Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средовое проектирование.






Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

· изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

· осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, выставки используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (оборудованные активных игровых зон в рекреациях, наличие специально оборудованных спортивных залов и т.п.);

· демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных мероприятий, презентации и реализации социальных проектов).

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания.

Задачи:

· Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

· Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).

· Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

В числе мер по решению данной задачи программы предполагается проведение на уровне школы систематической работы по просвещению семей по вопросам гражданского, духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций.

Реализация программы предполагает два этапа в работе с семьями в школе:

• просветительский;

• этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение отдельных лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медицинских работников, педагогов, психолога. Базой для проведения этих занятий станет школа. Тематика лекций выстраивается в соответствии с насущными проблемами семьи.

Просвещение родителей предполагает распространение серии брошюр и печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование подборок DVD для всей семьи из одноименного цикла.

В рамках обозначенного этапа работы осуществляется и создание библиотечных выставок для родителей в школе. Широкая информационная работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания.

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

· организацию лектория по просвещению родителей;

· организация совместных общих дел на базе школы;

· проведение семейных праздников светского и церковного календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

· обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками.

Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников.

Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников используется разработанный диагностический материал в рамках мониторинга курсов «Истоки», «Основы религиозных культур и светской этики».

Примерная тематика занятий цикла духовно – нравственного воспитания с 1 –го по 4- класс.

1-й класс 2-й класс. 3-4 й класс.
Форма общения. 1. Доброе слово что ясный день. 2. Ежели вы вежливы, 3. Когда идешь по улице. 4. Узнай себя. 5. Нам счастья не сулит обида чья-то. Отношения к окружающему. 1. Путешествие в волшебную сказку. 2. Я могу быть волшебником. 3. Маленькое дело лучше большого безделья. 4. Любимый уголок родной отчизны. 5. У каждого народа свои герои. 6. Мы соберём большой хоровод. 7. Я люблю маму милую мою. 8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник. 9. Люби все живое. Отношения в коллективе. 1. Если радость на всех одна. 2. Мой класс - мои друзья. 3. Самолюб никому не люб. 4. Поиграем и подумаем. 5. 0 дружбе мальчиков и девочек. 6. Путешествие в мир мудрых мыслей. 7. Доброта что солнце (итоговое занятие).   Форма общения. 1. Если песни петь, с ними веселей. 2. Добрым жить на белом свете веселей. 3. Добро творить - себя веселить. 4. Подумай о других. 5. Подарок коллективу. 6. Делу - время, потехе - час. 7. Чего в других не любишь, того и сам не делай. Отношения с окружающими. 1. Подари другому радость. 2. 0т чего зависит настроение. 3. Не стесняйся доброты своей. 4. Мой дом - моя семья. 5. В труде человек хорошеет. 6. Все на белом свете солнышкины дети. 7. Поздравляем наших мам. 8. Со взрослыми и сверстниками. 9. Цени доверие других. Отношения в коллективе. 1.Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. 2.Советуем друг другу. 3.Общее и особенное для маль­чиков и девочек. 4.Поговорил бы кто со мной. 5.Подарок коллективу (общеколлективная деятельность). 6. Делаем газету (итоговое занятие Форма общения. 1. Здравствуйте все. 2. Будем беречь друг друга. 3. Дружим с добрыми словами. 4. Любим добрые поступки. 5. Подари учителю дело и слово доброе. 6. Умеем общаться. 7. Каждый интересен. 8. Подарок коллективу (коллективная деятельность). Человеческие отношения. 1. Душа - это наше творение. 2. Отворите волшебные двери добра и доверия. 3. Хорошие песни к добру ведут. 4. Вглядись в себя - сравни с другими. 5. Помоги понять себя. 6. 0 настоящем и поддельном. 7. Тепло родного дома. 8. Поздравляем наших мам. 9. Цветы, цветы - в них Родины душа. 10. Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни). Отношения в коллективе. 1. Чтобы быть коллективом. 2. Коллектив начинается с меня. 3. Подарок коллективу. 4. Секретные советы мальчикам и де­вочкам. 5. Скажи себе сам. 6. Вот и стали добрей и умней. 7. Школе посвящается (заключительный праздник).

 

В поиске путей обновления содержания воспитательной деятельности педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первого уровня как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выра­зительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгады­вать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе планируется реализовать в форме творческой фольклорной мастерской.

Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. «Зачин дело красит» - пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. В центре внимания: загадки, потешки, скороговорки, хороводы, народные куклы, праздники, подвижные игры.

2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с: прибаутками и небылицами, плясовыми песнями и припевками, частушками, народными инструментами, календарно-обрядовыми праздниками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения: пословицы и поговорки, частушки, песни лирические и исторические, обрядовые праздники.

4-й класс. В центре внимания: семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти; народный костюм; история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества; история родного края.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз­витию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школь­ников нравственных качеств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.