Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магистраты.






В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената.

Среди магистратов высшее положение занимали консулы и преторы.

Консулы:

- командование войском и заключение перемирий,

- верховная и административная власть;

- выбирали сенаторов (до IV в. до н. э.)

- в чрезвычайных ситуациях назначали диктатора, который наделялся неограниченной властью.

Преторы:

- направляли дела на судебное разбирательство, в некоторых случаях самостоятельно разрешали споры

Цензоры:

- надзор за нравами, распределяли граждан по центуриям и округам;

- IV в. до н. э. выбирали сенаторов.

Плебейский трибун:

- избирался плебейскими собраниями.

Курульный эдил:

- обеспечивал порядок в Риме, следил за рыночной торговлей

Квесторы:

- расследовали преступления, занимались вопросами государственных финансов.

Особенности Римской республики. На протяжении IV–I вв. до н. э. государственная организация Рима оставалась в главном неизменной. Ее основу составили институты как прямого, так и представительного народовластия. Термин «республика», которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима IV–I вв. до н. э., в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae — общие дела). Смыслом организации власти в своем государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе усматривали в единоличной и в исполнительной власти (украшая в легендарной своей истории прошлых царей многими пороками). Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.

Идеал смешанного правления. Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. Различные институты Римской республики были по-разному взаимосвязаны с политической волей народа: законодательные собрания всех полноправных граждан, правительственный аристократический Сенат, периодически сменяемые магистраты. Сочетание народного суверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массы народа, и с коллегиально-единоличным управлением создавало особый уклад взаимной политической уравновешенности, которая уже в древние времена представлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений. Властные институты Рима, кроме того, располагали разными полномочиями и правами взаимного контроля, что создавало особую систему политических сдержек — столь важную для предотвращения субъективизма государственной деятельности. Такое смешение типов организации власти служило еще одной важной гарантией — против вырождения государства, против «повреждения его основ» и тем самым лучше прочих служило делу гражданской свободы. Идеал государственного равновесия (хотя и не реализованный вполне самой Римской республикой) стал едва ли не важнейшим вкладом республиканской государственности в мировую политическую культуру.

Кризис Римской республики. Разнородные конфликты и социальные противоречия, осложненные не очень удачными для Рима внешними войнами, создали качественно новую государственно-политическую ситуацию.

С конца II в. до н. э. Римская республика вступила в исторический период общественно-политических кризисов и военных конфликтов. Борьба за землю, которую постоянно — то легальными способами, то путем восстаний — вели беднейшие слои римской общины, приняла крайние формы открытого конфликта плебейских магистратур с патрицианским Сенатом.

Благодаря агрессивной военной политике, делавшей из римского полиса средиземноморскую державу-империю, в Италии резко возросло количество рабов, занятых в частных хозяйствах и на общественных работах. Это привело к почти постоянным восстаниям рабов, крупнейшие из которых — Первое и Второе сицилийские восстания, восстание Спартака — едва не сокрушили военную и государственную машину Рима.

В начале I в. до н. э. между Римом и прежде союзными жителями большинства областей Италии разразился конфликт в виде многолетней Союзнической войны (91–88 гг.), одним из результатов которой стало предоставление италикам прав римского гражданства, хотя с сохранением политического доминирования римлян.

Наконец, итогом постоянно нараставших в своих проявлениях социальных противоречий внутри римского полиса стало размежевание на своего рода политические движения — партии оптиматов (выражавших интересы богатых и аристократически-республиканских слоев) и популяров (объединивших недовольных из новых легионеров, офицерства и люмпенизирующегося плебса). Противоречия и борьба между этими партиями были настолько сильны, что привели к почти постоянным, сменявшим одна другую гражданским войнам в Риме.

Основными причинами кризиса цивитас (гражданская община) явились:

- римская гражданская община была разрушена из-за роста экономического потенциала римской державы;

- римская община перестала быть самообеспечивающимся и замкнутым организмом. И таким образом, потенциал провинций, которые были включены в державу, кардинально превышал военные, экономические, а также людские ресурсы цивитас;

- названные изменения привели к разрушению монолитности гражданского общества - появились очень богатые и очень бедные, а средний слой, который состоял из мелких и средних земледельцев - опора цивитас - резко сокращался, тем самым его социальная роль падала;

- вследствие резкого увеличения масштабов государства традиционные органы власти Римской республики, которые создавались для античной гражданской общины, стали неспособными нормально функционировать в новых условиях и, фактически, лишались реальной власти. Тем самым создавались предпосылки для усиления влияния отдельных лиц, которые опирались на новые силы, неподконтрольные цивитас - профессиональную армию и провинции;

- изменявшиеся политические и социально-экономические условия разрушали мир духовных ценностей Рима, как цивитас, что стало следствием глубокого кризиса общественного и индивидуального сознания.

Сулла Луций Корнелий. Пришёл к власти в 82 году до н. э. Для легитимации захвата власти Сулла призвал сенаторов избрать так называемого междуцаря — интеррекса.

Вскоре после прихода Суллы к власти или чуть раньше начала диктатуры начались проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона.

К числу наиболее известных мероприятий Суллы относится закон о магистратах — установил новые возрастные цензы для желающих занять высшие государственные должности и создал некоторые ограничения для того, чтобы карьера начинающих политиков не развивалась слишком быстро.

При Сулле была особенно усилена роль сената и ограничена власть народного собрания. Сулла наделил сенат новыми полномочиями - передал ему контроль над финансами и право цензуры. Состав сената он также увеличил с 300 до 600 членов из числа своих сторонников. Особенный удар Сулла нанес по народным трибунам. Все их предложения должны были предварительно обсуждаться в сенате. Было решено, что человек, занявший должность народного трибуна, не может дальше претендовать на более высокие государственные должности.

Судебные дела по большинству вопросов были переданы специализированным судебным коллегиям (обычно их насчитывают восемь — по числу преторов), комплектование которых было возвращено под контроль сената. Увеличил численность жрецов в жреческих коллегиях. Стал первым, кто провёл закон против нарушений на выборах - предусматривался десятилетний запрет на занятие магистратур для нарушителей. Проведены законы о величии римского народа - в частности, пропреторам и проконсулам запрещалось без разрешения из Рима начинать войну и выходить за пределы отданных им под управление провинций. Усилил борьбу с фальшивомонетчиками, что должно было символизировать активизацию борьбы за стабилизацию финансового положения Римского государства.

Диктатура Гая Юлия Цезаря. В начале 44 года до н. э. получил пожизненно назначение на должность диктатора - чрезвычайную магистратуру. Провёл ряд реформ в 49-44 годах до н.э.

В сфере государственного устройства увеличил число большинства коллегий курульных (старших) магистратов. Среди целей увеличения численности магистратов называют: создание возможностей для более широкого вовлечения жителей Италии и незнатных римлян в управление государством, удовлетворение потребностей растущего государственного аппарата (в том числе в провинциях) и понижение остроты борьбы кандидатов между собой, которая уже повлекла за собой рост электоральной коррупции. Установил строгий максимум для времени пребывания магистратов в провинциях: срок пребывания наместника-проконсула в провинции был ограничен двумя годами, а наместника-пропретора — одним годом.

Пополнил сенат, опустевший в результате междоусобиц 50-х годов до н. э. и гражданской войны, до 900 человек. Пополнил ряды патрицианского сословия, представители которого традиционно занимали некоторые важные должности в религиозной сфере.

Стремясь заручиться поддержкой жителей провинций, Цезарь активно даровал им различные льготы и привилегии. Задачу по снижению безработицы преследовали и обширные строительные проекты.

В 49 году до н. э. из-за начала гражданской войны в Риме и Италии сложилась проблематичная ситуация с невыплатой долгов. Цезарь постановил оценивать всё имущество должников по его довоенной стоимости, а кредиторов обязал принимать это имущество в зачёт уплаты долгов. Позднее он также частично аннулировал долги по аренде жилья. После решения долгового кризиса Цезарь предпринял и другие меры, направленные на оздоровление финансов государства. В частности, именно при диктаторе началась регулярная чеканка золотых монет (ауреусов), хотя ранее золотые монеты выпускались в Риме лишь эпизодически.

В 46 году до н. э. Цезарь объявил о реформе римского календаря. Вместо прежнего лунного был введён солнечный календарь, разработанный александрийским учёным Созигеном и состоявший из 365 дней с одним добавочным днём каждые четыре года.

Оценки политических реформ Цезаря рознятся. Ряд исследователей видят в его политических мероприятиях фактическое установление «демократической монархии», римского варианта абсолютной монархии. Другие обращают внимание на косметический характер реформ Цезаря, которые не меняли «конституцию» — систему традиционных политических институтов и отношений между ними.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.