Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Непростые отмахи






Как известно, отмахом назад могут делаться не только элементар­ные выходы в стойку или вис. На этой основе исполнимы и более сложные вещи, начиная с «подхватов» и поворотов и кончая некото­рыми сальто и малоизвестными трюками. С этим связаны опреде­ленные тонкости технических действий, которые небесполезно знать.


Начнем с сальто, именуемого «комэнеч» (рис. 179).


______________________________________ 183. Непростые отмахи

По причинам вполне понятным, сальто делается в положении со­гнувшись ноги врозь; так легче, соблюдая должную элегантность, преодолеть основные трудности движения, связанные с необходимо­стью достаточной крутки и дохвата за жердь. Вместестем, настроен­ность именно на полет согнувшись порождает технические гримасы этого движения, без которых можно было бы обойтись.

На фиг. а показано сальто «комэнеч» с типичными для него ошиб­ками, на которые судьи обычно не обращают, увы, свое внимание. Главная из них — ущербный мах назад, при котором гимнастка, едва оторвавшись тазом от жерди (к. 2), тут же начинает активно притор­маживать ноги и сгибаться, все еще оставаясь на опоре (к.к. 2—4)\ Исполнительнице движения кажется, что если она пораньше «поза­ботится» о сгибании, то и вращение по сальто будет активнее (ведь все знают, что «складка» ускоряет вращение). Но как же она в этом случае заблуждается! Гимнастке следовало бы помнить (и понимать), что всякая группировка или сгибание хоть, безусловно, и ускоряют вращение в безопорном положении, но на опоре те же самые действия могут давать совсем другой эффект! Именно это и происходит в опи­сываемом сальто.

Посмотрим еще раз на рисунок: сохраняя опору о жердь, гимнаст­ка энергично сгибается в тазобедренных суставах (к.к. 2—4), застав­ляя ноги вращаться в направлении, противоположном сальто, а это прямо означает потерю нужного для сальто вращения всем телом! Вот откуда вялая «крутка» в полете (к.к. 5—7), необходимость дохвата в согнутом положении (к. 7) и спад почти сразу в вертикальный вис, с неприятным обрывом (к.к. 8—9).

Этих грубых ошибок можно избежать, если работать посмелее и больше, свободнее выпускать ноги назад-вверх во время броска (б, к.к. 1—4). При этом акцент делается на движении с подъемом над опорой, но без сильного от нее удаления53. В этой ситуации даже сги­бание ног в коленях, синхронное с активной фазой отмаха, работает на получение нужной крутки (заметим, что сальто вперед в вис, вы­полненное в компактной группировке, но с подчеркнуто высоким взлетом, виртуозным вращением и ранним дохватом «сверху», ни­чуть не менее эффектно, чем сальто «комэнеч» в форме согнувшись). Благодаря такому отходу не только заметно возрастает высота выле­та, но и ускоряется вращение всего тела вперед; для гимнастки от-

53 Сравните это движение со случаем исполнения сальто вперед прогнувшись на перекладине, когда сходная задача решается выходом в положение «стоя» над опорой (37).


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

крывается возможность вернуться на опору без пресловутого пере­маха ноги врозь и дохватиться еще до прохождения телом опорной горизонтали (к.к. 8—9). Разумеется, добиться такого исполнения не легко — не только технически и физически, но и психологически, так как даже мастерам бывает трудно преодолеть инстинктивное стремление «не отпускать» себя далеко от опоры, если предстоит воз­вращение на нее. Но над этим имеет смысл специально потрудиться, эта овчинка выделки стоит.

Обратимся теперь к еще одному непростому отмаху назад, кото­рый интересен тем, что чрезвычайно красив, вполне доступен, но... никогда не исполнялся на соревнованиях. Это переворот вперед с поворотом на 360° в вис согнувшись {рис. 180).

Это оригинальное движение строится по принципу «обратного диомидовского».

Отмах начинается обычным образом, из упора хватом сверху. Сделав замах (к. Г), гимнастка выполняет бросок ногами с расчетом на некоторый отход назад-вверх, так, чтобы в итоге остаться несколько позади от опоры, не «переваливаясь» через нее вперед (к.к. 1—3). В идеале, отмах должен быть высоким, почти до полной " «оттяжки», и лишь после этого гимнастка выполняет быстрый пово­рот вокруг одной руки, обводядругой туловище по кругу (к.к. 4—9). Повернувшись на первые 180° (к. 6), гимнастка уже начинает посте­пенно сгибаться, отходя назад-вниз в упор согнувшись. Переносная рука (одноименная повороту) пораньше дохватывается за жердь, как бы находя ее за спиной (к.к. 9—10). Далее — обычный спад назад в вис согнувшись сзади (к.к. 10—11).

Существенная техническая деталь, не видимая на рисунке: весь мах из упора с последующим переворотом через стойку и сгибанием выполняется в одной плоскости, без какого либо смещения вбок и без переноса тяжести на опорную руку! Последняя совершает во время исполнения поворота конусообразное движение, направленное внутрь, и к концу движения опять встает прямо54.

(Попутное замечание: описанный переворот вперед имеет вари­ант «обращения». Практически точное представление о нем можно получить, «прочитав» рис. 180 вспять — от к. 11 к к. 1. Получится подъем вперед с поворотом на 360°вупор. Упражнение, насколько из-

54 Сравните эту ситуацию с махами на мужских брусьях: если бы гимнаст, например, при «оберучных» поворотах, держась одной рукой, переносил тя­жесть на опорную жердь, а не держался точно в плоскости начального маха, были бы неизбежные удары ногами о жердь (84).


вестно, никогда не исполнялось, но оно доступно, особенно на пере­кладине. Мощности, необходимые для его исполнения, к сожале­нию, мужские, хотя вся логика и стилистка этого движения, ско­рее, — «женская». Представим себе такое соединение: махом вперед из виса на в/ж хватом сверху перемах согнувшись и подъем вперед с поворотом на 360° в положение, близкое к стойке на руках, спад впе­ред в упор продольно хватом сверху и — оборот вперед с последую­щим отмахом назад).

В заключение отметим, что есть, конечно, и еще отмахи, достой­ные упоминания и требующие хорошего понимания техники движе­ния. Например — другие движения с поворотами, включая «вертуш­ку» Веры Чаславской, технику которой можно детально представить себе по аналогии с «вертушкой» махом из виса на перекладине (49). Что касается отмахов вперед, то наиболее известный из них — «через голову», также подробно описан нами в главе, посвященной перекла­дине (13).

184. КОГДА «РАЗВЯЗАНЫ» РУКИ

Один из характернейших признаков современного сложного уп­ражнения на брусьях р/в (как и на перекладине) — наращивание чис­ла элементов, исполняемых с отпусканием рук. Это не только полет­ные упражнения, но и самые разнообразные элементы с перехватами,

поворотами, перемахами.

А когда вообще можно отпускать руками опору, не нарушая тех­нических норм исполнения? В общем виде мы уже дали нужный от-


           
 
   
 
   
 

вет в главе о перекладине (2—4). Но рассмотрим в этой связи еще несколько конкретных случаев применительно к брусьям р/в.

Например, такие движения, как повороты в зоне стойки на ру­ках. В принципе, для любой под­готовленной гимнастки такой по­ворот не составляет проблемы, его делают именно в стойке и вообще в положениях, близких к верхней вертикали.

Но обращали ли вы внимание, где поворот выполняется наиболее активно — легко и быстро? — Нее стойке. Обычно это происходит в

начале спада из стойки (рис. 181). И это совершенно закономерно, поскольку у самой вертикали (к. 1) гимнастку прижимает к опоре силой тяжести, а в висах той же силой оттягивает. Иначе говоря, ки­сти в этих фазах движения находятся под давлением, и для перегруп­пировок такие моменты неблагоприятны (2, 3).

Что же, возразит недремлющий скептик, автор советует нам де­лать примитивные повороты и другие действия «на свале»?

Нет, автор не советует работать примитивно. Он предлагает наи­более разум но, точно пользоваться реальными физическими услови­ями: нужно уметь легко «держать осанку» в любой фазе движения в зоне стойки, уметь там действовать, но при этом полезно знать, что физически наиболее благоприятная фаза работы в этом случае — на­чало спада, (к.к. 2—3 и 2-а, 3-а) именно тогда можно и нужно выпол­нять решающие действия, в особенности, если они вызывают, пока что, затруднения.

Второй пример элементарен и связан с первым. Если гимнастка выполняет отмах не в стойку, а в наклонный упор (рис. 178-6), с наме­рением сделать, например, поворот, то какое положение будет наибо­лее рациональным, технически удобным? Ответтот же — положение, в котором кисти максимально разгружены, как за счет вытелкивания при отмахе, так и благодаря изменению давления на опору, вызван­ному движением тела в силовом поле (к.к. 5—6) (2, 3).

И еще один случай — отмах в стойку на руках с перехватом (178-а на с. 461). Где здесь освобождаются кисти гимнастки? Как лучше действовать?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.