Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологические ритмы и здоровье человека






Биологические часы. Процессы, протекающие в любом живом организме, имеют ритмический характер. Все живое на нашей пла­нете связано с ее движением вокруг собственной оси и вокруг Солн­ца, что определяет изменения освещенности, температуры, влажно­сти, атмосферного давления и других факторов с периодичностью в 24 ч. Жизнь всего живого подчинена законам ритмической деятель­ности. Ритмические колебания, именуемые биологическими ритмами, происходят на различных уровнях — от молекулярного и клеточно­го, включая целостный организм, до популяции и даже экосистемы.

В течение миллионов лет эволюции у всего живого выработа­лась способность жить в соответствии с ритмами окружающего мира. В живых организмах развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, так называемые биологиче­ские часы. Но в отличие от жизнедеятельности животных дея­тельность организма человека обусловлена не только биологиче­скими, но и социальными условиями. Задача сохранения здоровья состоит в том, чтобы по возможности сблизить биологические и социальные ритмы.

Установлено, что свыше 300 процессов, протекающих в орга­низме человека, подчинены суточному ритму. Биологические рит­мы образуются не все сразу, однако человек рождается, уже имея околосуточные и годовые, а затем постепенно формируются и другие ритмы (например, недельные) под влиянием экологиче­ской среды (освещение, температура воздуха, атмосферное давле­ние), а также социальных факторов. Повышенная биологическая активность днем сменяется пониженной ночью.

Биологические ритмы не у всех людей абсолютно одинаковы. По своей суточной физиологической активности люди делятся на три группы. У «жаворонков», к которым принадлежат 20 — 25% людей, максимальная работоспособность падает на утренние часы. К «совам» относятся 15 — 20% людей, работоспособность кото­рых выше в вечерние часы. Остальные 60% — промежуточный тип — «голуби», они обладают примерно одинаковой работоспо­собностью в утренние и вечерние часы. Чем лучше каждый чело­век знает свои индивидуальные особенности, тем легче ему уп­равлять собственным организмом, выбирая тот или иной вид де­ятельности и режим работы.

Предпринимаются попытки учитывать индивидуальные био­ритмы при профессиональной ориентации и составлении графи­ков работы некоторых специалистов народного хозяйства. Неза­висимо от того к какому типу суточной активности относится тот или иной человек, необходимо помнить следующее: постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования, сна, т.е. отсут­ствие режима дня, приводит к снижению трудоспособности, разби­тости, сонливости днем, бессоннице ночью и другим неприятным явлениям и заболеваниям. Установлено, что для подавляющего числа людей имеются два пика максимальной работоспособно­сти: 10—12 и 16— 18 ч, когда при минимальной затрате сил можно выполнить наибольшую работу.

Вместе с тем генетически запрограммированные естественные биоритмы нашего организма в последние два столетия с изобрете­нием электричества подвергаются значительной ломке. Социальная среда и социальные ритмы (ночные смены, клубы, рестораны и т.д.) вступают в противоборство с естественными биоритмами нашего организма, что очень часто приводит к разнообразным функцио­нальным нарушениям и заболеваниям человека, а также авариям, связанным с человеческим фактором.

При обследовании «сов» выяснилось, что ведущей причиной их сниженной работоспособности утром является то, что они не планируют (или не умеют планировать) свой рабочий день, в свя­зи с чем у них постоянно возникает дефицит времени и им при­ходится работать в поздние вечерние часы и даже ночью. Понят­но, что если человек лег поздно, то он и встанет поздно, ведь ему нужно столько же времени, как и другим, чтобы восстановить силы. Если подобное повторяется, то человек привыкает, у него формируется динамический стереотип, т.е. цепь условных ре­флексов к условиям работы в вечернее время. В тех случаях, когда выспаться не удается, на следующий день приходится «расплачи­ваться» неважным самочувствием и сниженной работоспособно­стью. Вечерняя и ночная активность у «сов» обеспечивается по­вышенным выбросом гормонов (в 1, 5 раза выше, чем у «жаворон­ков»), что нарушает обмен веществ. У «сов» гораздо чаще могут отмечаться нервные заболевания, язва желудка, ишемическая бо­лезнь сердца, гипертония. Режим сна и бодрствования вопреки биологическому ритму дорого обходится человеку.

В основе трудовой и учебной деятельности лежит врожденная познавательная биологическая (ориентировочный рефлекс, или рефлекс «что это такое?»), а позже социальная потребность.

Активная физическая и умственная работоспособность осно­вывается на выраженной познавательной потребности человека и обеспечивается ритмической сменой физиологических функций, которая является врожденной особенностью всех живых организ­мов. Динамика круглосуточных (циркадных), недельных и годо вых ритмов обусловлена не только врожденными механизмами ряеловека, но и выработанным в течение жизни суточным стерео-:; типом жизни. Врожденная ритмическая активность организма |> используется при организации режимов труда и отдыха, при со-'ставлении расписания учебных занятий.

Необходимо помнить, что всякого рода работа выполняется |легче, если человек трудится ритмично. Ритмичная работа дает возможность экономить силы, чередовать мускульное напряже-ние с паузой для отдыха. Можно приводить множество примеров, доказывающих, что ритмичность, соответствующая физиологиче­ским особенностям деятельности организма, многое решает и в '< учебе, и в труде, и в спорте. Поэтому очень важно уметь планиро­вать свое время на день, неделю, месяц и т.д. и придерживаться определенного ритма в течение дня, когда разного рода труд че­редуется с отдыхом.

Работа и усталость. Труду и отдыху соответствуют процессы напряжения и расслабления, протекающие в центральной нервной системе, их чередование и достаточная продолжительность тре­нируемы и являются факторами здорового образа жизни. Вслед за работой наступает утомление — нормальное физиологическое со­стояние, связанное с временным уменьшением функциональной подвижности клеток коры головного мозга. Утомление — защит­ная реакция организма, сигнал о необходимости прекращения дан­ной работы. Характер утомления — процесс индивидуальный.

Умственное утомление связано со снижением познавательной потребности (интереса к уроку, труду) и характеризуется сниже­нием внимания, памяти, замедлением мышления (скорости при­нятия решения), отсутствием желания продолжать данную работу и т.д. Физическое утомление характеризуется временным сниже­нием двигательной потребности, что сопровождается уменьше­нием силы и выносливости, скорости работы и амплитуды движе­ний, нарушением их координации и точности.

Если утомление проходит после обычного отдыха и работоспо­собность на другой день полностью восстанавливается, то это не выходит за пределы нормы. Если утомление на следующий день сохраняется, что чаще всего наблюдается при нарушении режи­мов труда и отдыха и из-за недостаточных по времени периодов отдыха после работы, это может перейти в переутомление, что уже считается патологией.

Переутомление — патологическое состояние, связанное с нару­шением состояния здоровья организма и функционального со­стояния его систем. Оно характеризуется снижением работоспо­собности, успеваемости, потерей аппетита, нарушениями сна, снижением памяти, внимания, неуравновешенностью, раздражи­тельностью, рассеянностью, безразличием, головными болями, снижением сопротивляемости инфекциям и т.д.

Переутомление сопровождается объективными признаками нарушения состояния здоровья — от функциональных сдвигов до появления патологических симптомов и различных заболеваний. Однако работоспособность человека может быть значительно сни­жена еще до появления объективных функциональных наруше­ний. Такое состояние носит название «усталость». Причина ее — отсутствие потребности в данном виде деятельности.

Усталость — субъективный признак развивающегося утомле­ния вследствие физической или умственной работы, выполняе­мой при отсутствии потребности в ней, представляет собой пси­хическое состояние переживания, которое может сопровождаться отрицательными эмоциями.

Знание психофизиологических различий этих трех состояний помогает человеку понять, как важно не только трудиться в опре­деленном ритме, т.е. соблюдать режимы труда и отдыха, но и за­ниматься в жизни любимым делом. От потребности в той или иной профессиональной деятельности зависит, как быстро воз­никают утомление (усталость) и, следовательно, наше эмоцио­нально-психическое состояние. Легкий, но нелюбимый труд или труд, потребность в котором не является жизненной необходимо­стью, порой приносит здоровью человека больше вреда, чем лю­бимое занятие, пусть даже сопряженное с опасностью для жизни. Трудовое воспитание заключается в том, чтобы сформировать у человека желание трудиться на основе биологической потребно­сти в движении и социальной потребности к труду — как осо­знанной необходимости создания материальных ценностей, по­лезных для себя и общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.