Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОММЕНТАРИИ. 2.1 Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама был лишен в детские и юношеские годы знания о негативных сторонах жизни (страданиях






2.1 2

2.1 Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама был лишен в детские и юношеские годы знания о негативных сторонах жизни (страданиях, болезнях, смерти, старости и др.), поскольку отцу его было предсказано, что сын его станет монахом, познав их. Случайно и неожиданно встретив на своем пути больного, старого, умирающего человека, Гаутама так был поражен этим, что многие годы своей жизни посвятил поиску смысла жизни, и в конце концов ему открылась истина. С тех пор Гаутама стал называться Буддой, то есть «просветленным».

2.2 3

2.2 Ли (порядок) — одно из основополагающих понятий в конфуцианстве. Ли - то, чему должны следовать люди в своей жизни; то, благодаря чему может быть стабильно общество в целом. В конфуцианстве следование традиции, выполнение церемоний, строгая субординация - залог спокойствия и процветания (экономического, культурного, социального) государства.

 

2.3 1

2.3 Этика Джайнизма основана на непричинении зла живому существу (принцип ахинсы). Джайнисты признают диалектичность существующей реальности, ее способность делаться разумной, так как движущей причиной этого превращения является нравственная активность человеческой личности (что подчеркивается крайним аскетизмом).



 

2.4 2

2.4 «ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» — целостная система принципов буддизма, определяющая положение человека в мире и цель, к которой он должен стремиться. Первая благородная истина гласит: жизнь человека есть цепь страданий.

Вторая: причина страданий есть желание.

Третья: чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний.

Четвертая: благородная истина определяет восьмеричный путь Будды, путь избавления от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны, то есть устранения всего преходящего и приобщения к бесконечному, слияния с мировой душой.

 

2.5 3

2.5 По учению Будды души людей постоянно перерождаются, то есть, после смерти, душа переходит в другое тело. Эта цепь перерождений называется сансара. Души могут переселяться не только в тела людей, но и в тела животных, растений, минералов. Закон, определяющий переход души в то или иное тело - карма - переселяет души в соответствии с их дурными и хорошими качествами. Но жизнь, в любом теле для Будды есть цепь страданий. Следовательно, необходимо избавиться от цепи перерождений, освободиться от сансары, обманув карму, то есть лишив свою душу всех качеств, и, в конце концов, присоединиться к мировой душе.

 

2.6 2

2.6 ДАО (путь) — одна из основополагающих категорий даосизма. Дао — закон развития у всех вещей в отдельности и универсума в целом; в мире нет ничего постоянного, все изменяется, все идет по своему пути (дао) и этот путь предопределен. Дао в то же время — это путь человека, следование природе, естественному ходу вещей, и путь познания объективности реальности, слияние с природой, познание бесконечности мироздания интуитивно (естественно).

 

2.7 3

2.7 Человек, по Конфуцию, главным образом существо общественное. Следовательно он живет не для себя, не является целью самого себя; он живет, чтобы выполнять свои функции в строго разграниченной деятельности общества в целом. Строгое следование своему назначению каждого человека в отдельности - залог стабильности государства в целом. Следовательно, знать свои права и обязанности, уметь отдавать распоряжения подчиненным и подчиняться вышестоящим — обязательное условие следования порядку вещей.

 

2.8 2

2.8 Индуизм — совокупность религиозно-философских систем, имеющих основу в традиции брахманизма, но разрабатывающих различные сферы знаний. Индуизм включает следующие школы: Санкхья (исследование в основном онтологических вопросов), Йога (психологическая проблематика), Ньяя (особое внимание уделяется логике), Вайшешика (атомистическое учение), Миманса (логическое обоснование религиозно-философских идей «Вед»), Веданта (учение, возникшее на базе «Упанишад»).

 

2.9 2

2.9 Поскольку главным принципом даосизма является принцип закономерности всего происходящего, то естественно его распространение и на эстетическую сферу. Пытаться изменить что-нибудь в мире своими собственными силами - значит идти против дао. Путь (дао) человека предопределен так же, как и дао всех вещей. Поэтому, деятельность человека в этой жизни — это спокойное, равнодушное созерцание всего происходящего вокруг; невмешательство, недеяние.

 

2.10 2

2.10 «Благородный муж», по Конфуцию, человек, обладающий всеми позитивными качествами в совершенстве, следующий конфуцианской этике всегда и повсюду, не отступающий от стези добродетели ни при каких обстоятельствах. Противоположность благородного мужа — простолюдин, не знающий, каково его назначение и обладающий качествами, противоположными совершенным.

 

2.11 4

2.11 Аристотель именно в Академии Платона созрел как самобытный философ, пробыв там целых двадцать лет. Но уже в Академии Аристотель усомнился в истинности учения Платона и очень жестко критиковал его. Несмотря на это он всегда понимал, сколь много он получил, общаясь с Платоном, и на всю жизнь сохранил чувство глубокого уважения к нему.

 

2.12 2

2.12 Протагор был самым знаменитым из софистов, и его выражение: «Человек есть мера всех вещей» кратко выражает суть релятивизма софистов: критерий истинности и ложности знаний суть только субъективные переживания людей; следовательно, объективная реальность и знания каждого человека о ней могут существенно отличаться друг от друга.

 

2.13 3

2.13 Максима «Познай самого себя» приписывается Фалесу, но наиболее важное значение она имела для Сократа, который «повернул философию лицом к человеку», то есть избрал предметом своего изучения не окружающие человека предметы, а самого человека, его внутреннюю сущность, чем во многом предопределил дальнейшее развитие философии.

 

2.14 2

2.14 Аристотель считал, что человек только в обществе может быть человеком. «Я тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он — либо зверь, либо Бог». Человеку самой природой предназначено жить сообща.

 

2.15 2

2.15 Эпикур считал, что достижению счастья мешают страх перед Богом, и потусторонним, страх перед смертью и страх перед несчастьем. Преодоление этих страхов, по Эпикуру, возможно с помощью рационального их объяснения и доказательства пустоты их содержания для человека самодостаточного.

 

 

2.16 2

2.16 Выражение «Жить — значит бороться» кратко определяет суть этики Сенеки и стоиков вообще. Жизнью человека правит судьба слепая и человек, следовательно, не может изменить ее силою своей воли. Главным для стоиков в таком положение становится твердость души, которая помогает мужественно переносить удары судьбы, от которых нельзя уклониться.

 

2.17 1

2.17 Христианская религия, отличаясь огромной силой воздействия на души людей, не отличалась рациональностью. Философы, естественно, в силу своего стремления все познать и объяснить, пытались христианские догматы обосновать с помощью разума, и часто для этого привлекали и использовали идеи античных философов, в особенности Платона и Аристотеля. В любом случае, коренное отличие средневековья от античности в том, что разум здесь играет подчиненную роль; вере отдается предпочтение в познании истины.

 

2.18, 2.19 2, 1

2.18, 2.19 Проблему универсалий впервые сформулировал Аристотель. В средневековье она вошла через Боэция. Суть ее в следующем. Универсалии — общие понятия, виды и роды вещей. Являются они реально существующими или находятся только в сознании людей? В соответствии с тем, как философы отвечали на этот вопрос, они делились на номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что универсалии не существуют объективно, реалисты признавали их реальность.

 

2.20 3

2.20 Фома Аквинский (1221-1274), был самым крупным схоластом, метафизиком и теологом. Его Философская система поражает логической простотой, ясностью и органичностью. Она стала официальной доктриной католической церкви, заменив собой доктрину святого Августина, и является ею сейчас. Томизм, направление в философии, основателем которого является Фома Аквинский, существует и в настоящее время (неотомизм). Фоме Аквинскому присвоили почетный титул «Ангельский доктор» за ангельскую доброту его в отношениях с людьми. И за «ангельскую» мудрость, с которой он пытался согласовать догматы католицизма с истинами разума.

 

2.21 1

2.21 В своей концепции о «Граде Божьем» и «граде земном» Августин впервые сформулировал идею последовательного исторического развития, имеющего цель. Цель эта состояла в том, чтобы человечество превратилось в «град Божий»; другими словами, чтобы все люди на земле стали христианами и чтобы каждый стремился познать Бога и походить на него. Историческое развитие же — это борьба между «градом земным», то есть всевозможными ересями, атеизмом и т.д. и «градом Божьим», олицетворением которого является церковь.

 

2.22 2

2.22 Скептицизм Монтеня заключался в том, что он все вопросы рассматривал с противоположных точек зрения и не находил возможности создания истинной картины окружающего мира. Причина такого положения, по Монтеню, изменчивость человеческой природы. Правда, следует отметить, что скептицизм Монтеня сильно отличался от античного скептицизма, тем, что уживается с глубокой верой в Бога.

 

2.23 2

2.23 «Ученое незнание» Кузанского заключается в следующем: когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, так как здесь неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным. Бесконечное же непознаваемо, поскольку его не с чем сравнить, его нельзя представить в какой-либо пропорции. Нельзя познать бесконечное, но можно бесконечно приближаться к истине Абсолюта.

 

2.24 3

2.24 Пантеизм вообще — это отождествление Бога и природы. Бруно считал, что Вселенная бесконечна, вечна, неуничтожима и содержит в себе множество миров, похожих на наш. Эту-то бесконечную вселенную Бруно и отождествлял с Богом, поскольку качества Бога таковы же, что и качества Вселенной.

 

2.25 3

2.25 Декарт разработал метод дедукции, оказавший большое влияние на развитие современной науки. Метод этот состоит в восхождении от абстрактных к конкретному, то есть от общих идей, родовых понятий к систематизированному, всестороннему знанию вещей и событий.

 

2.26 2

2.26 Бэкон наиболее ярко выразил настроения, владевшие философами и учеными после средневековья и возрождения античных идеалов во многих областях знания. Знание необходимо, по Бэкону, не как цель сама в себе (созерцание ради созерцания), а как средство приобретения власти над природой. Знание полезно лишь в той мере, в какой человек может получить от него практическую пользу. Следовательно, главным предметом изучения являются не метафизические, сверхъестественные сущности, а то, что человек может использовать для увеличения своей власти над природой, то есть чувственно воспринимаемый мир.

 

2.27 3

2.27 Мышление, по Декарту, исходная точка метафизического дискурса. Можно сомневаться в чем угодно — в объективности окружающего нас мира в том числе, --- но нельзя сомневаться в том, что мысль об этом окружающем мире реально существует. Следовательно, осознание существования является доказательством существования. Это положение получило свое дальнейшее развитие в онтологии Декарта, где мышление играет роль атрибута духовной субстанции.

 

2.28 3

2.28 Спиноза был глубоким приверженцем рационализма. Человек, по Спинозе, не обладает свободой воли (как ее понимали философы-идеалисты), воля всегда зависит от мотивов; но тем не менее, считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости, что доступно не всем, но лишь мудрецам. Эта позиция во многом близка стоической, и сама жизнь Спинозы (на его долю выпало много бед) — образец возвышенной реализации его философии.

 

 

2.29 1

2.29 Учение о монадах Лейбница — пример плюрализма, то есть философии, в которой основой мироздания признается бесконечное множество неделимых, духовных субстанций.

 

2.30 3

2.30 Душа ребенка, его сознание, по Локку, это чистая доска (tabula rasa), и пока она не наполнится ощущениями, чувственными восприятиями, разум будет лишен содержания, с которым он мог бы оперировать. Это позиция сенсуализма, в которой основой познания считается чувственное восприятие, без которого познание невозможно в принципе.

 

2.31 4

2.31 Беркли — субъективный идеалист, то есть реальным для него является только наше представление об окружающем, следовательно, «существовать — значит быть воспринимаемым», и не более того. Существуют только наши идеи о вещах, но не сами вещи — таков смысл этого выражения.

 

2.32 2

2.32 «Новый Органон» назван так в память «Органону» Аристотеля. Бэкон разрабатывает в этой книге новые методы познания (инструментарий), но в отличие от Аристотеля, главное внимание уделяется не формальным законам мышления, а эмпирическому познанию действительности, то есть научным методам опытного исследования, главным из которых является индукция (метод восхождения от конкретного к абстрактному).

 

2.33 3

2.33 По Гоббсу, изначальное положение людей — это «война всех против всех», поскольку человеком движет неосознанное стремление к собственной выгоде, которое естественно, ограничивают окружающие его люди. Государство, в таком случае необходимо для урегулирования отношений людей, для разграничения их деятельности. Методы такого урегулирования должны быть жесткими, чтобы стремление к выгоде наталкивалось и ограничивалось ими.

 

2.34 3

2.34 В «Критике чистого разума» Кант изложил учение о непознаваемой «вещи в себе». Суть трансцендентального идеализма Канта в том, что как только человеческий разум выходит за пределы эмпирического опыта и пытается познать метафизические (трансцендентальные, сверхопытные) истины, то наталкивается на противоречия (антиномии), которые он не в состоянии разрешить и должен, по необходимости остановиться, уступив место вере, не требующей никаких доказательств.

 

2.35 3

2.35 Категорический императив Канта — суть основной закон практического разума нравственности человека. Каждый человек если для себя является целью. И относиться к другому человеку не как к цели в себе, а как к средству, безнравственно.

 

2.36 3

2.36 Соловьев считал, что главной целью нравственного развития человечества является соборность, то есть единодушие всех людей, основанное на общей вере, при котором однако не должны устранятся индивидуальные особенности каждого человека в отдельности.

 

2.37 3

2.37 «Философия общего дела» Федорова предполагает, что целью общественной жизни должна стать деятельность каждого человека на благо социума. Причем большую роль в этой деятельности должен играть научно технический прогресс; например, Федоров, предполагал, что с развитием науки станет возможной христианская идея воскрешения из мертвых.

 

2.38 3

2.38 Шопенгауэр явился основателем иррационализма в философии и в своей книге «Мир как воля и представление» изложил принципы учения о слепой мировой воле, которая управляет миром.

 

2.39 1

2.39 На Ницше большое влияние оказало учение Шопенгауэра. Но, если Шопенгауэр создал учение о воле к жизни, то Ницше считал, что основополагающей является воля к власти.

 

2.40 1

2.40 Хайдеггер — главный представитель немецкого экзистенциализма. Исходной точкой его философии являются субъективные чувственные переживания человека, осознание им своей «смертности», «бренности», отрешение от всех практических установок с целью постижения смысла бытия. Хайдеггер внес также большой вклад в герменевтику (спекулятивную филологию).


 

 

ТЕСТ 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.