Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инна Кашежева






***

И я – Кавказ. И я оттуда,

где пахнет ледником роса,

где мне дарованы два чуда –

на мир взглянувшие глаза.

Где чуткий жеребёнок – детство,

лишь свистнешь – и примчит тотчас,

где так естественно соседство

долин и гор... И я – Кавказ.

Я продолженье той легенды,

какой не может быть конца.

И я – Кавказ. Мне вписан в гены

лик этот волею отца.

И я – Кавказ. И я оттуда,

в нём до конца растворена,

а он во мне... Мы два сосуда,

в которых кровь течёт одна.


ЧЕРКЕССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [******]

 

Черкесская литература – литература черкесского народа, которая (вместе с адыгейской и кабардинской) входит в общность адыгских литератур, имеющих общие истоки художественной культуры (общеадыгский фольклор, прежде всего, нартовский эпос, наследие адыгских писателей-просветителей, традиционный этикет и образ жизни). Опираясь на опыт русской литературы, типологически близких литератур соседних народов, черкесская литература в 20 – 30-е гг. XX в. осваивает прежде всего прозаические жанры. В 30-е гг. были напечатаны романы X. Абукова «На берегах Зеленчука» (совм. с В. Чернышевым), М. Дышекова «Зарево», повесть П. Амирокова «Молодой бригадир», авторы которых стремились осмыслить кардинальные сдвиги в народной жизни конца XIX – начала XX в. В них еще проявляется схематизм в обрисовке характеров, отсутствие масштабного исторического фона, что объясняется отсутствием литературной традиции создания крупных прозаических форм. Большой ущерб развитию черкесской литературы нанесли репрессии ее родоначальников М. Дышекова, X. Абукова, С. Темирова и др. Черкесская литература интенсивно развивается в послевоенный период. О возросшей художественной зрелости черкесских литераторов свидетельствовали повести «Камень Асият» А. Охтова, «Отец и сын» X. Гашокова, «На рассвете» С. Хатуова, произведения X. Хапсирокова, А. Ханфенова, М. Ахметова, М. Адамокова, М. Мамхягова и др. Наряду с творческой активностью старшего поколения черкесских поэтов (X. Гашоков, А. Охтов, А. Ханфенов) в черкесскую литературу пришло новое поколение поэтов с ярко выраженной творческой индивидуальностью (М. Бемирзов, К. Дугужев, М. Нахушев, А. Заубидов, М. Пхешхов, Х. Абитов, В. Абитов, М. Анзоров и др.). В 90-е гг. в литературный процесс возвращаются художественные ценности, запрещенные в советский период по политическим и идеологическим соображениям, восстанавливается взаимодействие черкесской литературы, создаваемой на исторической родине с зарубежной адыгской литературной диаспорой. Эти процессы позволяют ставить задачу достижения целостности черкесской литературы.

Лит.: Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. Черкесск, 1961; Бекизова Л. Черкесская советская литература. Ставрополь, 1964; Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Черкесск, 1993.

Произведения печатаются по: Антология литературы народов Северного Кавказа: В 5 т. Т. I «Поэзия». Ч. 1 / Сост. А.М. Казиева. Пятигорск: Изд-во ПЛГУ, 2003. С. 151 – 181.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.