Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стребелева Е. А.Методические рекомендации к пси­холого-педагогическому изучению детей (2—3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. — М.: Ком­пания «Петит», 1994.






Стребелева Е. А., Браткова М. В. Варианты инди­видуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. —

2000. — №5; 2001. — №1.

Школьникова Н. Н. Развивающее взаимодействие с детьми раннего возраста // Дефектология. — 1991. — № 4. — С. 64 — 68.


Приложение 1

Примерная модель организации помощи детям

с органическим поражением ЦНС

в группах кратковременного пребывания

Наполняемость группы10 детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых), из них 2 ребенка с глубокой умственной отсталостью.

Нагрузка учителя-дефектолога (20 часов) распре­деляется следующим образом:

• 4 часа в неделю на занятия с двумя глубоко умствен­
но отсталыми детьми раннего возраста, которые по­
сещают группу 2 раза в неделю;

• 12 часов в неделю на занятия с четырьмя детьми,
которые посещают группу 3 раза в неделю;

• 4 часа в неделю на занятия с четырьмя детьми, ко­
торые посещают группу 1 раз в неделю.

Приложение 2

Результаты

первичного комплексного психолого-педагогического обследования детей третьего года жизни

ДАША К. (возраст 2 года 2 месяца, диагнозорганическое поражение ЦНС).

Социальное развитие. Общение с новым взрослым устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Интерес к взаимодействию со сверстниками отсутствует. Навыки самообслуживания не сформи­рованы: не умеет самостоятельно принимать пищу, пользоваться туалетом, мыть руки; раздевается и одевается только с помощью взрослого. Девочка крайне напряжена в новой обстановке, не уверена в дейст­виях.

В физическом развитии резко отстает от сверстни­ков. Ходит самостоятельно, но походка неуверенная,


отмечается несформированность движений (как круп­ных, так и движений пальцев обеих рук), не умеет подражать действиям взрослого.

Предметно-игровые действия не сформированы: отмечаются лишь некоторые манипуляции, процессу­альные действия с игрушками.

Познавательное развитие. Сенсорное развитие — может вложить только две геометрические фигуры в соответствующие плоскости. Пирамидку складывает без учета размера колец. Разрезную картинку из двух частей сложить не может даже после обучения. Груп­пировать предметы ни по величине, ни по форме не мо­жет.

Интерес к действиям с игрушками проявляет: мо­жет удержать шарик за ниточку, постучать палочкой по барабану, использовать стул при доставании высо­ко лежащей игрушки. По подражанию может катать коляску за ручку, вылавливать сачком рыбок из бас­сейна.

Развитие речи. Понимание обращенной речи рез­ко ограниченно. Показывает, где мама, ручки, глаз­ки. В речевой контакт вступает с трудом. При обще­нии отраженно воспроизводит отдельные звуки, лепет-ные слова («а-а-а», «па-па-па», «ма-ма-ма»).

РЕКОМЕНДОВАНО: систематические занятия с де-фектологом по развитию предметной деятельности, основных движений, умению подражать крупным и мелким движениям взрослого, развитию мелкой мо­торики. Крайне важно формировать навыки самообс­луживания, развивать самостоятельность, уверен­ность, познавательную активность. Необходимо так­же развивать восприятие, память, мышление, речь в процессе решения практичесих задач — на занятиях по ознакомлению с окружающим, конструированию, изобразительной деятельности и т. д.


Приложение 3

Пример индивидуальной программы развития ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

ДАША К. (возраст 2 года 2 месяца, диагнозорганическое поражение ЦНС).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ

Условия для проведения занятий с ребенком в се­мье:

• занятия проводятся регулярно 2 раза в день по 20—
25 мин;

• в семье для занятий должна быть создана предмет­
но-развивающая среда (определенное место для за­
нятий — коврик, столик, стульчик; игрушки для
развития предметно-манипулятивных действий;
музыкальные игрушки, сюжетные, дидактические
для развития соотносящих действий, сыпучий ма­
териал, чашка, ложка, прозрачный сосуд);

• взрослые общаются с Дашей глядя ей в глаза, при­
влекая внимание Даши к лицу взрослого и к пред­
мету, используя руку ребенка;

• на занятиях разные виды деятельности с ребенком
плавно сменяют друг друга;

• в процессе занятий каждое действие ребенка повто­
ряется несколько раз и закрепляется в разных иг­
ровых ситуациях. При этом каждое действие ребен­
ка называется взрослым (словом или лепетным сло­
вом);

• каждое действие доводиться до конца, дается оцен­
ка действиям ребенка (так, не так, молодец, похло­
паем, ура, получилось).

Создать условия для укрепления здоровья. Про­должать поддерживать и четко выполнять режим дня.

Социальное развитие. Вызывать эмоциональную реакцию Даши на ласковое обращение к ней знакомо­го взрослого. Установление эмоциональных контактов,


«заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей (упражнения и игры: «Посмот­ри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку­ку», «Поймай меня», «Догони!», «Прятки», игра «По­дуй, ветерок»).

Формировать положительный эмоциональный от­клик на появление близких взрослых (матери, бабуш­ки, дедушки, педагога). Игры: «Дай ручку», «Спря­чем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек), «Тритатуш-ки — три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачи­вания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сме­ной двух ритмов); игры-подражания: «Хлоп-хлоп, ты ладошечка», «Ручками похлопаем, ножками потопа­ем» и др.

Обучать пониманию и воспроизведению указатель­ного жеста рукой и указательным пальцем.

Формировать первоначальные представления ребен­ка о себе: учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени («Покажи, где глазки, ушки, ротик, носик, ручки, пальчик, ножки»). Игры на вос­приятие себя в зеркале: «Посмотри — угадай», «По­смотри — назови». Игры на узнавание себя: «Кто там?», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет!», «До свидания», «Найди себя на фотогра­фии». Завести альбом «Наша Даша».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.