Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь. Сирены – полуженщины-полуптицы, завлекали мореходов на опасные скалы и губили их.






Сирены – полуженщины-полуптицы, завлекали мореходов на опасные скалы и губили их.

Феникс – волшебная птица, похожая на орла с великолепной красно-золотой и огневой окраской. Чувствуя конец жизни, сжигал себя в гнезде, а затем возрождался из пепла.

15. Макошь – мать хорошего урожая. Доля и Недоля – девы судьбы .

 

Древние славяне считали Небо и Землю двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба, отца всего сущего, называли Сварогом. А Землю мы и до сих пор называем матерью. Только вот мы не всегда обращаемся с ней, как положено почтительным детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобы он не вздумал сражаться с таким-то богатырем. Этот богатырь непобедим, а почему? – «Его Земля-Матушка любит ».

Макошь или Мокошь - олицетворение Матери-Сырой Земли, являлась женским воплощением водной стихии, а точнее воплощением земли в единстве водой, посредница между небом и землей; древнее земледельческое божество плодородия и женской жизненной силы, «мать урожая»; богиня изобилия, покровительница полей и скота, а также женских работ, в первую очередь прядения и ткачества.

Судя по древним источникам, Макошь в древности воспринималась славянами как доброжелательная богиня. А так как от урожая в древности зависела судьба и сама жизнь и смерть древних земледельцев, то Макошь почиталась и как богиня, ведающая людскими судьбами (ср. перечисляемые в древних «Словах...» народные суеверия: «в стрячу, и в кошь, и в сновидения», а также: «...и в.Мокошь и в сносудец...»). Макошь представляли пряхой, которая прядет нити человеческой судьбы; при этом само имя богини было связано со словом «къшь», «кощь» — «жребий», «судьба». Кроме того, слово «кошь» также являлось корневой основой слов, обозначающих различные емкости для зерна: «кошь»— корзина, плетеный возок для снопов; «кошуля» — плетеные из прутьев емкости и т.д., что выражало и связь Макоши («Ма-коши» — «матери счастливого жребия», богини удачи и судьбы) с урожаем и плодородием земли («Ма-кошь» могло означать и «матъ урожая»).

Дольше всего образ Макоши сохранялся в русской ритуальной вышивке. Макошь при этом изображалась как центральная фигура всей композиции; на полотенцах для весенних обрядов ее изображали с воздетыми к небу руками (молящей о хорошем урожае), а к дням летнего солнцестояния Макошь изображалась с руками, указующими на землю (на колосящиеся хлеба). На этих же ритуальных полотенцах голова Макоши нередко была увита колосьями; колосья изображались также у ног богини.

По этнографическим данным образ Макоши дольше всего сохранился на Русском Севере. Поверья о Макоши там основывались, по-видимому, на древнейших представлениях об этой богине как о покровительнице домашнего очага и домашнего женского дела, особенно ткачества, что было связано с ее функцией богини судьбы (подобные божества, «ткущие» человеческую судьбу, традиционно считались пряхами). Поэтому все женские работы, связанные со льном, пряжей и ткачеством, в народном представлении находились под покровительством Макоши, на Русском Севере со временем превратившейся из «матери урожая» в покровительницу женских работ, суровую повелительницу прядения, бродящую по земле в облике женщины с распущенными волосами и бдительно следящую за соблюдением обычаев.

Вообще, Макошь в крестьянских верованиях Русского Севера выступала практически как двойник Параскевы Пятницы — христианской святой, культ которой заменил языческий культ Макоши и слился с ним. Пятница стала непосредственным продолжением образа Макоши после принятия православия; так, в украинских ритуалах XIX в. Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятиица, как и Макошь, считалась пряхой бдительно следящей за всеми женскими работами, и особенно за прядением. Она требовала неукоснительного повиновения и запрещала бабам работать в посвященный ей день — пятницу, а за нарушение запрета насылала болезни, могла истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку, При этом Параскева Пятница, как и Макошь, считалась покровительницей браков и плодородия, была связана со священной земной влагой; ей молились «о всяком благополучии и счастье домашнем», называли «лъняницей» и приносили ей в дар первые снопы льна и вытканные убрусы, а также пряжу и кудель, которые бросали в колодец (такой обряд носил название «мокрида»; это назваиие, как и имя Макоши, было связано с корнем «мокрый»).

У богини Макоши есть две помощницы – девы судьбы Доля и Недоля.

Доля и Недоля — счастье и несчастье, судьба и несудьба, удача и неудача. В древности это были две сестрицы, девы судьбы, — небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у доброй Доли, красавицы, улыбчивой помощницы богини Макоши, текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая, кудлатая Недоля пряла нитку неровную, кривую, непрочную. Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая, одним — дар, талант, другим — бесталанность. Не зря говорят в народе: «Не в воле счастье, а в доле», «Недоля сталась — напасть досталась», «Тужить о своей доле — что ветра искать в чистом поле».

Говорят, приветливая Доля может завести поначалу дружбу со всяким человеком, но, разобравшись в его натуре, уходит от злодея или ленивца.

В глубочайшей древности само слово «бог» означало «доля», «судьба», «участь».

У сербов подобных сестер зовут Среча и Несреча.

Также у южных славян есть Суденицы — девы жизни и судьбы, которые определяют судьбу человека при его рождении. Едва родится младенец, в избу приходят три сестры и нарекают новорожденному судьбу. Затем они тихо удаляются. Если в то время в окошко заглянет месяц, то в его лучах можно разглядеть их зыбкие очертания и воздушные одеяния. То, что присуждают Суденицы, никакая сила не может изменить. Сходны с ними вещие жены, нарекающие судьбу младенца, именуются орисницами. Обычно это молодые красавицы, одетые в белые платья, или древние безобразные старухи; иногда вместо платьев они покрыты перьями. Живут они на краю света, где небо сходится с землею, и прилетают к новорожденным детям на третий день, дабы наделить младенца Долей или Недолей. Их предсказания слышит только мать ребенка и близкие родственницы, которым запрещено разглашать пророчество — иначе онемеешь или окаменеешь. Обычно орисницы долго спорят между собою, какую судьбу назначить младенцу, поэтому люди заведомо готовятся к их прилету, стараясь умилостивить: не гасят огонь в спальне, кладут под подушку ребенку сладкую лепешку, кольца, серьги, одевают в рубашку отца...

**Миф о Доле и Недоле.

Жили два Брата — младший в довольстве и счастье, а старший в горе и бедности. Настало лето. Старший брат нанялся у младшего убирать хлеб. Однажды приходит он на поле и видит: женщина в нищенском рубище ходит между копнами, выдергивает самые крупные колосья из снопов, полученных старшим братом за работу, и втыкает их в снопы младшего.

— Кто ты? — спросил бедняк возмущенно. — Что тут делаешь?

— Я — Доля твоего Брата, его судьба. Он спит, а моя обязанность — денно и нощно трудиться на него, как на своего господина. С самого рождения его до смерти я ему верная слуга. Берегу его от опасностей, лелею его детей. Окропляю его поля и огород росою. Гоню ему рыбу в сети, рои пчел — в улья. Охраняю от хищного зверя и холю его скотину. Привожу к нему купцов, набиваю цену на его товар.

— А как же моя судьба? Почему она не заботится о моем благополучии?

— Твоя судьба Недоля — белоручка. Она знай спит днем и ночью, так что ты обречен на бедность. И сколько ты ни пытайся облегчить свою судьбу, тебя везде и всегда будут преследовать Лихо, Горе, Злосчастье, Беда, Нужда, Кручина. Смирись, несчастный, и не ропщи!

Потому и гласит пословица: «Хорошо тому жить-поживать, чья доля не любит спать».

Для любознательных.

Макошь – богиня, покровительствующая женским работам, а особенно прядению и ткачеству.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16, 3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много, ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы...

Конечно, хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале XX века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти. Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке... «Непряха», «неткаха» — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.

 

Изображение богини Макошь на рушниках.

Проверь себя, ответив на вопросы: Почему древнюю славянскую богиню зовут Макошь?

Как имя богини связано с функциями, которые она выполняет. Почему Макошь была такой почитаемой богиней? Как связаны языческая богиня Макошь и христианская святая Параскева Пятница? Кто помогает Макоши прясть нить судьбы? Расскажите о них.

 

 

Пряхи. С миниатюры 13 века и росписи прялки середины 19 века.

Женщина за прялкой. Каргопольский край. Конец 19 века.

 

Прялка была неразлучной спутницей женщины.

 

 

Навершие прялок, в которых использовалась языческая символика – «громовой знак», изображение «белого света», головы коней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.