Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сила симметрии






Как уже отмечалось, при движениях в переднезаднем направле­нии двигательный аппарат проявляет себя асимметрично, в том смысле, что и активная, и пассивная подвижность звеньев в сторону сгибания и разгибания неодинакова. Это свойство функциональной асимметрии наложило явный отпечаток на многие движения гимна­ста. Не составляют исключение и кольца: во время размахиваний в висе гимнаст может (если умеет) добиться более высокого движения ногами на махе вперед, чем на махе назад. Отражается это, соответ­ственно, и на мощности, активности движения, что, в свою очередь, заметно повлияло на формирование всего арсенала маховых движе­ний на кольцах.

Вспомним, что, в принципе, существуют структурные аналоги движений, выполняемых на махе вперед и назад. Приведем несколь­ко общеизвестных пар таких аналогов:

—подъемы махом вперед и назад, 14

—подъемы переворотом назад и вперед,

—выкруты назад и вперед,

—обороты назад и вперед,

—сальто назад и вперед и др.

Формально говоря, каждое движение в приведенной или подоб­ной паре должно строиться принципиально так же, как его аналог, только при движении в другом направлении. Но это было бы лишь в том случае, если не существовало бы пресловутой функциональной асимметрии! Последняя же реально существует и заставляет гимнаста к ней приноравливаться. И с этим связаны некоторые поучительные особенности эволюции техники маховых движений на кольцах.

Если вспомнить технику махов из виса на кольцах, использовав­шуюся, примерно, до 60-х годов, то можно будет обнаружить суще-

14 В главе, посвященной брусьям, мы показываем также структурные различия между подъемами махом вперед и назад (73).


КОЛЬЦА __________________________________________________________

ственные различия в построении махов вперед и назад в висе. Так, если форсированный мах вперед (например, для переворота в стойку) уже тогда многими выполнялся с высоким подъемом стоп и значи­тельным уменьшением плечевого угла, и это не считалось «нетехнич­ным» (рис. 83-а), то мах назад считался «правильным» только тогда, когда гимнаст действовал «на оттяжке» и, фактически, едва достигал горизонтального положения тела в высшей точке движения (в, пунк­тир). Как следствие, реальная высота и физическая эффективность такого маха оставались очень скромными, и на сколько нибудь слож­ные элементы с такой энергетической базой рассчитывать было трудно. Подъемы в упор, выполняемые таким махом, оставались не­высокими, подъемы в стойку на руках делались, как правило, не только через согнутые руки, но и с ощутимым «дожимом», пусть даже и быстрым; на сложные сальто вперед вообще никто не поку­шался.


 

Любопытна история такого элемента, как «хонма», то есть пере­ворота вперед в упор. Еще задолго до того, как японский мастер Фу-мио Хонма продемонстрировал свой «фирменный» переворот, было много попыток освоить этот элемент, в том числе и в нашей стране. Но все эти опыты оставались до поры неудачными, так как не извес­тна была техника, потребная для исполнения подобных движений. И лишь тогда, когда достоянием гимнастов стало «полувкручивание», дело сдвинулось с мертвой точки.


____________________________ 93. Совсем как в батте р ф л я е

Нафиг.о, бпоказаны для сравнения два ключевых положения, на махе вперед и назад в висе на кольцах. Бросается в глаза, что они вполне симметричны. Однако то, что на махе вперед (а) происходит естественно и без затруднений, на махе назад (б) достигается специ­фическими действиями в плечах. Гимнаст, освобождая суставы и беря голову на грудь (а не поднимая ее, как на фиг. в\), пронирует кисти с кольцами и, частично вкручиваясь вперед, дает плечам более свободно продвигаться назад, за лицевую плоскость — за спину! На первый взгляд кажется, что возникающее при этом явно низкое по­ложение плеч гимнаста — недостаток, и лучше было бы, если плече­вой пояс уже здесь располагался выше, ведь при исполнении любого подъема все время идет борьба за высоту движения!

Однако это не так. Главная проблема в движениях такого рода — не столько перемещение тела вверх (с этим справиться легче), сколь­ко вращение. Показанное на фиг. ^положение — абсолютно необхо­димое условие свободного, быстрого вращения тела гимнаста вперед (которое при старой технике, как раз, ограничивалось жесткими дей­ствиями в плечах). Всякие попытки быстро поднять на махе назад не только ноги, но и плечи, сразу отозвались бы потерей скорости вра­щения всего тела в основном направлении, так как движение плеча­ми вверх в этой ситуации есть не что иное, как контрдействия (47, 49, 75), своего рода «плечевой курбет».

Описанное «полувкручивание», открывшее доступ к форсиро­ванным махам назад, означало для вращений вперед на кольцах це­лую революцию. Сразу обогатилась вся гамма движений этого на­правления: стали нормой махи с прямыми руками, элементы стали более сложными и, одновременно, более доступными.

Приведенный разбор лишний раз подчеркивает силу закономер­ности, согласно которой даже движения, на первый взгляд явно раз­ные (или должные бытьразными) строятся все же по единым прин­ципам. Много лет высокие махи вперед и назад на кольцах, делались по-разному, но техника «полувкручивания» поставила все на свои естественные места, и вновь восторжествовала симметрия!

Впрочем, разговор о симметрии и об эволюции техники движе­ний на кольцах на этом не может быть завершен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.