Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые слова






На третий день (2: 1) – греческое выражение, использованное здесь, означает «послезавтра», то есть через день от последнего, упоминающегося дня (призвание Филиппа и разговор с Нафанаилом). День между тем днем и свадьбой в Кане ушел на путешествие.[27] Boismard настаивает на том, что упомянутые в первой главе дни, день путешествия и свадьба в Кане составляют шесть дней, что является аллюзией на шесть дней творения.[28]

Брак (2: 1) – букв. «свадьба». В новом завете это слово чаще употребляется в плюралисе, поскольку свадьба обычно продолжалась семь дней.[29]

Кана Галилейская (2: 1) – селение в северной части Галилеи, юго-западнее Капернаума. Иоанн подчеркивает «Галилейская» не потому, что была еще какая-либо другая Кана, но для того, чтобы указать, что первое чудо было явлено не в Иудее, а в Галилее.[30]

Матерь Иисуса (2: 1) – мать Иисуса никогда не называется в Евангелии Иоанна по имени, хотя несколько раз Иоанн упоминает о ней (2: 1; 2: 12; 6: 42; 19: 25).

 

Вина нет у них (2: 3) – Барретт отмечает, что Иоанна вовсе не интересует вопрос, почему нет вина. Важна ситуация, при которой праздник под угрозой и, очевидно, количество гостей велико, поскольку шесть каменных водоносов оказались пустыми (более 360 литров).[31] Вино в Израиле всегда ассоциировалось с отрадой (не в связи с опьянением, поскольку пили исключительно разбавленное вино 1/3 – три части воды к одной части вина), поскольку виноград – избранное небом растение, символизировавшее народ

Израильский (Ис. 5: 7 «Виноградник Господа есть дом Израилев, и сыны Иуды – любимое насаждение Его», на каждой синагоге изображалась виноградная кисть. Только зрелая кисть могла дать сок, пригодный к употреблению, в этой связи раввины учили, что все плодоносит и созревает под воздействием Шехины, которая каждой весной особым образом обогревает землю и «носится», «парит» над нею, как в Быт.1: 1-2. таким образом, отрада понималась как плод Присутствия, и не связывалась с опьянением.

Кровь виноградных ягод использовалась при жертвоприношении во дворе святилища на медном жертвеннике, ею поливали обескровленную жертву. (Исход 29: 40 – описание жертвы всесожжения). То есть применение вина при всесожжении делало его частью символа очищения. Вместе с солью вино способствовало горению, а елей – кровь маслины - во святом для горения светильника. Христос помещает вино в водоносы вместо воды, которой совершалось наружное очищение, и употребление вина внутрь делает его символом внутреннего очищения, очищения «Духом», а не крещением водой (Иоан. 1: 33). Вино – кровь виноградных ягод было символом Духа и потому что оно – концептуальный синоним елея, как мясо жертвы во дворе – концептуальный синоним пресного хлеба во святом. Христос для новой Пасхи берет символ очищения из двора – вино, а из святого синоним плоти жертвы – хлеб. Вино понималось как символ Духа и по метонимическому признаку. Благодаря дыханию Духа Божьего, помещенного в человека, Адам стал «душою живою», то есть, кровью и плотью. Именно пролитие крови Сына Человеческого делает возможным излитие Духа, обещанное Иисусом в 14-й и 16-й главах Ев. От Иоанна. Кровь же свою он также символизирует вином, поскольку подобно тому, как сотворенный человек ожил, благодаря действию Духа, грешный человек оживет (воскреснет для вечной жизни) благодаря Его крови (Иоан. 6: 53-57). Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.).[32]

Говоря о вине, нужно иметь в виду, что избыток чистых вин – обетование о мессианском пире (Ис. 25: 5-9 «Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей. 6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. 9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!»).

Что мне и тебе, жено (2: 4) – Beasley-Murray отмечает, что данное выражение может быть и грубым и вежливым. Барретт настаивает на том, что оно не может быть грубым, потому что Христос обращался к своей матери «жено» (19: 26) не только в данной ситуации и сцена у креста, совершенно исключает грубый тон. Что касается идиомы «что мне и тебе», то она используется несколько раз в Писании (Суд.11: 12; «Пар.35: 21; 4 Цар.3: 13), и обычно означает отказ вовлекаться в ситуацию и дать нечто. [33]

Час мой (2: 4) – все комментаторы едины во мнении, что выражение «час» Иисус всегда использует в эсхатологическом ключе, подразумевая страдание, смерть и воскресение (См. 13-17 гл.). Это помогает понять изложенное ниже чудо в контексте его страданий, смерти и воскресения.

 

Служители (2: 5) – термин не обычный для обозначения слуг, это культовый термин. Барретт полагает, что на пиру слуги подавали вино гостям, а это было обязанностью служителей храмов при совершении обрядов в язычестве и в христианстве.[34]

Шесть каменных водоносов (2: 6) – шесть, как настаивает Барретт, используется символически. То есть эта цифра в библейской символике передает идею человека. Что может означать иудейские омовения как чисто человеческий метод очищения.[35] Для очищения обычно использовались каменные сосуды, поскольку для того, чтобы они были чистыми в ритуальном смысле, их можно было просто вымыть.[36] Глиняный же сосуд при соприкосновении с нечистым осквернялся, и его нужно было разбить или обжечь. А деревянный сосуд – сжечь. Повелев наполнить эти сосуды доверху, Иисус показал, что Бог желает с избытком дать свой метод очищения (Иоан. 3: 34 «Не мерою дает Бог Духа» - это сказано Иоанном Крестителем в контексте дискуссии об очищении через крещение).

Размер водоносов – две или три меры (мера – приблизительно 27 литров) означает, что- либо вина должно было получиться очень много, либо вином становилось только почерпнутое вино.[37]

 

Водою (2: 7) – Иоанн использует это слово (1: 26; 3: 5; 4: 10; 7: 38), подразумевая и средство очищения, и средство утоления жажды. Как символ кровь Христа предлагается и для очищения (1: 29) и для питья (6: 53).

 

Начало чудесам (2: 11) – «Начало» в определенном смысле аллюзия на «начало» в Быт 1: 1, только там началось сотворение, а здесь – пересотворение земной реальности. Слово «знамение» означает проявление сверхъестественной силы Бога, закодированный знак, который нужно расшифровать и понять. Для учеников это – явление славы. Но Христос связывает славу свою (12: 28) с «часом» смерти и воскресения, поскольку, это - наиболее полное откровение о Боге.

 

Поверили (2: 11) – Между Иисусом и учениками отношения доверия, любви, понимания, единства, как это должно быть в семье, которая сочеталась браком. Иисус истинный жених в Канне, угостивший гостей лучшим вином, а ученики – его юная церковь, невеста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.