Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кольца против перекладины






На рис. 85-а —типичная поза отхода на сальто назад прогнувшись на кольцах: к моменту расставания с опорой гимнаст поднялся нога­ми вверх практически до вертикального положения (к. 4), чего никогда не бывает на перекладине и не может быть во избежание прихода на гриф. Но на кольцах этой проблемы нет, и гимнаст после броскового маха из виса (к.к. 1—3) позволяет себе «затягивать» тело высоко вверх, благо проем колец свободен и никакие столкновения с опорой исполнителю не грозят.

То же самое происходит при исполнении двойных, тройных саль­то назад (б). Отличие от «бланша» заключается лишь в том, что еще на опоре гимнаст начинает группироваться, поддерживая тем самым повышенную скорость вращения по сальто. Впрочем, ранняя груп­пировка используется и на других видах многоборья. (Заметим так­же, что вообще «подкрутка» на сальто, и в этом смысле вообще техни­ческие условия выполнения соскоков на кольцах — самые благопри­ятные. Например, тройное сальто здесь дается гимнастам проще, чем на перекладине и соответственно чаще встречается).

Ну и что, скажет читатель, раз другой снаряд, то и техника немно­го другая, нормально.


 

Конечно, для опытного гимнаста так оно и есть. Однако нужно помнить, что при исполнении, а в особенности освоении близких по структуре, но все же различающихся по технике движений часто воз-


КОЛЬЦА


96. Забытый ктемп»


 


никает перенос навыка, который может быть не только положитель­ным (на чем основана вся техническая подготовка гимнаста), но и отрицательным. И тогда один навык «наезжает» на другой, искажая его и принося, порой, очень неприятные сюрпризы. В разбираемом случае навык отхода высоким поздним движением в сальто на коль­цах может привести к отрицательному переносу на сальто с перекла­дины, давая опасное «задергивание» на опору.

Как в этом случае быть?

Борьба с отрицательным переносом навыка — проблема общая, и приемы борьбы с этим злом — универсальные. Поскольку разбор за­кономерностей обучения гимнастическим упражнениям находится за пределами темы нашей книги, обойдемся здесь краткими напоми­наниями:

1. Отрицательный перенос наиболее неприятно проявляет себя в тех случаях, когда из двух сходных движений одно разучено более на­дежно, прочно, а другое только осваивается. Тогда, естественно, стра­дает «сырое» движение. Поэтому, обращаясь к новому упражнению, желательно на время «отодвинуть», не повторять, не делать парал­лельно и не освежать в двигательных представлениях те упражнения, которые могут, по предположению, отрицательно повлиять на новое для гимнаста движение;

2. В продолжение сказанного: ранее освоенное движение будет тем больше защищено от отрицательного переноса, чем более доброт­но, до конца оно разучено и закреплено;

3. Самое надежное средство, позволяющее избегать неприятных воздействий одного упражнения на другое — настойчиво осваивать и подкреплять в повседневной работе базовые двигательные действия и, главное, так называемые «профилирующие» упражнения (25, 28, 120, 153, 156, 160);

4. Гимнасту не страшен отрицательный перенос навыка, если он владеет вариативным движением, то есть умеет сознательно, по по­требности изменять наиболее важные параметры двигательного дей­ствия, гибко управлять характеристиками движения. Впрочем, это, как раз, одно из требований, предъявляемых к овладению профили­рующими упражнениями.

96. ЗАБЫТЫЙ «ТЕМП»

Показанные на рис. 85 отходы на сальто прогнувшись (а) и двой­ное (б) общеприняты и, кажется, не подлежат особому обсуждению. Представляется, что все здесь стоит на своих местах: гимнаст выпол-


няет хороший мах, по возможности поддерживает его работой рук на опоре и расчетливо расстается со снарядом лишь вверху, в самый последний момент, когда тело, находясь в положении вниз головой (фиг. а, к. 4кб), грозит пройти створ тросов и нарушить тем самым традиционный статус сальто.

Однако описанная техника, несмотря на ее популярность, небе­зупречна. Достаточно сказать, что долгий подъем в контакте с опорой неизбежно приводит под действием силы тяжести к падению скоро­сти вращения тела (20, 50, 188) и, несмотря на возможность силовой поддержки движения, не так выгоден, как кажется. Свободный под­лет тела от момента потери опоры до высшей точки движения при таких отходах обычно невелик, а это означает, что, несмотря на визу­ально высокое движение, исполнитель имеет ограниченное время в полете (31). И если для исполнения «гладких» сальто это, в общем-то, не имеет решающего значения, то при введении усложняющих дви­жений, прежде всего поворотов, это становится ощутимым недостат­ком. В сущности, все сальто, исполняемые таким поздним, тяговым отходом, могут иметь повороты, производящиеся только на спаде, а это, конечно, суррогат. Не будем уж говорить, что переход в полет в положении вниз головой означает, в сущности «кражу» вращения по сальто; исполнитель одинарного сальто делает в этом случае в полете лишь «полоборота», а вместо настоящего двойного — только полтора.

Между тем, существует давно известный, но и давно забытый дру­гой, более ранний отход в полет на сальто (в). После обычного маха вперед из виса и броска исполнитель не заводит тело мягким тяговым движением высоко вверх (как на фиг. а, к.к. 1—4), а, резко ускоряя бросок, так же мощно останавливает его мощным «подрывом» в зоне горизонтали. При этом, разгибаясь в тазобедренных суставах, гим­наст притормаживает ноги и делает короткое сильное движение вверх тазом и грудью. Одновременно с этим (желательно — строго синхронно!) делается также резкое рывковое движение плечевым поясом к кольцам с мощным, коротким подтягиванием вверх и сги­банием рук в локтях. Вслед за этим немедленно происходит и переход в безопорное положение.

Содержащийся в описанном отходе «контртемп» (23) в совокуп­ности с увеличением углового пути, который телу гимнаста предсто­ит пройти не из положения вниз головой, как обычно, а от горизон­тали, обусловливает, в сравнении с поздними темпами, относительно меньшую «подкрутку». Это как бы недочет данной техники. Кмину-сам следует отнести и высокие требования к силовым, взрывным ка­чествам гимнаста, который должен осилить здесь рывок руками


 




КОЛЬЦА







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.