Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выдержка, диафрагма, светосила, экспозиция, ГРИП






Выдержка — это время, в течение которого затвор открыт и изображение, формируемое объективом, попадает на матрицу. Чем больше выдержка, тем светлее получается фотография. При фотосъемке при дневном свете выдержка составляет в среднем от 1/200 до 1/500 секунды. В пасмурный день — от 1/60 до 1/125 секунды. При съемке в помещении без вспышки — 1/10-1/30 секунды. В условиях плохой освещенности выдержка может составлять несколько секунд. При использовании вспышки, выдержка, как правило выставляется равной 1/60 секунды. Чем длиннее выдержка, тем больше вероятность получения нечеткой картинки из-за дрожания рук. Единственный способ избавиться от смаза картинки — использование штатива.

Если представить, что наш глаз — это объектив, то зрачок будет диафрагмой. В яркий солнечный день зрачок сужается и ограничивает интенсивность потока света, падающего на сетчатку глаза. В сумерки же, наоборот, зрачок расширяется, и световой поток беспрепятственно проходит к зрительным рецепторам. То же самое с объективом фотоаппарата. При помощи диафрагмы мы регулируем интенсивность светового потока проходящего сквозь объектив на матрицу. Диафрагма обозначается безразмерным числом (диафрагменное число).

Диафрагменное число есть отношение фокусного расстояния объектива к диаметру отверстия диафрагмы. Чем " светлее" объектив, тем больше должен быть диаметр диафрагменного отверстия. Из этого следует, что компактный объектив с большим фокусным расстоянием (или диапазоном фокусных расстояний) по определению не может иметь большой светосилы.

Светосила — это коэффициент пропускания светового потока объективом на максимально открытой диафрагме. Обозначается светосила как величина, обратная диафрагме. Например, если минимальное диафрагменное число составляет 2.8, то светосила такого объектива обозначается как F/2.8.

Экспозиция — это световой поток, который получает матрица, в течении времени выдержки. Недоэкспонированный снимок слишком темный, переэкспонированный — слишком светлый. Экспозиция измеряется в единицах EV (Exposure Value — значение экспозиции) и задается значеними выдержки и диафрагмы. Сочетаний выдержки и диафрагмы, дающих " правильную" экспозицию (без пересветов и провалов теней) практически в любом случае можно выбрать много вариантов. Ниже приведена диаграмма возмможных комбинаций выдержки и диафрагмы (для съемки на улице в солнечный день):

 

T                  
1/4000                  
1/2000                  
1/1000                  
1/500                  
1/250                  
1/125                  
1/60                  
1/30                  
    2.8 4.0 5.6 8.0       F
 
Пересвет Норма Недодержка
                       

Несмотря на то, что комбинаций с одинаковой экспозицией много, характер картинки в каждом случае будет отличаться. Дело в том, что чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Приведу наглядный пример влияния значения диафрагмы (F) на глубину резкости.

Из приведенных картинок видно, как диафрагма влияет на ГРИП. Однако, стоит заметить, что для проведения эксперимента использовалась цифровая зеркалка Canon EOS 400D с объективом Canon EF 50mm/1.8. У компактных аппаратов возможности по управлению ГРИП намного меньше. Рассмотрим еще один пример:

Из этого видно, как отличается картинка, сделанная компактной камерой и зеркалкой при одинаковой диафрагме и с примерно равным ЭФР. Картинка с зеркалки (справа) выглядит объемной, с подчеркнутым передним планом, в то время как картинка с компактного аппарата (слева) кажется плоской — передний и задний планы сливаются.

Помимо прочего, на глубину резко изображаемого пространства влияет расстояние до объекта съемки. Чем объект ближе к объективу, тем меньше глубина резкости и наоборот.

Итак, мы рассмотрели общие принципы оптического формирования изображения и прежде чем переходить ко второй части, подведем итоги первой.

  • Четкость картинки зависит от двух факторов: разрешения матрицы и разрешающей способности объектива;
  • Чем больше размер объектива, тем больше вероятность, что он даст четкую и контрастную картинку;
  • Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива (зум) тем больше вероятность того, что картинка будет не очень качественной (если речь идет о компактных ЦФК и бюджетной оптике для зеркалок)
  • Экспозиция задается выдержкой и диафрагмой. Возможно много сочетаний выдержки и диафрагмы, когда экспозиция будет одинаковой.
  • Глубина резко изображаемого пространства зависит от диафрагмы, реального фокусного расстояния объектива а так же от расстояния до объекта съемки. Чем сильнее открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), чем больше фокусное расстояние и чем меньше расстояние до объекта съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Как расшифровать маркировку на объективе?

На каждом объективе указывается его фокусное расстояние и максимальная светосила. У объектива с фиксированным фокусным расстоянием (их сокращенно называют " фиксы"), обычно эта надпись имеет вид:

50mm/F1.8 (числа могут быть другие)

50mm — это фокусное расстояние объектива в миллиметрах, оно соответствует углу зрения объектива (см выше). F1.8 — это минимальное для этого объекива значение диафрагмы, что соответствует максимальной светосиле. Чем меньше это число, тем лучше. Есть объективы, имеющие светосилу F1.2 и даже F1.0, но они стоят очень дорого и четкость картинки у них не всегда лучше, чем у более дешевых объективов. Зато они позволяют очень хорошо передавать объем за счет малой глубины резкости. Естественно, чтобы работать с такой оптикой и реализовывать ее возможности нужны недюжие творческие способности. У объективов с переменным фокусным расстоянием (" зумов") маркировка имеет такой вид:

28-135mm/F3.5-5.6

28-135mm — это фокусные расстояния на коротком (wide) и длинном конце (tele), F3.5-5.6 — светосила объектива на коротком и длинном конце соответственно. Бывают объективы, имеющие одинаковую светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний, но они как правило дорогие. Максимальная светосила зум-объективов как правило не превышает F2.8 на коротком конце и F3.5 на длинном.

В общем и целом у фиксов светосила как правило на 2-3 ступени больше, чем у зумов. Это связано с тем, что конструкция фиксов намного проще, чем у зумов и характеристики линз подобраны к конкретному фокусному расстоянию — это позволяет достичь лучшей светосилы, лучшей четкости картинки, меньших хроматических аберраций. Профессиональные фотографы часто пользуются именно фиксами, которые благодаря высокой четкости и хорошей светосиле позволяют добиваться таких результатов, которые зумам не по силам.

Наиболее подробно по этой теме читайте в статье Расшифровка маркировок объективов Canon, Nikon, Sony/Minolta, Sigma, Tamron, Tokina, Olympus/Panasonic.

Мыльница или зеркалка? А может Micro 4/3?

Цитата с bash.org.ru
девочка: да ну эти зеркалки...
мальчик: почему?
девочка: ну там же зеркало испольуется, на них приведение снять нельзя

Если зайти на любой фото-форум, то почти наверняка наткнетесь на разборки по этой теме. Приводятся самые различные доводы, фрагменты фотоснимков, с указанием недостатков тех или иных камер. Я кратко и без лишних эмоций изложу достоинства и недостатки и мыльниц (компактных камер) и зеркалок.

Основные достоинства зеркалок
  • Высокое качество изображения. Гораздо более низкий уровень шумов. Лучшая передача цветовых оттенков.
  • Быстрый и точный автофокус, высокая скорость срабатывания затвора
  • Высокая светочувствительность матрицы. Вполне можно снимать на ISO800 и выше — открывается возможность съемки в помещении без вспышки, а это немалого стоит.
  • Большие возможности функционального расширения — по сути, зеркалка это конструктор, к которому можно докупать дополнительные модули именно под ваши нужды — телеобъектив, рыбий глаз, светосильный портретник, макрообъектив внешняя вспышка, всевозможные светофильтры и т.д.
  • Возможность управления глубиной резкости при портретной съемке
  • Медленное моральное устаревание — даже через 5 лет вы сможете продать " тушку" за вполне приемелемую цену. Объективы в цене практически не теряют. Мыльницы дешевеют гораздо быстрее.
Основные достоинства мыльниц
  • Небольшие габариты, вес. Хотя, есть и исключения, особенно среди суперзумов.
  • Масса не очень нужных, но " приятных" функций — распознавание лиц, специальный режим съемки животных, автопанорама, большинство аппаратов имеют систему стабилизацию изображения, и т.д., то есть аппарат зачастую имеет массу возможностей, которые очень облегчают жизнь начинающему фотографу. Однако эти функции не способствуют росту фотографа над собой — зачем напрягаться, если аппарат все делает для за тебя?
  • Практически все мыльницы " научились" снимать видео в формате HD, при этом есть возможность использования зума и автофокуса.
  • Необременительная стоимость.
Основные достоинства компактов со сменной оптикой (Micro 4/3)
  • При " мыльничных" габаритах и весе обеспечивают неплохое качество картинки — лучше чем у топовых мыльниц, но все же хуже, чем у зеркалок.
Основные недостатки зеркалок
  • Большие габариты, вес
  • Дороговизна
  • При интенсивном использовании возможен износ механических частей (главным образом — деталей затвора).
Основные недостатки мыльниц
  • Низкая скорость работы (особенно у дешевых аппаратов). Фотографировать движущиеся объекты бывает очень сложно — автофокус за ними не успевает, затвор срабатывает с небольшой задержкой (если покупаете фотоаппарат чтобы фотографировать детей — лучше сразу смотрите в сторону зеркалок!).
  • Худший, чем у зеркалок, динамический диапазон — намного чаще приходится сталкиваться проблемами " выбеленное небо", " проваленные в черноту тени".
  • При плохой освещенности качество картинки заметно ухудшается — при повышении чувствительности ISO стремительно растут шумы, страдает цветопередача.
  • Как правило, довольно слабая вспышка (редко радиус ее действия превышает 4 метра).
  • Очень ограниченные возможности по расширению функциональности. Даже если это возможно (насадки на объектив, внешняя вспышка), стоимость апгрейда может превысить стоимость камеры.
  • Невозможность управлять глубиной резкости при съемке в " повседневном" диапазоне эквивалентых фокусных расстояний — 28-100 мм. Картинка будет одинаково " плоской".
  • Время работы аккумулятора намного меньше чем у зеркалки. В среднем одной зарядки хватает на 150-200 кадров (в лучшем случае). Если снимать видео (особенно в HD), аккумулятор садится очень быстро. В дальней поездке обязателен дополнительный комплект аккумуляторов. Зеркалка способна снять на одной зарядке 500-600 кадров.
Основные недостатки компактов со сменной оптикой
  • Медленный автофокус (иногда даже медленнее, чем у мыльниц)
  • Намного меньшее, чем у зеркалок, время работы от аккумулятора. " Большая" матрица при постоянном захвате картинки потребляет много энергии.
  • Ограниченные возможности в расширении возможностей оптики — объективы для Micro 4/3 редки в продаже (пока) и стоят недешево.
  • Аппарат по стоимости не уступает зеркалкам.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.