Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Профессиональные вредности






    Средства охраны труда. Устранение производственных вредно­стей — кардинальная объективная предпосылка формирования здорового образа жизни. Соблюдением санитарно-гигиенических требований в условиях современного производства необходимо добиваться сведения к минимуму всех производственных вредно­стей.

    Основными средствами охраны здоровья, предупреждения утом­ления и повышения производительности труда являются правиль­ная организация труда и отдыха, рациональный режим труда, пра­вильная рабочая поза, соответствие рабочего места, инструмента, оборудования анатомо-физиологическим особенностям организма человека, механизация и автоматизация производства, создание благоприятных санитарных условий на рабочих местах, а также широкое использование такого оздоровительного мероприятия, как производственная гимнастика.

    Эргономические требования к современным машинам, меха­низмам, технологическим процессам и условиям работы должны максимально сочетать высокую производительность труда с оп­тимальной его гигиеничностью и безопасностью. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., с учетом антропологии, физиологии труда и др.

    Охрана здоровья работающих требует создания благоприятных условий труда, которые включают: общую производственную об­становку, зависящую от архитектурно-производственных решений здания, отдельных помещений цехов и подсобных помещений, расстановки мебели и оборудования, характера трудовых процес­сов и выполняемых производственных операций, рабочей позы и рабочих движений, степени физической нагрузки и напряжения отдельных органов и систем организма, а также от технологии производственного процесса.

    Условия труда характеризуются такими показателями, как уро­вень шума, вибрации, освещенности, концентрации в воздухе ра­бочих помещений пыли, вредных паров и газов, температура, влаж­ность, подвижность воздуха, атмосферное давление, различные виды излучения и др. Создание благоприятных и безопасных ус ловий труда возлагается на администрацию предприятий, которая обязана внедрять современные средства техники безопасности, соблюдать нормы и правила по охране труда, изложенные в Са­нитарных нормах проектирования промышленных предприятий и в Санитарных правилах и нормах (СанПиН), относящихся к конкретному производству.

    Гигиена труда в промышленности. Специалисты в области профилактической медицины — гигиены труда — занимаются комплексным изучением влияния условий труда (трудовой про­цесс, условия труда, организация труда и отдыха, питания и т.д.) на состояние здоровья человека и разрабатывают мероприятия с целью обеспечения благоприятных и здоровых условий труда. Гигиена труда занимается научным обоснованием предельно-до­пустимых концентраций и уровней воздействия химических, фи­зических и биологических факторов производственной среды на состояние здоровья работающих.

    Физический труд и сопровождающая его активная мышечная деятельность характеризуются сокращением и расслаблением мышц, образованием в них тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интенсивнее работа, тем боль­ше групп мышц участвуют в ней, тем выше энергетические траты. Одновременно повышается обмен веществ, усиливаются крово­обращение и дыхание. В организме происходят изменения в соста­ве внутренней среды (развитие ацидоза, повышение осмотиче­ского давления и температуры тела). Во всех этих изменениях и в самих мышечных сокращениях ведущую роль играет центральная нервная система, обусловливающая образование нового динами­ческого рабочего стереотипа, обеспечивающего регулирование и координацию всех физиологических процессов в организме.

    Физиологическое нормирование труда основано на пороговых показателях физического напряжения ряда систем организма (сер­дечно-сосудистой, дыхательной, мышечной), превышение которых недопустимо. В первую очередь обращается внимание на рацио­нальную организацию рабочего места с учетом антропометриче­ских характеристик работающих (особенно роста) для обеспечения оптимальных рабочих поз.

    На основании этих данных разрабатываются мероприятия по оздоровлению и облегчению условий труда, устранению профес­сиональных заболеваний и производственного травматизма, сни­жению общей заболеваемости и повышению работоспособности.

    Факторы производственной среды могут оказывать на работа­ющих вредное воздействие. Вредным производственным фактором называется фактор среды или трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсив­ность, длительность и др.) может вызвать профессиональное за­болевание, временное или стойкое снижение работоспособности,

    повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

    Производственные факторы делятся на следующие группы:

    - физические факторы: температура, влажность, скорость дви­
    жения воздуха; тепловое излучение, неионизирующие электро­
    магнитные поля и излучения, ионизирующие излучения, произ­
    водственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, аэрозоли
    (пыли), освещение, электрически заряженные частицы воздуха
    (аэроионы);

    - химические факторы, в том числе некоторые вещества биоло­
    гической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты
    и т.д.), получаемые химическим синтезом, для контроля которых
    используют методы химического анализа;

    - биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые
    клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микро­
    организмы;

    - факторы трудового процесса: тяжесть (нагрузка на опорно-
    двигательный аппарат и функциональные системы организма) и
    напряженность (нагрузка, преимущественно на центральную нерв­
    ную систему, органы чувств и эмоциональную сферу) труда.

    Опасным становятся такие факторы среды и трудового про­цесса, которые могут привести к острому заболеванию или вне­запному резкому ухудшению состояния здоровья и даже смерти.

    Гигиенические нормативы условий труда. Эти нормативы отра­жены в СанПиН, это ПДК — предельно допустимые концентра­ции и ПДУ — предельно-допустимые уровни производственных факторов, которые при ежедневной работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать за­болеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживае­мых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих по­колений.

    Безопасными считаются такие условия труда, при которых от­сутствует воздействие на работающих вредных и опасных произ­водственных факторов или их уровень не превышает гигиеничес­ких нормативов. Однако следует отметить, что соблюдение гиги­енических нормативов условий труда не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных людей.

    Профессиональные вредности обладают специфическими свой­ствами, по отношению к которым организм человека не обладает адаптационными способностями (например, электромагнитные поля радиочастот, ионизирующее излучение, канцерогенные ве­щества и вещества, обладающие мутагенными свойствами).

    Важный показатель возможности развития профессиональных заболеваний — профессиональный риск, его определяют с учетом величины экспозиции этих факторов и показателей состояния

    здоровья работающих. Кроме того, действие профессиональных вредностей имеет специфику в зависимости от пола и возраста человека. Большая чувствительность женщин, детей, подростков и юношей к различным токсическим веществам особенно остро ставит вопрос о предупреждении их контакта с рядом вредных химических факторов (например, тяжелые металлы, органические растворители и др.).

    Производственные факторы в зависимости от их интенсивно­сти могут вызвать у работающих людей профессиональные забо­левания или отравления. Например, вдыхание пыли, содержащей двуокись кремния, вызывает профессиональное легочное заболе­вание — силикоз; вдыхание паров бензола — тяжелое отравление с изменением состава крови; при воздействии общей вибрации может возникнуть вибрационная болезнь. Снижение профессио­нальной патологии в значительной мере определяется улучшени­ем условий труда.

    Неблагоприятное влияние производственных факторов связа­но не только с возникновением профессиональных заболеваний, но и с увеличением общей заболеваемости (простудные, сердеч­но-сосудистые и другие заболевания). Производственные факто­ры в этом случае играют роль факторов риска развития неспеци­фических заболеваний, снижая иммунобиологическую реактив­ность организма. Вещества, применяемые в производстве, могут быть аллергенами и, кроме того, ряд веществ при длительном воз­действии в малых концентрациях может привести к неблагопри­ятным отдаленным последствиям как для работающих, так и для их потомства, вызывая эмбриотропное, канцерогенное и мутаген­ное действия.

    В охране здоровья промышленных рабочих и профилактике их заболеваемости большая роль принадлежит предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Особое внимание долж­но уделяться созданию безопасных и здоровых условий труда для подростков и работающих женщин, в первую очередь беремен­ных и матерей, имеющих грудных детей. Для последней катего­рии лиц должны устанавливаться благоприятные режимы труда и отдыха, им предоставляются отпуска по уходу за больным ребен­ком, запрещается привлекать их к сверхурочным работам, рабо­там в ночное время и в выходные дни, направлять в командиров­ки беременных и имеющих детей в возрасте до года. Беременная женщина со дня установления беременности должна быть пере­ведена на более легкую работу, а также исключающую контакты с вредными производственными факторами (шум, вибрация, хими­ческие и биологические активные вещества и др.).

    Гигиена умственного труда. Умственный труд не связан с сущест­венным расходом энергии, так как повышение общего обмена составляет не более 10—15%. Однако умственный труд предъяв-

    ляет высокие требования к организму, поскольку обменные про­цессы в мозге протекают весьма интенсивно, что сопровождается большим расходом нервной энергии. Гигиена труда работников умственного труда включает ряд специальных рекомендаций.

    Механизация и автоматизация производства, внедрение пультов управления, автоматических линий, электронно-вычислительной техники внесли коренные изменения в характер физиологических реакций работающих, значительно увеличив роль нервно-психи­ческой и умственной деятельности. Многие профессии в совре­менном производстве становятся профессиями умственного тру­да. От диспетчеров аэродромов, железнодорожных вокзалов, опе­раторов пультов управления энергосистемами, автоматическими линиями зависят обработка в короткий срок большого потока получаемой информации, быстрота реагирования на нее и приня­тие необходимых решений. В условиях поточно-конвейерного производства отягощающим фактором становится монотонность трудовой деятельности, она вызывает у работающих ухудшение настроения, самочувствия и является одной из важных причин нервно-психического утомления.

    Умственный труд многообразен, некоторые виды его требуют творческого мышления, другие — лишь напряжения внимания, развития быстроты реакций на внешние раздражения. Эмоцио­нальная насыщенность интеллектуальной деятельности, обуслов­ленная наличием потребности и мотивационного возбуждения к данному виду деятельности, нередко маскирует утомление и на­ряду с чувством удовлетворения от работы незаметно ведет к пе­реутомлению.

    Операторский труд, дистанционный по своей организации, позволяет вывести человека из опасных для жизни и вредных для здоровья условий и значительно снизить либо полностью устра­нить большие физические нагрузки. Он характеризуется пассив­ным наблюдением за приборами, малой двигательной активно­стью, монотонностью, однако монотонная деятельность требует постоянной концентрации внимания, повышенного уровня воз­буждения.

    Труду операторов при работе с видеотерминалами присущи локальные мышечные напряжения, а также нагрузка на зритель­ный анализатор. Сегодня этот вид деятельности находит самое широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. Мы­шечная усталость операторов дисплеев зависит от поддержания рабочей позы и выполнения большого числа однотипных движе­ний руками.

    Важную роль в обеспечении оптимальной позы играет рабочее сиденье. Экспериментальные исследования операторского рабоче­го места свидетельствуют, что при угле наклона сиденья 5° давле­ние отдельными участками поверхности сиденья на тело оказыва-

    ется более равномерно распределенным. В качестве нормативно­го диапазона угла наклона сиденья рабочих стульев предлагается наклон от 5 до 15°.

    Характерные черты современного производства — это отсут­ствие тяжелого физического труда и источников интенсивного загрязнения воздуха рабочей зоны вредными веществами, а также возрастание уровней некоторых видов физического воздействия, особенно шума.

    Факторы трудовой деятельности в условиях механизированно­го и автоматизированного производства могут оказывать одно­направленное влияние на физиологические функции. Так, допол­нительная умственная нагрузка при физической деятельности повышает частоту сердечных сокращений, а умственный труд при высокой температуре вызывает выраженное напряжение механиз­мов терморегуляции. У рабочих машиностроительных предприя­тий, подвергающихся сочетанному воздействию шума, вибрации и ряда химических факторов, преобладают расстройства со сторо­ны внутренних органов и нервной системы в виде вегетативных реакций преимущественно гипертонического типа, астеническо­го синдрома и хронического гастрита. Таким образом, комбини­рованное действие факторов даже малой интенсивности может приводить к патологическим изменениям в функциональном со­стоянии организма работающих.

    Здоровый образ жизни населения в значительной степени свя­зан с отношением каждого к своему здоровью, которое в извест­ной степени определяется знанием возможного неблагоприятно­го влияния производственных факторов на организм. Рабочие и инженерно-технические работники должны иметь основные пред­ставления о гигиене и физиологии труда. Получение необходи­мых знаний регламентировано Санитарными нормами и прави­лами, согласно которым все работающие обучаются безопасным методам работы.

    Усилия, направленные на снижение влияния вредных воздей­ствий, должны сочетаться с обучением правильному поведению на рабочем месте. Установлено, в частности, что с помощью спе­циальных образовательных программ можно изменить характер движений туловища работающих и тем самым уменьшить меха­ническую нагрузку на позвоночник.

    Изучение состояния здоровья и условий труда, анализ забо­леваемости (мониторинг здоровья и экологической среды) дают основание администрации предприятия для разработки инженер­но-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилак­тических мероприятий. Преимущество этой формы профилакти­ческой работы заключается в широком комплексном подходе к решению вопросов оздоровления труда, основанном на всесто­роннем изучении состояния внешней среды и характера техноло-

    гических процессов, организации труда, причин заболеваемости и травматизма.

    Труд, приносящий радость, способствует развитию молодого человека, реализации его физического и духовного потенциала. Эта стратегическая цель должна определять рационализацию тру­дового и учебного процесса, проведение всего комплекса работ по формированию здорового образа жизни молодежи.

    Принцип охраны труда определен в Основном законе нашего государства: «...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечаю­щих требованиям безопасности и гигиены...» (Конституция Рос сийской Федерации, ст. 37).

    Основные принципы государственной политики в области охра­ны труда представлены в Федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 г.:

    - признание приоритета жизни и здоровья работника по отно­
    шению к результатам производственной деятельности;

    - государственное управление и координация деятельности в
    области охраны труда, государственный надзор и контроль за со­
    блюдением требований охраны труда;

    - установление единых нормативных требований по охране
    труда для предприятий всех форм собственности;

    - обеспечение общественного контроля за соблюдением зако­
    нодательства в области охраны труда;

    - обязательность расследования несчастных случаев на произ­
    водстве и профессиональных заболеваний;

    - обучение безопасным методам труда и подготовка специали­
    стов в области охраны труда;

    - гарантирование компенсаций за вред, причиненный работ­
    никам.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ав­густа 1994 г. «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация» утвержден перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нор­мативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нор­мативные требования по охране труда, обязательные для приме­нения при проектировании, строительстве (реконструкции) и экс­плуатации объектов, конструировании машин, механизмов и обо­рудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Согласно данному постановлению существуют следующие виды нормативных правовых актов по охране труда, утвержденные со­ответствующими федеральными органами.

    1. Государственные стандарты системы стандартов безопасно­сти труда (ГОСТ РФ ССБТ).

    2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда
    (ОСТ ССБТ).

    3. Санитарные правила (СП), Санитарные нормы (СН), Гиги­
    енические нормативы (ГН) и Санитарные правила и нормы (Сан-
    ПиН).

    4. Строительные нормы и правила (СНиП).

    5. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопас­
    ной эксплуатации (ПУБЭ), Инструкции по безопасности (ИБ).

     

    6. Межотраслевые организационно-методические документы
    (положения, рекомендации, указания).

    7. Правила по охране труда отраслевые (ПОТО).

    8. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОЙ).

    9. Отраслевые организационно-методические документы (по­
    ложения, указания, рекомендации).

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверж­дают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

    Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасно­сти труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работни­ков и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональ­ные союзы и иные уполномоченные работниками представитель­ные органы имеют право принимать участие в разработке и согла­совании нормативных правовых актов по охране труда.

    В зависимости от характера нарушения и последствий преду­смотрены три формы ответственности: дисциплинарная, админи­стративная и уголовная. В некоторых случаях возможна и матери­альная ответственность работника за нанесенный им ущерб пред­приятию (работодателю) или предприятия (работодателя) перед работником.

    Вопросы и задания

    1. Что такое алиментарное ожирение, его причины и последствия для
    здоровья?

    2. Какие нарушения возникают в организме при гиподинамии?

    3. Что понимают под утомлением, переутомлением и усталостью?

    4. Что развивается при длительном положительном и длительном от­
    рицательном энергетическом балансе?

    5. Назовите способы заражения туберкулезом и факторы образа жиз­
    ни, ведущие к заболеванию.

    6. Назовите основные профилактические мероприятия предупрежде­
    ния туберкулеза.

    7. Что такое венерические заболевания и безопасное сексуальное по­
    ведение?

    8. Назовите способ передачи сифилиса, приводящий к возникнове­
    нию заболевания с наибольшей вероятностью.

    9. Назовите первый признак заболевания сифилисом.

    10.Как происходит заражение гонореей?

    11.Назовите способы передачи вируса иммунодефицита человека.

    12.Какое заболевание относится к респираторным инфекциям и яв­
    ляется одним из самых массовых? Укажите способы его передачи.

    13.Расскажите о способах заражения вирусными гепатитами В и С и
    их последствиях для здоровья человека.

    14.Каково влияние алкоголя на организм подростка?

    15.Каковы мотивы подростковой алкоголизации?

    16.В чем заключается пагубное влияние алкоголя на здоровье инди­
    видуума и его потомство?

    17.Каковы последствия алкоголизации общества?

    18.Расскажите о влиянии табакокурения на физическое здоровье ин­
    дивидуума и его психологическую зависимость.

    19.Перечислите последствия табакокурения, которые возникают в
    организме курящей женщины и ее ребенка.

    20.Расскажите о вреде пассивного курения.

    21.Что такое наркомания и каковы общие признаки ее проявления?

    22.Перечислите основные факторы риска, способствующие употреб­
    лению наркотиков и токсических веществ.

    23.Расскажите о роли учителя в профилактике любого вида наркома­
    нии.

    24.Перечислите основные вредные факторы современного производ­
    ства.

    25.Расскажите о мерах коллективной и индивидуальной профилак­
    тики, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов
    производственной среды.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1990. — 240 с.

    Анохин П. К. Физиология функциональных систем. — М.: Медицина, 1995. - 344 с.

    Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. — 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2000.

    Величковский Б. Т., Суровегина И. Т., Кирпичев В. Н. Здоровье человека и окружающая среда: пособие для учащихся. — М., 1997.

    В мире подростка / под ред. А. А. Бодалева. — М, 1980.

    Воробьев Р. И. Питание и здоровье. — М.: Медицина, 1990. — 156 с.

    Гигиена / под общ. ред. акад. Г.И.Румянцева. — М.: ГЕОТАР-МЕД, 2002. - 608 с.

    Для тех, кто работает с подростками: пособие к программе «Основы планирования семьи и здорового образа жизни» / под общ. ред. И. И. Гре-бешковой. — М., 1997.

    Жилое Ю.Д., Назарова Е.Н. и др. Основы медико-биологических зна­ний. — М.: Высшая школа, 2001. — 256 с.

    Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося пове­дения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2003.

    Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. — М., 1987.

    Кучеров А.Л. Внимание: туберкулез. — М.: Народная библиотека, 2001. - 190 с.

    Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002. — 280 с.

    Лаптев А, П., Панков В.А. Здоровый образ жизни студентов: учеб. пособие. — М., 2001.

    Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 293 с.

    Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — 383 с.

    Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. — М.: Физи­ческая культура, 2006. — 256 с.

    Популярная медицинская энциклопедия. — М., 1979, 1987, 1991.

    Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здоро­вого образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всерос­сийской конференции с международным участием. 15—17 мая 2006 г. — М., 2006.

    Сейфулла Р.Д. и др. Лекарства и БАД в спорте. — М.: Литера, 2003.

    Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. — М.: Медицина, 1996.

    Теория и методика фитнес-тренировки / под ред. Д. Г. Калашникова. — М.: Франтера, 2003. - 182 с.

    Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. — М., 1988.

    Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. — М.: Педагогиче­ское общество России, 2004. — 416 с.

    Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. - 287 с.


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие...................................................... 3

    ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Глава 1. Здоровье как государственная задача и личная потребность

    человека..................................................................... 5

    1.1.Основные понятия категории «здоровье»......... 5

    1.2.Мотивация поведения и здоровье..................... 12

    1.3.Здоровый образ жизни и личная безопасность 21

    Глава 2. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни 25

    2.1. Этапы физического и нервно-психического развития детей

    и подростков............................................................ 25

    2.2. Мониторинг здоровья и экологической среды. 29

    2.2.1.Здоровье и экологическая среда................... 29

    2.2.2.Мониторинг здоровья населения и окружающей среды 42

    Глава 3. Профилактика заболеваний как биологическая

    и социальная проблемы 46

    3.1.Меры профилактики болезней населения.......... 46

    3.2.Теоретические основы профилактики — микробиология,

    эпидемиология и иммунология............................... 51

    3.3.Профилактика заболеваний учащихся в школе. 59

    ЧАСТЬ II. ФАКТОРЫ СРЕДЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

    Глава 4. Питание.................................................. 70

    4.1.Принципы рационального питания и здоровья человека 70

    4.2.Диеты и здоровье человека................................ 86

    Глава 5. Физическая культура и закаливание... 91

    5.1.Двигательная активность и здоровье человека. 91

    5.2.Закаливание и здоровье человека.................... 100

    Глава 6. Семья и репродуктивное здоровье человека 108

    6.1.Семья и ее функции............................................. 108

    6.2.Взаимоотношения полов.................................. 112

    6.3.Репродуктивное поведение и его безопасность 124

    6.4. Формирование здорового образа жизни детей 156

    Глава 7. Режимы труда и отдыха.......................... 173

    7.1.Биологические ритмы и здоровье человека.... 173

    7.2.Трудовая и учебная деятельность и здоровье человека 176

    7.3.Сон и здоровье человека.................................. 183

    ЧАСТЬ III. ФАКТОРЫ СРЕДЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

    Глава 8. Переедание и гиподинамия.................... 188

    Глава 9. Инфекционные заболевания.................. 194

    9.1.Туберкулез.......................................................... 194

    9.2.Венерические заболевания................................. 199

    9.3.ВИЧ-инфекция и СПИД...................................... 205

    9.4.Вирусные гепатиты........................................... 208

    9.5.Острые заболевания органов дыхания.............. 210

    Глава 10. Алкоголизм.......................................... 213

    Глава 11. Табакокурение..................................... 223

    Глава 12. Наркомания и токсикомания............ 233

    Глава 13. Профессиональные вредности............. 244

    Литература............................................................... 253

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.