализм.

2. Дуализм.

3. Пантеизм.

4. Деизм.

5. Субъективный идеализм.

6. Материализм.

 

16. В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ КАТЕГОРИЯ «ЕДИНИЧНОЕ» ОЗНАЧАЕТ:

1. Отдельный предмет.

2. То, что существует в одном экземпляре.

3. Свойство, присущее только одному предмету.

4. Все перечисленное.

 

17. В ОБЪЕКТИВНОМ ИДЕАЛИЗМЕ «ЕДИНИЧНОЕ» - это:

1. Духовное основание множества однородных предметов.

2. Сущностное, неизменное, родовое начало отдельных конечных объектов.

3. То, что объединяет универсум.

4. Бог.

5. 1-3.

6. 1 и 4.

7. Все перечисленное.

 

18. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ТРАКТУЕТ «ЕДИНИЧНОЕ» КАК:

1. Субъективную форму бытия.

2. Человеческое «Я», синтезирующее в себе все познаваемое и ощущаемое.

3. Способность мышления создавать синтетические представления из разрозненных чувственных данных.

4. Врожденную идею, упорядочивающую поток ощущений.

5. Все перечисленное.

 

19. ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА «ЕДИНИЧНОЕ» - это:

1. Общее генетическое основание для множества производных объектов, существующее рядом с произведенными объектами как отдельная вещь, самостоятельный объект.

2. Уникальный неповторимый признак.

3. Все перечисленное.

 

20. НОМИНАЛИЗМ СЧИТАЕТ КАТЕГОРИЮ «ОБЩЕЕ»:

1. Лишь словесным обозначением повторяемости предметов или их свойств.

2. Именем множества однородных предметов.

3. Понятием, не имеющим своего предмета.

4. Все перечисленное.

 

21. РЕАЛИЗМ СЧИТАЕТ «ОБЩЕЕ»:

1. Божественной сутью отдельных объектов.

2. Реально существующим духовным основанием множества отдельных явлений.

3. Умопостигаемой сущностью вещей, определяющей их многообразие явлений.

4. Понятие, которому соответствует реально существующее духовное родовое основание отдельных предметов.

5. Все перечисленное.

 

22. МАТЕРИАЛИЗМ СЧИТАЕТ, ЧТО «ОБЩЕЕ» — это:

1. Категория, которая отражает материальное единство (общность)

конечных предметов и событий.

2. Понятие, которым обозначается множество, отличное от составляющих его элементов.

3. Повторяемость свойств, связей, отношений.

4. Все перечисленное.

 

23. ПРИЧИНА — КАТЕГОРИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ ТО,

1. Что предшествует по времени другому событию.

2. Познанные обстоятельства и условия происшедшего события.

3. Что порождает другое событие.

4. Вымышленная философами связь событий.

5. 1 и 3.

6. Все перечисленное.

 

24. ДЕТЕРМИНИЗМ — это:

1. Учение о том, что все в мире имеет причину, все причинно взаимосвязано.

2. Учение, представители которого утверждают, что причину событий мы до конца никогда не можем познать.

3. Учение о том, что все причины познаваемы или наукой, или философией, или религией.

4. Все перечисленное.

 

25. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА:

«Я не могу себе представить никакой истинной активной действующей причины, кроме духа... Но это не препятствует допущению случайных... причин (которые в действительности являются лишь знаками)?

1. Ф.Бэкон.

2. Беркли.

3. Гегель.

4. Ницше.

5. В.Соловьев.

 

26. СЛЕДСТВИЕ — это:

1. Событие, которое по времени происходит после того события, которое его порождает.

2. Особый род (в криминалистике) познавательной деятельности.

3. Результат чужой деятельности, отличающийся от собственной цели.

4. То, что всегда по времени происходит за другим событием.

5. Все перечисленное.

 

27. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДЕТЕРМИНИЗМУ

УЧЕНИЕ?

1. Адетерминизм.

2. Редетерминация.

3. Дедетерминизация.

4. Индетерминизм.

5. 1 и 4.

6. Все перечисленное.

 

28. НЕОБХОДИМОСТЬ — это то,

1. Что происходит по законам природы.

2. Что случается всякий раз при наличии соответствующих обстоятельств и условий.

3. Скрытые за материальной оболочкой вещей божий дух и божья воля.

4. Что нельзя отменить приказами, указами, законами государства.

5. Что случается в силу собственных причин.

6. Все перечисленное.

7. 1, 4, 5.

 

29. ФАТАЛИЗМ — это:

1. Учение противоположное волюнтаризму.

2. Учение о том, что все предопределено и происходит по необходимости.

3. Учение, отрицающее случайность.

4. Вера в «фатум» (рок, судьбу).

5. Все перечисленное.

 

30. СЛУЧАЙНОСТЬ — это:

1. То, что происходит в силу внешних, посторонних причин.

2. То, что обусловлено то или иное событие, но то, еще не познанное.

3. То, что нарушает цепь упорядоченных событий.

4. Цепь событий, где нет закономерности.

5. Стихийная, нерегулируемая цепь событий.

6. Все перечисленное.

 

31. СУЩНОСТЬ — это:

1. Внутренний родовой закон для множества однородных явлений.

2. Божий дух в душе каждого.

3. То, что остается инвариантным, константным при изменениях

материальных и духовных систем.

4. Главный признак объема исследования.

5. 1-3.

6. Все перечисленное.

 

32. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА:

«Имеется в вещах нечто пребывающее, и это пребывающее есть прежде всего сущность»?

1. Пифагор.

2. Н. Кузанский.

3. Лейбниц.

4. Гегель.

5. Ленин.

6. П.Флоренский.

 

 

33. ЗАКОН — это:

1. Объективная, необходимая, причинно-следственная связь предметов, событий или их элементов.

2. Утвержденные парламентом государства нормы и правила организации общественной жизни.

3. Это всеобщие теории и концепции.

4. Сущность материальных и духовных систем.

5. 1 и 4.

6. Все перечисленное.

 

34. ЯВЛЕНИЕ — это:

1. Реализованная сущность.

2. Чувственно доступные свойства предметов.

3. История бытия объекта, отличная от его логического бытия.

4. Внешние связи и отношения предметов и событий.

5. 1, 3 и 4.

6. Все перечисленное.

 

35. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА:

«Видимость есть ближайшая истина бытия или непосредственности. Непосредственное не есть то, чем мы его предполагаем, не есть нечто самостоятельное».

1. Гераклит.

2. Аристотель.

3. Фома Аквинский.

4. Гегель.

5. Фейербах.

6. Ф. Энгельс.

7. Н.Ф. Федоров.

 

36. СОДЕРЖАНИЕ — это:

1. Совокупность элементов данной системы.

2. То, что образует данную систему.

3. Все, что входит в понятие этого предмета.

4. Единство сущности и явления предмета.

5. 1 и 4.

6. Все перечисленное.

 

37. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА:

«Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма - переход содержания в форму... Нет бесформенного содержания... как нет бесформенного вещества»?

1. Сократ.

2. Августин.

3. Эрицгена.

4. Спиноза.

5. Гегель.

6. Н. Бердяев.

 

38. КТО СКАЗАЛ:

«Формой я называю суть бытия каждой вещи, ее первую сущность», «естественным путем... существует то, что состоит из материи и формы»?

1. Платон.

2. Ориген.

3. И. Дамаскин.

4. Гоббс.

5. Фихте.

6. Гегель.

7. И.А. Ильин.

8. Аристотель.

 

39. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — это:

1. Реализованная возможность.

2. Бытие, определенное во времени и пространстве.

3. Объективная реальность, конкретизированная совокупностью различных признаков.

4. То, что есть на самом деле.

5. Соответствие (соотношение, связь) реальности идеальному.

6. Бытие отдельной вещи, события, процесса.

7. Все перечисленное.

 

40. ЧЬИ СЛОВА: «Материя в возможности, потому что может приобрести форму, а когда она есть в действительности, у нее уже есть форма»?

1. Аристотель.

2. Дунс Скотт.

3. Локк.

4. Спиноза.

5. Дидро.

6. Фейербах.

7. Маркс.

8. В.В. Розанов.

 

41. НЕВОЗМОЖНОЕ — это:

1. То, что противоречит закону.

2. То, что вероятность целого равна нулю.

3. То, что запрещается.

4. То, на что не хватает сил (энергии).

5. 1, 2.

6. Все перечисленное.

 

42. ВОЗМОЖНОСТЬ БЫВАЕТ (исключить лишнее):

1. Реальная.

2. Формальная.

3. Прогрессивная.

4. Регрессивная.

5. Естественная.

6. Необходимая.

7. Случайная.

8. 1, 4, 7.

 

43.КТО ОПРЕДЕЛИЛ «ТОЖДЕСТВО» КАК ТО, ЧТО РАВНО САМОМУ СЕБЕ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, В ОДНОЙ ОНО ВЕЩИ ИЛИ В НЕСКОЛЬКИХ?

1. Вольтер.

2. Гегель.

3. Ленин.

4. Локк.

5. Рассел.

6. Л. Шестов.

 

44. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — это:

1. То, что не совпадает с самим собой.

2. То, что различимо.

3. Отношение между двумя вещами, которые исключают друг друга.

4. Переход предмета в свое «иное».

5. 3, 4.

6. 1-4.

 

45. ПРОТИВОРЕЧИЕ — это:

1. Логическая ошибка.

2. Совпадение противоположностей.

3. Такое единство противоположностей, когда они взаимно предполагают и взаимно отрицают друг друга.

4. Источник движения материальных и духовных систем.

5. Все перечисленное.

 

46. КАЧЕСТВО — это:

1. То, что делает предмет тем, что он есть.

2. Совокупность основных свойств объекта.

3. Основание бытия предмета, определяющее его пространственно-временные формы.

4. Конкретная определенная система.

5. 2 и 4.

6. Все перечисленное.

 

47. КОЛИЧЕСТВО — это:

1. Числовая определенность качества.

2. Свойства, которые можно измерить и сосчитать.

3. «то, что делимо на составные части».

4. Длина, ширина, объем, температура, площадь, вес и т. д.

5. 2, 4.

6. Все перечисленное.

 

48. МЕРА — это:

1. Единство качественной и количественной сторон объектов.

2. Границы, в пределах которых количественные изменения, не

ведут к изменению качества.

3. Умение соблюдать правила хорошего тона.

4. 1 и 2.

5. Все перечисленное.

 

49. СКАЧОК — это:

1. Переход от одного качества к другому.

2. Смена объектов своих существенных признаков.

3. Переход предмета в «свое иное» состояние.

4. Распад предмета, катастрофическое разрушение.

5. 1, 2 и 3.

6. Все перечисленное.

 

50. ОТРИЦАНИЕ — это:

1. Возражение типа: «сегодня тепло» -нет, «сегодня холодно».

2. Переход от старого к новому.

3. Становление нового, которое сохраняя все положительное, преодолевает старое.

4. Полный отказ от старого.

5. Переход развивающегося (изменяющегося) объекта системы к новому состоянию, обеспечивающему самосохранность, стабильность в новых условиях.

6. 2, 3, 5.

7. Все перечисленное.

 

51. МОДЕЛИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

1. Спираль.

2. Прямая, идущая от простого вверх к сложному.

3. Конусообразная спираль.

4. Пирамидообразная спираль.

5. Сочетание 1, 3, 4.

6. Повторяемость старого на новом витке модели сложной спирали.

7. Все перечисленное.

 

52. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ:

1. Они выполняют мировоззренческую функцию.

2. Действуют в природе, обществе и мышлении, т.е. носят всеобщий характер.

3. Выполняют методологическую функцию.

4. 1, 3.

5. Все перечисленное.

 

53. РАЗВИТИЕ — это:

1. Количественное или качественное изменение объекта по своим законам и под воздействием внешних обстоятельств.

2. Движение в заранее определенном направлении и к заранее определенному результату.

3. Любое изменение, движение.

4. Характеристика форм активности в растительном, животном и социальном мирах.

5. Все перечисленное.

 

54. КРИТЕРИИ РЕГРЕССА — это: (зачеркнуть ненужное)

1. Вырождение.

2. Энергетическое ослабление.

3. Плохая приспосабливаемость к изменившимся обстоятельствам.

4. Разрушение.

5. Подъем, расцвет.

6. Деградация.

7. Усиление тенденций хаоса, анархии, стихийности.

 

55. ПРОГРЕСС — это:

1. Развитие в выгодном направлении, т.е. с пользой.

2. Накопление положительных свойств.

3. Изменение системы в направлении укрепления целостности, усиления возможностей, расширения влияния, значимости, роли.

4. Упрощение структуры, чтобы выжить, приспособиться, отказавшись от излишних, громоздких деталей.

5. Все перечисленное.

 

 

56. КТО ВПЕРВЫЕ ПРИМЕНИЛ СЛОВО «ДИАЛЕКТИКА»?

1. Конфуций.

2. Будда (Гаутама).

3. Фалес.

4. Сократ.

5. Августин.

6. Платон.

7. Леонардо да Винчи.

8. Декарт.

 

57. О ком писали К. Маркс и Ф. Энгельс как о вершине диалектической мысли, который «... впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития»?

1. О Платоне.

2. Об Аристотеле.

3. О Фоме Аквинском.

4. О Н. Кузанском.

5. О Гегеле.

6. О Канте.

7. О Шопенгауэре.

 

58. КТО В ИСТОРИЧЕСКОМ СПИСКЕ ДИАЛЕКТИКОВ ОКАЗАЛСЯ НЕ ПО ПРАВУ?

1. Гераклит.

2. Зенон.

3. Пифагор.

4. Н. Кузанский.

5. Лаплас.

6. Лейбниц.

7. Гегель.

 

59. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ?

1. Демокрит.

2. Платон.

3. Н. Кузанский.

4. Спиноза.

5. Фейербах.

6. Ленин.

 

60. УКАЖИТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ:

1. Фалес.

2. Сенека.

3. Мейстер Экхарт.

4. Вольтер.

5. Якоб Бёме.

6. Къеркегор.

7. Карнап.

8. 3, 5.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.