Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Широкая Масленица.






 

Масленица — один из самых древних народных праздников; воплощение плодородия и имя обрядовой куклы, чучела, олицетворявшего зиму и смерть и уничтожавшегося в конце праздника; «сырная» неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два его главных сезона — зиму и весну. Наиболее широко масленица отмечалась у русских, у западных славян и у южных славян-католиков; менее широко — у православных южных славян, и очень скромно — на Украине и в Белоруссии. Масленицей этот праздник называли за то, что в течение этой недели перед Великим постом дозволялось есть скоромные продукты, в том числе и коровье масло (во время поста вместо коровьего употреблялось конопляное масло, а во многих местах и вовсе обходились без масла).

Масленица была одним из самых веселых и разгульных, истинно народных праздников, сохранившимся, очевидно, еще со времен язычества. Ее повсеместно именовали «веселой», «широкой», «пьяной», «честной» и т.п.; про нее в народе говорили: «Душа моя, Масленица».

Масленица, перепиленные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, кисочка, ты же моя перепелочка». К масленице приурочивалось множество обычаев и поверий, осуждаемых церковью, но пользовавшихся в народе большой популярностью. Так, например, столь характерные для больших языческих празднеств маскарады, приходившиеся на масленицу, воспринимались духовенством как «непристойный разгул, неистовство и разврат». Во всю масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, игра, так что ужасно слышать о том всякому христианину. По этой причине масленицу долгое время старались уничтожить, однако

это так и не удалось: её лишь сократили до восьми дней (по некоторым данным, некогда масленица продолжалась до 14 дней, а возможно, и больше).

У русских начало масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз перед постом разрешалось есть мясо. На Масленицу обязательно пекли блины (символическое представление солнца, а также поминальная еда). У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в секрете. Блины также использовали в самых разных обрядах.

Каждый день масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные действия, правила поведения, обряды и т.д. Так, понедельник масленичной недели именовался «встречей», вторник — «заигрышем», среда — «лакомкой», «разгулом» или «переломом», четверг — «широким», «разгуляем», пятница — «тещиными вечерами», суббота — «золовкиными посиделками» или «проводами», а воскресенье — «прощеным днем» или «заговеньем».

Основными забавами на масленицу являлись катания с гор и на санях, игрища и кулачные бои, а также пиршества, на которых ели обрядовую пищу — блины, оладьи и пр. Одним из главных событий праздника был обряд встречи и проводов масленицы; правда, со временем он (очевидно, под влиянием христианства) полностью или частично исчез во многих местах.

Масленица была, в первую очередь, праздником молодежи; но больше всего внимания и почестей на масленице оказывали молодоженам. Возможно, в отдаленной древности масленица и была праздником, устраиваемым специально для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. Чествование на масленицу молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года, было известно повсеместно.

«Проводы Масленицы» устраивались, как правило, в последний день масленичной недели, т.е. в воскресенье вечером, и сопровождались возжиганием костров. Проходили они примерно следующим образом: ребятишки и молодежь загодя собирали и уносили за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и пр. и складывали из них огромный костер; вечером же, с приближением сумерек, к костру направлялась «прощальная процессия». «Масленицу» при этом снова везли в санях, а сопровождающие ее девушки жалобно пели: «Сударыня-Масленица, потянися», и т.п. У костра «Масленицу» ссаживали с саней и ставили на снег, потом снимали с еловой ветки ленты и платки и делили их между девушками. В это же время начиналось пение масленичных песен, причем когда начинали петь: «Шли, прошли солдатушки из-за Дона, несли ружья заряжены, пускали пожар по дубраве, все елки, сосенки погорели, и сама Масленица опалилась», — парни зажигали «Масленицу». В костре, кроме чучела, обычно сжигали и все остатки «масленичного обжорства» (блины, яйца, лепешки и проч.); когда же костер догорал, пепел от «Масленицы» нередко зарывали в снег, считая, что он способствует плодородию.

Последний день масленичной недели назывался «прощенным воскресеньем». Этот последний день перед началом Великого поста посвящался заговенью. Часа в 4 пополудни раздавался «печальный, великопостный благовест к вечерне»; он служил знаком к окончанию масленичного веселья и началу Великого поста. После того, как отходила вечерня, все родственники, соседи, близкие и знакомые начинали ходить по избам, прося друг у друга прощения за принесенные обиды и неприятности: они кланялись друг другу до земли и говорили: «Прости, Христа ради, в чём я перед тобой согрешил», на что в ответ слышалось: «Прости и ты меня».

Для любознательных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.