Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Розничная торговая сеть, ее виды и характеристика.






Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

• виды и особенности устройства;

• тип предприятия;

• форма торгового обслуживания;

• тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

• функциональные особенности предприятия.

1) По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на:

а) Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

б) Магазины-склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

в) Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

г) Киоск- оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

д) Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания, жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства.

е) Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

ж) Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

2) В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) - на типоразмеры.

3) По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

4) С учетам типа здания и особенностей его обьемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

5) По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Виды РТП по группам обслуживания потребителей: 1. РТП для покупателей с высоким уровнем дохода, которые отличаются ассортиментом высококачественных, престижных, дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания; 2. РТП, обслуживающие социально незащищенные слои населения с доступными ценами и ограниченным ассортиментом товаров 1-ой необходимости; 3. РТП, ориентированные на массового потребителя определенного микрорайона и предоставляющие товары и услуги в объеме и ассортименте, адекватных спросу данного контингента.

Виды РТП по предоставляемому ассортименту: 1. специализированные (предлагают товары какой-то 1-ой товарной группы); 2. узкоспециализированные, реализующие только какую-нибудь одну товарную подгруппу; 3. комбинированные, объединяющие несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей; 4. комплексные, торгующие несколькими подгруппами товаров, объединенных по какому-либо признаку (например, товары для женщин); 5. универсальные, торгующие почти всеми группами непродовольственных товаров, а также продовольственными товарами периодического спроса; 6. смешанные, осуществляющие торговлю прод. и непрод. товарами; 7.неспециализированные, торгующие прод. и непрод. товарами многих товарных групп, но в узком ассортименте.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

• изучение покупательского спроса на товары;

• составление заявок на завоз товаров;

• формирование ассортимента товаров;

• реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят:

прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

• обеспечение хранения товаров;

• выполнение операций, связанных с производстве ной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

• внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

• продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

 

56. Классификация розничной торговли предприятий и их классификация.

исло предприятий розничной торговли в настоящее время превышает 1 млн. Многообразие предприятий вызывает необходимость систематизировать их.

Для их классификации и изучения используют разные признаки. Границы между видами предприятий очень размыты — многие предприятия розничной торговли подвергаются изменениям в связи с применением маркетинговых усилий, поэтому четкую классификацию представить трудно. В пределах одной классификации розничный магазин может попасть сразу в несколько категорий.

По организационно-правовым формам и видам предпринимательской деятельности торговые предприятия подразделяются на:

• хозяйственные товарищества в форме:

o полного товарищества,

o товарищества на вере,

• хозяйственные общества (50%) в форме:

o с ограниченной ответственностью,

o с дополнительной ответственностью,

o акционерных обществ (15%);

o унитарные предприятия (менее 10%);

o потребительские кооперативы;

o индивидуальное предпринимательство (~ 20%).

По типам (форматам):

• универмаг;

• универмаг «Детский мир»;

• универсам (супермаркет);

• гипермаркет;

• гастроном;

• мини-маркст (продукты);

• магазин-склад;

• магазин товаров повседневного спроса;

• специализированные и узкоспециализированные магазины;

• комиссионный магазин;

• дом торговли;

• промтовары;

• фирменный магазин;

• стоковый магазин;

• магазин-салон;

• магазин типа «бутик»;

• магазин «секонд хенд»;

• магазин «Кэш энд керри»,

• дисконтный магазин.

По методам продажи товаров:

• индивидуальное обслуживание (через прилавок);

• открытая выкладка;

• продажа по образцам;

• самообслуживание;

• по предварительным заказам.

По ценовой политике:

• ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины;

• соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»;

• превосходящие прожиточный минимум (элитные):

• продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты;

• непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.

По размерам торгового предприятия:

• крупные (более 150 м2);

• средние (до 150 м2);

• мелкие (до 50 м2).

По виду реализуемого ассортимента:

• универсальные;

• специализированные (узкоспециализированные);

• неспециализированные:

• со смешанным ассортиментом,

• с комплексным ассортиментом.

По формам интеграции:

• горизонтальная:

• корпоративная,

• добровольная;

• вертикальная:

• розничные предприятия с изготовителем,

• розничные и оптовые предприятия,

• смешанная интеграция.

По уровню территориальной концентрации:

• изолированные;

• сгруппированные:

• торговый комплекс,

• торговый центр,

• молл,

• торговая галерея.

По виду здании:

• в отдельно стоящем здании;

• встроенное в жилое здание;

• встроено-пристроенное;

• пристроенное.

По видам оказываемых услуг:

• связанные с покупкой товара;

• связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров;

• связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина.

По особенностям размещения (месту расположения):

• регионального значения (региональный торговый центр);

• общегородского значения (центральный деловой район);

• районного значения (районный торговый центр);

• жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).

По форме обслуживания:

• салонное обслуживание;

• индивидуальное обслуживание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.