Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокрустово ложе брусьев






С тех пор как проблема больших оборотов на брусьях р/в переста­ла быть проблемой, и обороты вошли в разряд обычных служебных движений, иначе стала выглядеть и задача исполнения сальтовых со­скоков «большим махом». Гимнастки стали все более свободно осва­ивать чисто мужской репертуар вплоть до наиболее сложных элемен­тов, особенно на махе вперед.

Тем не менее, брусья р/в это все же не перекладина с ее свободным махом, и сальто с верхней жерди не получается строить до такой же степени непринужденно, как на «турнике».

В главе, посвященной перекладине, мы уже рассматривали основ­ные принципы построения разного рода отходов и сальтовых движе­ний (19, 20). Остановимся теперь на некоторых особенностях, свой­ственных аналогичным движениям на брусьях р/в, но для начала


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ


179. Срывное? Задерну т о е? Китайское?


 


очень кратко вспомним от каких, все-таки, действий на опоре зави­сит главное, что определяет успех безопорного движения, а именно — вращение тела в полете и его траекторное перемещение.

Это, во-первых, так называемый «накат» (20), то есть — общая скорость маха, с которой тело гимнастки подходит к моменту перехо­да в безопорное положение, и которая зависит от активности предше­ствующих оборотовых движений. Нотутже отметим, что «накат» — не самое сильное средство исполнения «больших махов» на брусьях р/в. Здесь он не столь эффективен, как на той же перекладине. Гим­настка (особенно рослая) не имеет возможности так же мощно разго­нять обороты, как мужчины. Нижняя жердь даже теперь несколько «тормозит», сковывает ее, навязывая вынужденную, часто далеко не лучшую, структуру действий. И это не может не сказываться на энергетике полета в соскоках, которые всегда выполняются на мень­шей, чем у мужчин, высоте и длятся соответственно короче (учтем также более скромные параметры снаряда).

Второй кардинальный фактор это — действия маховыми звеньями в фазе перехода из опорного положения в безопорное. Роль этих важ­ных элементов техники мы уже анализировали (20). Подчеркнем лишь, что действия, выполняемые при переходе в полет, активнб влияют не только на вращение и способны ускорить его, остановить или даже поменять по направлению, но воздействуют и на перемеще­ние О ЦТ тела гимнаста относительно опоры и, соответственно, на последующее полетное перемещение (19). В частности, действия, по­строенные как «притягивание» к опоре (к ним относятся и все тради­ционные «броски»), позволяют оставаться в полете у снаряда или пе­релетать через него («гингер», «ткачевский» и т. п.). Адействия типа «отталкивания» характерны почти для всех соскоков с отходом от жерди в направлении броска (рис. 15-6). Впрочем, как и накат, дей­ствия при отходе имеют на брусьях свои слабости, также объясняю­щиеся геометрией снаряда; необходимость прохода над нижней жер­дью даже сейчас, при расширенных брусьях, накладывает отпечаток на организацию действий спада и, как следствие, последующих дей­ствий, включая главное из них — бросок.

И назовем еще один технический фактор — выбор момента пере­хода в полет. Он связан с представлениями об относительно раннем или позднем «темпах» отхода (19). При прочих равных условиях/? ан- ние темпы (в том числе «срывные») связаны с низко-далеким быст­ротечным полетом и «лихорадочным» вращением, а поздние темпы (в том числе «задернутые») — с более высоким, долгим и крутым вы­летом при относительно замедленной «крутке», хотя, конечно, меж-


ду этими крайними формами существует и неограниченное число промежуточных вариантов.

В любом случае очевидно, что «темп отхода» может очень суще­ственно менять вид траектории, время и вращение в полете. В сравне­нии с другими двумя факторами, описанными выше, «темпы отхо­да», казалось бы, не связаны особыми техническими ограничениями, исходящими от конструкции женских брусьев («когда хочу, тогда жердь и брошу»), но в действительности, и здесь всё достаточно сложно, так как отход — действие вовсе не произвольное, а тесней­шим образом связанное со всеми предшествующими событиями и «просто так» его не изменишь. Достаточно сказать, что при наличии перемаха через нижнюю жердь (176) координация действий «отхода» оказывается строго «завязанной» на действиях спада и броска.

Итак, гимнастка, выполняющая «большие махи» на брусьях р/в, располагает, казалось бы, разнообразными возможностями управле­ния отходами. Результатом этого управления являются параметры полетного движения — его высота и дальность, крутизна траектории, исходная (не зависящая от группирования) интенсивность враща­тельного движения тела в полете.

Однако, как было видно из предыдущих заметок, в использова­нии каждого из названных технических факторов исполнения по­летных движений и соответствующих приемов есть свои «но», ос­ложняющие исполнение движений, в первую очередь, соскоков с брусьев р/в. Существование нижней жерди может ограничивать сво­боду в разгоне движения, ритмической и пространственной органи­зации действий на спаде и при броске. Спровоцированные при этом ранние отходы обеспечивают быстрое вращение, но в ущерб высоте и времени полета; поздние, напротив, позволяют нарастить высоту движения, но замедляют вращение и заставляют держать тело в не­приятной близости от опоры...

Что выбрать? Как скомбинировать удовлетворительное движе­ние из не слишком выгодных составляющих? Об этом — в следую­щем сюжете.

179. СРЫВНОЕ? ЗАДЕРНУТОЕ? КИТАЙСКОЕ?

Продолжим разговор о проблеме техники отходов «большим ма­хом» на брусьях р/в на примере сальто назад. На рис. 173 на с. 452 показаны две характерные формы, отражающие полярные техни­ческие тенденции в исполнении соскоков сальто (по преимуществу двойных) на женских брусьях.


 




БРУСЬЯ РАЗ НОЙ ВЫСОТЫ ___________________________________


 

Одна из этих форм — раннее сальто (а), при котором гимнастка уходит в полет, не доходя до опорной горизонтали. Такое движение сопровождается относительно быстрым вращением, но, как уже от­мечалось, всегда имеет невысокий растянутый полет. Неприглядная особенность этого отхода также — в сочетании, казалось бы, высокой энергетики с невозможностью как следует ею воспользоваться. Бла­годаря раннему переходу в полет, гимнастка сохраняет сильный «на­кат», но низкая траектория сводит это преимущество на нет: длитель­ность полета сокращена, и даже при быстром вращении по сальто времени едва хватает, чтобы выполнить всё движение. К этому до­бавляются неприятные подробности движения в виде «срывного»


17 9. Срывное? Задернутое? Китайское?

отхода, неудобного приземления (сносит вперед), не говоря уж о «не­солидном» общем виде такого движения.

Однако, это сальто можно «подработать».

Во-первых, ранний отход — это отход не обязательно слишком уж ранний, срывной. По мере освоения соскока (но до окончательного закрепления навыка!) можно постепенно «подтягивать» положение отхода вверх, заметно улучшая тем самым условия движения, пере­страивая траекторию полета и нормализуя вращение {а). Если же при этом увеличить активность броскового движения, то можно суще­ственно восполнить и вероятные потери в «крутке» и высоте вылета. Одной из возможностей является в этом случае обращение к «китай­ской» технике, рассмотренной нами в главе по перекладине (7). При этом, однако, эффектное увеличение параметров траектории полета по высоте и дальности смещения вперед будет сопровождаться сни­жением активности «крутки», и к этому надо быть готовым.

Особо подчеркнем, что при относительно раннем отходе с мощ­ным броском вообще можно добиться очень хорошего результата — с высоким вылетом и, главное, с превосходным временем в полете (31). Дело в том, что общее время безопорного движения в суще­ственной степени зависит не только, и даже не столько от абсолют­ной высоты вылета над уровнем приземления, сколько от относи­тельной высоты подъема над положением перехода в полет. Ведь об­щее время складывается из времени подлета (см. «п» на рис. 173) и времени движения вниз из высшей точки движения до приземления («Н»)51. Эти особенности кинематики движения позволяют рацио­нально выстроить движение на сальто.

Наиболее успешно техникой умеренно раннего отхода могут вос­пользоваться относительно низкорослые, быстрые гимнастки, про­ходящие над нижней жердью в прогнутом положении (176), а в слу­чае использования «китайского» варианта спада (7) — и более рослые исполнительницы.

Другая характерная форма, как говорилось, — позднее, «задерну­тое» сальто, при котором гимнастка высоко забрасывает ноги перед отходом и затем движется по траектории, близкой к вертикали (б). Следствие такого движения — относительно большая абсолютная высота полета при умеренном вращении и с близким к опоре призем-

51 Поэтому возможны парадоксальные ситуации, когда соскок из высокого положения, например стойки на руках, даст гораздо меньшее время полета, чем невысокий соскок из относительного низкого виса, так как в последнем случае много времени дает предварительный подъем по траектории полета.


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

лением. Этот технический вариант довольно долго использовался в практике, особенно, в эпоху суженных брусьев. Сейчас положение изменилось к лучшему, и малоприятное «задернутое» движение встречается реже. Вместе с тем отметим, что технику такого отхода, взятую как модель, полезно иметь в виду, так как постепенное при­ближение к этой форме в процессе работы над относительно ранними отходами — необходимый элемент совершенствования сальто. Если гимнастка умело распоряжается броском, точно чувствует действия в фазе отхода и верно выбирает момент перехода в полет, то на этом пути можно добиться впечатляющих результатов. Этот вариант мож­но рекомендовать гимнасткам, имеющим хороший накат в больших оборотах и владеющим высоким броском, но с четким отходом впе­ред-вверх от опоры. Неплохо это может получаться, в частности, у относительно рослых гимнасток, использующих перемах согнув­шись через нижнюю жердь.

Читатель, однако, спросит — что же, в конце концов, лучше?

Что ответить? Если иметь в виду явные формы «срывного» и «задернутого» сальто, то — ничего не лучше... Оба варианта — техни­ческие крайности, в которых не используются те, или иные возмож­ности движения, о чем сказано выше. И оптимальный вариант дви* жения (в значительной степени индивидуальный!) должен «нащу-пываться» где-то «в промежутке» междутой и другой формами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.