Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее значимые социальные проекты 1 страница






АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

Начального общего образования

(ФГОС НОО)

 

на 2015-2019 учебные годы

приказ Министерства образования и науки РФ № 1598

«Об утверждении Федерального государственного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

от 19 декабря 2014 года

(зарегистрирован в Минюсте РФ 03 февраля 2015 года № 35847)

 

 

2015 год

Содержание

  Оглавление ЦЕЛЕВОЙ 1. Пояснительная записка............................................................... 1.1. ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО, КОНКРЕТИЗИРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ АООП НОО………………………… 1.2. Принципы и подходы к формированию АООП НОО......... 1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АООП НОО………………………………… 1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ…………………………………………………………. 1.5. ОПИСАНИЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ…………………………………………………………. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО................................................................................................................... 3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.............................................................................. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ……………………………………... 5. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………... 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся С ОВЗ при получении начального общего образования.............................................................................................. 7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни................................. 8. Программа коррекционной работы....................................... 8.1. ПЕРЕЧЕНЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ…………………………………………………………………………………... 8.2. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ИХ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………………………………… 8.3. КОРРЕКТИРОВКА КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……………… 9. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 10. УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРЕДМЕТНЫЕ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ ОБЛАСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………… 11. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………………. 12. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО………………………………………………………………………………... 12.1. ОПИСАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ УСЛОВИЙ: КАДРОВЫХ, ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ (ВКЛЮЧАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ)…. 12.2. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УСЛОВИЙ……………………………. 12.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………….. 12.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………... 13. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….      
         
  Целевой 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МКОУ СОШ № 1 г. Миньяра (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО разработана и утверждена ОО МКОУ СОШ №1 города Миньяра в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР, а также с учетом ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР с привлечением органов самоуправления (совет ОО), обеспечивающих государственно-общественный характер управления ОО. В АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития используются следующие сокращения: · ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт, · ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт · начального общего образования, · ООП - основная образовательная программа, · АООП - адаптированная основная образовательная программа, · АООП НОО - адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, · ОО - образовательная организация, · ЗПР - задержка психического развития. · ОВЗ - ограниченные возможности здоровья · АООП НОО обучающихся с ОВЗ разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. АООП НОО обучающихся с ЗПР - это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Нормативной базой для разработки и составления АООП НОО МКОУ СОШ №1 города Миньяра являются следующие документы: • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями: от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.02.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями: от 29.12.2014 г. № 1644); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (с изменениями: от 29.12.2014 г. № 1645); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010 г. № 189(вводятся в действие с 1 сентября 2011 года); Согласно ФГОС НОО обучающихся с ЗПР и Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) НОО на основе ФГОС обучающихся с ЗПР, АООП НОО МКОУ СОШ № 1 г. Миньяра определяет содержание и организацию образовательной деятельности для данной категории обучающихся на уровне НОО и направлена на: - формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; - создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.   1.1. ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО, КОНКРЕТИЗИРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ АООП НОО Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Достижение поставленной цели при разработке и реализации ОО АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР; • достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; • обеспечение доступности получения качественного НОО; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; • использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа; • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).     1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АООП НОО В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к: • структуре АООП НОО; • условиям реализации АООП НОО; • результатам освоения АООП НОО. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности учебной деятельности и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: · придание результатам образования социально и личностно значимого характера; · прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; · существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; · обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • принцип коррекционной направленности образовательной деятельности; • принцип развивающей направленности образовательной деятельности, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • онтогенетический принцип; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ЗПР; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей.   1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АООП НОО АООП НОО в МКОУ СОШ №1 (вариант 7.1.) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). 1 вариант – образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися: 1.1) наличие заключения ПМПК, отсутствие согласия родителей на обучение по АООП (ребенок получает образование сопоставимое с образованием здоровых сверстников): внесение изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня образования(пояснительная записка; программа коррекционной работы; индивидуальный учебный план; план внеурочной деятельности; система условий реализации ООП) 1.2) наличие заключения ПМПК, наличие согласия родителей на обучение по АООП, в образовательной организации нет возможности создать отдельный класс: внесение изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня образования(пояснительная записка; программа коррекционной работы; индивидуальный учебный план; план внеурочной деятельности; система условий реализации ООП). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. ФГОС для обучающихся с ОВЗ определяют следующие позиции в отношении АООП: • в структуре АООП три раздела: целевой, содержательный и организационный; • структура и содержание каждого раздела АООП соответствуют требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ; • АООП обеспечивает достижение обучающими результатов освоения программы в соответствии с требованиями, установленными ФГОС для обучающихся с ОВЗ; • ОО может разработать один или несколько вариантов АООП; • определение варианта АООП осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, с учетом ИПР (при наличии) и мнения родителей (законных представителей); • в процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой; • АООП может быть реализована в разных формах, в том числе с использованием сетевых форм реализации; • АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений; • АООП реализуется через урочную и внеурочную деятельность; • АООП дополняется индивидуальной программой реабилитации в случае, если обучающийся с ОВЗ имеет инвалидность; Остановимся подробнее на структуре АООП НОО. Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР ОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: • программу формирования УУД у обучающихся с ЗПР; • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно - развивающей области; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; • программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает: - учебный план НОО; - календарный учебный график; - систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.   1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении НОО в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ НОО обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом: АООП НОО (вариант 7.1) МКОУ СОШ №1 города Миньяра адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.   1.5. ОПИСАНИЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР: Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебной деятельности и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: · получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; · выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; · получение НОО в условиях ОО общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; · обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; · психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; · психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и ОО; · постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы ОО. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: · адаптация ООП НОО с учетом необходимости коррекции психофизического развития; · обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов; · комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; · организация учебной деятельности с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР (" пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); · обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; · профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; · постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; · обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; · постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; · постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; · специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; · постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; · использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; · развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; · специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; · обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).   2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ АООП НОО Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения НОО. Освоение АООП НОО (вариант А) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения АОО НОО должны отражать: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный, ЗОЖ, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения АООП НОО, включающие освоенные обучающимися УУД: - (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования, должны отражать: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач; - использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; - использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; - готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Филология Русский язык. 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4) овладение основами грамотного письма; 5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Литературное чтение. 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; 7) формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы. Иностранный язык: 1) приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Математика и информатика Математика: 1. использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; Обществознание и естествознание Окружающий мир: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми; Основы духовно-нравственной культуры народов России 1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; осознание ценности человеческой жизни. Искусство Изобразительное искусство: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека; 2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально- эстетического отношения к произведениям искусства; 3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.); 4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; 5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Физическая культура (адаптивная) 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности. 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.      
  3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП НОО    
  В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР в школе разработана система оценки индивидуального образовательного достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО (далее - система оценки) являющаяся основой перехода ребенка к следующему уровню образования. Предметом оценки являются достижения (подготовка) обучающихся как отражение степени достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, т.е. результаты образования как итогов освоения содержания АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решить следующие задачи: - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; - ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; - предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности ОО; - позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР основными направлениями оценки достижений обучающихся являются: - оценка академических знаний; - оценка социального опыта (жизненной компетенции). При определении подходов к осуществлению оценки результатов индивидуальных образовательных достижений мы опираемся на следующие принципы: 1) комплексности оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП НОО, предполагающей оценку освоенных обучающимися академических знаний по основным образовательным областям, а также социального опыта (жизненных компетенций), необходимого для их включения во все важнейшие сферы жизни и деятельности, адекватные возрасту и возможностям развития; 2) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 3) динамичности оценки достижений в освоении обучающимися содержания АООП НОО, предполагающей изучение изменений его психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей; 4) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении обучающимися содержания АООП НОО. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования. Основными направлениями системы оценки являются: внешняя оценка и внутренняя оценка. Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующий уровень обучения. Функции внутренней оценки: Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя учеников об их продвижении в освоении программы (а на определенном этапе — и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах; учителей об эффективности их педагогической деятельности. Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д. Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка выполняет свои основные функции: Во-первых, функцию ориентации образовательной деятельности на достижение планируемых результатов посредством уточнения на конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки. Во-вторых, функцию обратной связи, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования. Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур: • государственная итоговая аттестация выпускников; • аттестация работников образования; • аккредитация ОО; • мониторинговые исследования качества образования. В начальной школе влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию ОО, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результатитоговой оценки выпускников. В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы. Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ — область компетенции педагогов и школы. Итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании в РФ» является внутренней оценкой школы. Проведение итоговых работ обусловлено необходимостью получения объективных и сопоставимых данных о достигаемых системой начального образования уровнях образовательных результатов. Поэтому в целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать для проведения итоговых работ единый, или, как минимум, сопоставимый инструментарий — разрабатываемый либо централизованно, либо региональными органами управления образованием или ОО на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки. Связь между внутренней и внешней оценкой может быть усилена, если: • проводится регулярный внешний мониторинг образовательных достижений выпускников начальной школы, осуществляемый на основе представительной выборки (на федеральном и региональном уровнях); • процедуры аттестации педагогических кадров и аккредитации ОО предусматривают проведение анализа: - агрегированных данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ; - выборочных данных, характеризующих используемую учителем и школой систему накопительной оценки. Необходимо подчеркнуть, что в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов. Именно эти результаты, характеризующие уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями (и, в частности, навыками осознанного чтения и работы с информацией), имеют решающее значение для успешного обучения на следующем уровне. Поэтому именно эти результаты имеют особое значение для оценки деятельности системы начального образования в целом, ОО начального образования и педагогов, работающих в начальной школе. Проверку названных результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ: 1) итоговой работы по русскому языку; 2) итоговой работы по математике; 3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе. В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ЗПР как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие. Значимыми для детей с ЗПР являются следующие компетенции: - адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; - владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком); - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно- пространственной организации; - осмысление своего социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Оценка социально-личностных результатов (жизненной компетенции) представлена в виде таблицы:
Критерий Параметры оценки Индикаторы
Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Наличие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов
Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, памперсы и др.).
Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (мне не видно, я не разбираю этого шрифта, я не понимаю и т.д.)
Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения Наличие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (терпеть нет сил, у меня болит..., извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия).
Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Наличие социально-бытовых умений, используемых в повседневной жизни Прогресс в самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.
Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
Участие в повседневной жизни школы, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздников.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком) Наличие навыков коммуникации и принятых ритуалов социального взаимодействия Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.
осмысление своего социального окружения, совего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей дифференциация и осмысление картины мира и ее временно- пространственной организации Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
    Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

 

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Такая оценка включает три основных компонента:

- характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить

успешную реализацию задач НОО.

Другой формой оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностной сферы. Эта задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития - в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Для оценки продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями нами применяется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа объединяет всех участников образовательных отношений - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребенком. Состав экспертной группы определяется приказом по ОО. В состав группы включаются педагогические и медицинские работники (учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач психоневролог, невропатолог, педиатр), которые хорошо знают ученика.

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов - нет продвижения; 1 балл - минимальное продвижение; 2 балла - среднее продвижение; 3 балла - значительное продвижение.

Экспертная группа вырабатывает ориентиры в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности - учебных предметов. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Познавательные:

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка сформированности УУД осуществляется педагогом, результаты фиксируются 1 раз в четверть в специальных листах наблюдений.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне НОО строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ЗПР к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

Система предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка этой группы результатов осуществляется с первой учебной четверти 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность становится привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Оценка предметных достижений обучающихся осуществляется в традиционной 5-балльной системе. Ответственность за объективность оценки знаний обучающихся возлагается на учителя.

Оценка образовательных (академических) результатов представлена в виде индивидуальных технологических карт, которые заполняются учителем 1 раз в месяц («+» - умение сформировано, «-» - не сформировано).

Портфель достижений

Для оценки результатов образования обучающихся с ЗПР в школе используется технология « портфолио » - папки индивидуальных достижений школьника, отражающих процесс индивидуального развития за время его обучения и участия во внеучебной образовательной деятельности.

Структура портфолио, порядок оформления и исчисления итоговой оценки портфолио осуществляется в соответствии с Положением о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся МКОУ СОШ №1 города Миньяра.

Аттестация обучающихся.

Оценка степени и уровня освоения АООП НОО, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса программы, сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся в соответствии с Положением. Промежуточная аттестация осуществляется через проведение следующих работ:

- диктанта;

- творческой работы (изложение, сочинение);

- контрольной работы;

- проверки техники чтения;

- тестирования, в том числе электронного;

- проектных работ;

- зачета;

- собеседования;

- теста.

Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка. Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных (общеучебных, логических, постановки и решения проблем), коммуникативных (например, умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и регулятивных (например, действие контроля и оценки во внутреннем плане) на межпредметной основе.

Накопленная оценка, которая состоит из оценок по всем учебным предметам и из оценок трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе), характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также у






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.