Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшая нервная деятельность






Цель занятия. Рассмотреть современные представления о механизмах образования условных рефлексов, коркового торможения, взаимодействия и торможения.

Примерные вопросы по теме

1. Высшая и низшая нервная деятельность (И. М. Сеченова, И. П. Павлов). Условные и безусловные рефлексы. Их сходство и различие.

2. Классификация безусловных рефлексов, их компоненты. Сигналы условных рефлексов.

3. Принципы условно - рефлекторной деятельности коры больших полушарий. Методика и условия образования условных рефлексов.

4. Механизм образования условных рефлексов. (И. П. Павлов, Гасто, Иошии). Схема дуги условного рефлекса.

5. Биологическая сущность условных рефлексов. Теория конвергентного замыкания временных связей по П. К. Анохину. Условные рефлексы 2 -го и 3- го порядка.

6. Современные представления о механизмах памяти. Виды памяти. Физическая и биохимическая теория памяти.

7. Торможение в коре больших полушарий. Его значение и виды. Характеристика внешнего (безусловного) торможения.

8. Условное торможение в коре больших полушарий, его механизмы и виды.

9. Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий.

Динамический стереотип. Условное - рефлекторное

переключение.

10. Взаимодействие возбуждения и торможения в коре больших

полушарий. Иррадиация, концентрация и индукция корковых

процессов.

11. Типы высшей нервной деятельности человека и животных.

Типологические особенности ВНД человека по И. П. Павлову.

12. Первая и вторая сигнальная системы действительности. Развитие сигнальных систем у ребенка. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы.

13. Роль второй сигнальной системы в развитии абстрактного

мышления. Значение различных зон коры мозга в ее деятельности.

14. Взаимоотношения первой и второй сигнальных систем и подкорковых образований. Достоверность ощущений и восприятий. Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности.

15. Механизмы целенаправленной деятельности человека. Схема деятельности функциональных систем организма.

16. Сон и его виды. Физиологические изменения во время сна. ЭЭГ - картина сна. Роль ретикулярной формации в механизме засыпания, сна и пробуждения.

17. Концепция механизма сна П. К. Анохина. Взаимодействие ВРАС, коры и ВРТС. Функциональное значение сна: энергетическая и информационная теория.

18. «Медленный «и «парадоксальный» сон. Принципы сновидений.

Нормы сна. Гипноз.

19. Взаимодействия между сознанием и подсознанием.

20. Эмоции, их значение и классификация. Физиологический

субстракт эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. 21.Элементы физиологии труда.

22. Особенности нервно- напряженного труда. Утомление и его

предупреждение. Механизмы тренировки. Механизмы адаптации.

 

Самостоятельная работа студентов

1. Регистрация электрических явлений коры головного мозга (демонстрация).

2. Выработка условных рефлексов у человека (демонстрация).

3. Определение объема слуховой и зрительной памяти.

973 641 853

3547 2765 4096

96754 87691 85552

756324 546738 98765

65388297 9867432 1189764

26136579 43652187 123456789

54792184 537834965 456802341

2379473257 74338656921 5380234168

96583542984 98657342975 96763567894

775291643629 875943527631 567823906574

Исследователь дает испытуемому следующую инструкцию: «Я назову несколько цифр. По окончании Вы повторите их в том же порядке». Каждый ряд прочитывают один раз. Начинают с короткого ряда. Читаю т монотонно, с равными паузами между цифрами. Учитывают длину того ряда, цифры которого испытуемый повторит правильно. Однако целесообразнее определять средний объем, давая н один, а три ряда одинаковой длины. Последующие три ряда должны быть на 1/3 длиннее и т. д. Так оценивают слуховую память.

Зрительную память определяют так: испытуемому показывают ряд цифр в течение 1 — 4 с, после чего он должен повторить его вслух.

4. Определение типологических свойств ВНД человека методом ассоциативного эксперимента (испытуемому предлагают 10 существенных). На каждое слово он должен назвать соответствующую ассоциацию).

5. Изучение подвижности нервных процессов у человека (за 20 с

нарисовать максимально возможное количество треугольников, чередуя их вершины и основания. Чем больше фигур, тем выше подвижность нервных процессов в коре головного мозга).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.