Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация истории Древней Греции. Возникновение государства в Древних Афинах, его эволюция. Реформы Тезея, Солона и Клисфена.






Афины – небольшое государство. Принято называть полисом – городом-государством. Афинское государство возникло на территории Аттики. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурныйцентр. У Афин был сильный флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к 8 в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан совет, управлявший делами всех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, и благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Но развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

В VII-VI вв. до н. э. государство постепенно вытесняет родовую организацию. Тезей делит всех афинян на 3 группы: эвпатридов (благородные), геоморов (земледельцы) и демиургов (ремесленники). Деление населения на роды и племена теряет свое значение. При Тезее центром управления становятся Афины, вождь племени становится должностным лицом государства - архонтом, а племенной совет преобразуется в ареопаг. Гибель остатков родового строя знаменуют реформы Солона.На рубеже 7—6 вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение.

Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину, вводит 4 имущественных разряда граждан и создает новые органы власти. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно, членами ее могли стать граждане всех разрядов.

В 560 г. до н. э. власть оказывается в руках Пизистрата, который устанавливает режим тирании. Неудачная политика сыновей Пизистрата, пришедших на смену своему отцу, вызывает возмущение в обществе, которое уже не желает мириться с режимом тирании. Сопротивление тиранам возглавляет

Клисфен, который и становится во главе государства после падения режима тирании.

Клисфен предпринимает ряд мер, направленных на укрепление демократии и ликвидацию старых племен. В частности, народное собрание получает право изгонять из Афин на 10 лет любого афинянина, представляющего угрозу для демократии. Клисфен вводит новое территориальное устройство государства.

Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Страна отныне состоит из 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 части (триттии), находящиеся в разных местах территории – городскую, прибрежную и земледельческую, которые в свою очередь, распадаются на демы - наименьшие районы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот.

 

 

Афинское государство в V – IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Социальная структура афинского общества. Классическое рабство. Порядок формирования и функционирования основных органов государственной власти.

После серии побед Афинского морского союза в греко-персидских войнах происходит возвышение Афинского государства среди греческих полисов, объединившихся для отражения нападения персов. После окончания войны с персами наступает ≪ золотой век≫ в истории Афин.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Реформы Эфиальта. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он ограничил функции ареопага (в ведении которого остались лишь религиозные и некоторые уголовные дела). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к гелиэе.

Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив народу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) для всеобщего ознакомления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.