Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Биография Питера Брейгеля Старшего






Рисунок 1.1− Питер Брейгель Старший. Автопортрет.1565. Собрание Альбертина, Вена

Питер Брейгель Старший (рисунок 1.1) родился около 1520-30 5(9) сентября. Биограф Брейгеля Старшего, Карел ван Мандер в своей «Книге о живописцах»[7], которая была опубликована только спустя 35 лет после смерти художника, считает что он родился в маленьком городке Бреды, расположенном на границе современной Голландии и Бельгии; хотя по некоторым источникам предполагается, что он родился в деревне Брейгель, от которой и происходит его имя.

Брейгель Старший начинал свое обучение подмастерьем у крупного живописца Питера Кука ван Альста, живущего в Антверпене. В 1551 Брейгель Старший был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, там он получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет).

Личность его неоднозначна и загадочна. Он в течение своей жизни ни с кем не переписывался, не писал статей и трактатов, не оставил переписки, друзей у него было мало. Брейгель Старший не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Предполагают, что он иногда изображал самого себя среди персонажей собственных картин, но доказательств этого нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

После его смерти осталось только три документа: это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

Свою деятельность Брейгель Старший начинал как график. Живя в Антверпене, Брейгель Старший учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем сотрудничал с издателем гравюр Иеронимусом Коком. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем переехал в Брюссель.

Уже в ранних, выполненных с натуры акварелях и рисунках (1552-1553), изображающих грандиозные панорамы Альп, Тироля, виды родной страны, Брейгель Старший проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Запечатлевая с высокой точки цепи скал, морские просторы, долины, горные потоки, он достиг впечатления космической грандиозности, которая демонстрирует огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мира.

Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Под действием естественнонаучных теорий Коперника и великих географических открытий возникло представление о необъятности вселенной; и человек стал казаться ничтожным на фоне этих огромных пространств. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 − Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Гибель античного героя, который самонадеянно устремился к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель Старший изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, утонувшего в море. В центре внимания картины – залитый солнечным светом, величественный морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. В этом произведении были заложены основы миропонимания, получившие развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля Старшего. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек - иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.

Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля Старшего посвящено изображению природы, деревни и ее жителей; безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Искусство того времени обычно представляло крестьян обжорами, тупицами и пьяницами, склонными к насилию. Такими они и изображались в сатирических стихотворениях, рассказах и масленичных пьесах - легко узнаваемыми отрицательными типажами, привычными объектами для насмешек. Брейгель Старший впервые показал самобытность народа, его достоинство, силу, способность противостоять внешним обстоятельствам. Брейгель Старший показал, что природное, неокультуренное начало является неотъемлемой частью человека.

Брейгель Старший прожил свою недолгую жизнь, наблюдая за жизнью крестьян, жизнь которых была хорошо знакома ему. Он чувствовал, что только народ способен сбросить иго Испании. До народных восстаний Брейгель не дожил. Он умер в 1569 году. Оба его сына стали художниками.

Львов писал о Брейгеле Старшем: «Брейгель Старший принадлежал к тем великим художникам, чьи глаза всегда открыты. И для трагического и для прекрасного. И для исключительного и для обыденного»[8].

Творчество П. Брейгеля Старшего очень символично. Язык символов у П. Брейгеля Старшего восходит к истокам символики Босха, а еще раньше был известен по народным пословицам и поговоркам. Он создает картины «Фламандские пословицы» (1559г., рисунок 3.1), «Детские забавы»» (1560г., рисунок 3.2). Во «Фламандских пословицах» Брейгель Старший изображает множество юмористических сцен, в которых высмеиваются людские пороки. В «Детских забавах» Брейгель Старший показывает улицу, уходящую в никуда, которая заполнена играющими детьми, здесь не увидишь улыбок, так свойственных детям. Брейгель Старший выражает в этой картине беспокойство за жизнь и судьбу этих детей.

В картине «Битва Поста и Масленицы» (рисунок 3.3) Брейгель Старший изображает праздничное гулянье. Площадь заполнена народом, который постоянно двигается. Здесь показаны разные слои населения: нищие, монахи, торговки, гуляки, ряженые. Это кажущееся веселье захватывает собой все, выплескивая на первый план человеческую ничтожность. Если в ранних работах Питера Брейгеля Старшего пейзажные фоны, вечные в своей незыблемости, противостояли людям, то здесь художник, в противовес космической необъятности мира, изображает шумную, бурлящую стихию человеческого общества. С точки зрения живописного решения Брейгель Старший находит в этой картине яркий, пестрый колорит. Его персонажи столь же занятны, сколь и ничтожны, столь жизненны, сколь и гротескны.

В работах конца 50-х годов XVI века художник исследует место человека в мире. Однако после 1560 года в нее внезапно врывается зловещая фантасмагория, в образах природы и человека начинают звучать тревожные интонации, разрушается целостность, все мельчает и дробится, между явлениями утрачивается связь. И все большее значение получает перевоплощение - добро оборачивается злом, принимающим уродливые формы. Внешние формы зла обретают формы неприкрытого цинизма. Локальное зло приобретает глобальный характер. Создаются видения, своей зловещей фантасмагорией превосходящие Иеронима Босха.

Все события переносятся в некое мифологическое пространство и время, где мифологическое является синонимом апокалиптического. Все искусство Брейгеля пронизано предчувствием надвигающейся катастрофы. Таковы картины «Триумф смерти» (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 − Питер Брейгель Старший. Триумф смерти.1562. Музей Прадо, Мадрид

Скелеты убивают людей, и те тщетно пытаются спрятаться от ужаса смерти в гигантской мышеловке. В картине «Избиение младенцев» (рисунок 1.4), Брейгель Старший переносит действие во Фландрию - это условное место, но здесь показывается сущность человеческой жестокости.

Рисунок 1.4 − Питер Брейгель Старший. Избиение младенцев.1566. Музей истории искусств, Вена

Он постоянно использует язык символов: зарево огня – символ разрушения в картине «Безумная Грета» (рисунок 1.5). Небо пламенеет красным заревом, на землю выползают мириады страшных тварей, которые в свою очередь порождают еще более безобразных и ужасных.

Рисунок 1.5 − Питер Брейгель Старший. Безумная Грета. 1562. Музей Майер ван дер Берг, Антверпен

Человечество охвачено безумием. Только Безумная Грета, видит неизбежность катастрофы. Это иносказательное воплощение богини — вестницы Ириды, ее подобное маске лицо с открытым ртом и безумным взглядом широко открытых глаз искажено гримасой ужаса от неминуемой гибели. В этой картине присутствует дух Апокалипсиса, хотя сами символические образы напрямую не связаны с сюжетом Откровения. Это размышления самого художника о человеческом бездушии, алчности, жестокости, образы грандиозной, трагической катастрофы мира.

Важным этапом в творчестве Питера Брейгеля Старшего стало появление ряда пейзажей, поставивших его в один ряд с лучшими европейскими живописцами этой эпохи. В 1565 году были написаны его знаменитые " Времена года". Показав людям ужасающие трагедии современной жизни («Триумф смерти» и «Безумная Грета»), Брейгель Старший обратился к иной теме. Он чувствовал, что должен дать зрителю возможность увидеть красоту мира и его гармонию. Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель Старший посвятил весь 1565 год. «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского богача Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства. К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически - как к удобному средству вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин). Когда художник еще только начинал работу над " Месяцами", заказчик уже распорядился их судьбой: 22 февраля 1565 г. Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города. Ионгелинк так и не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля Старшего оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие десятилетия.

Исследователи до сих пор ведут споры о том, сколько же полотен входило в цикл " Времена года". Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году). Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах. До наших дней дошел документ, датированный 1594 годом. В нем говорится о шести работах, относящихся к этому циклу. Возможно, именно так и было на самом деле. Первой шла композиция, посвященная марту и апрелю: эти месяцы, в которые праздновалась Пасха, считались началом года. До 1576 г. годовой цикл в Нидерландах начинался с Пасхи. К сожалению, эта картина не сохранилась. Следующее произведение - " Сенокос" (май и июнь, 1565г., рисунок 2.2). Затем " Жатва" (июль и август, 1565г., рисунок 2.1), " Возвращение стада" (сентябрь и октябрь, 1565г., рисунок 2.3), " Охотники на снегу" (ноябрь и декабрь, 1565г., рисунок 2.5). Существует и другая гипотеза, по которой цикл состоял из четырех картин, а " Сенокос" не имеет к нему никакого отношения. Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1, 5м в длину) и написаны на дереве масляными красками, как и большинство других работ Брейгеля Старшего. Для всех них характерен ряд общих композиционных приемов, как бы объединяющих эти произведения в единое целое. Исходным является множественность мотивов. Во «Временах года» эта множественность воспринимается не как ряд отдельных мизансцен, а как многообразие единого, «космического» зрелища. При этом масштабом выделяется одна мизансцена, которая располагается в левом, или правом нижнем углу. Основное действие происходит возле нескольких домов, стоящих в стороне от деревни на возвышении. Перед зрителем находится пейзаж, как бы рассматриваемый человеком «ротационно», то есть в определенной точке пространства при вращении вокруг собственной оси.

В «Месяцах» художник начинает выводить на первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых естественно подчинены смене времен года. Таким образом, человек выступает как органическая часть природы. Все пейзажи не только величавы, но и по- своему уютны. Даже в заснеженной равнине есть что-то домашнее, ибо повсюду видны следы близости людей - трактир, запруда, колокольня. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель Старший умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо. В картине «Охотники на снегу» Брейгель Старший использовал приёмы, которые ввёл в пейзаж Иоахим Патинир – нидерландский художник эпохи Возрождения (1475-1524гг.). Это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины. Художник располагается как бы на пригорке у куста, поэтому долина видна как на ладони. Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям. Направление движения охотников и окружающих их тощих и озябших собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины – из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчёркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утёсов

Принципы геометрической системы - системы линейной перспективы, - не подходили для «перетекающего» пейзажа Брейгеля Старшего. Только волнистые, круглящиеся, линии, разделяющие планы в картинах художника, могли передать естественный рельеф земной поверхности и связать все воедино.

Для Брейгеля Старшего, также как и для Босха, жизнь человека едина, тесно связана с жизнью Вселенной. Мир представлялся ими как, огромные театральные подмостки. Брейгель Старший, при показе этого огромного театрального «действа» использовал реальные сценические композиции народных площадных представлений. Брейгель Старший, безусловно, знал все теоретические открытия итальянских художников в художественной сфере, но в своем творчестве использовал их настолько, насколько считал нужным, приблизительно. В картине «Охотники на снегу» поражаешься глубиной пространства, которое, как кажется, создается за счет использования линейной перспективы. На самом же деле здесь единая точка зрения заменена множественностью точек зрения. Получается своеобразная «перспективная» не концентрированность, размытость. И это делается осознанно. Так как картина является одним из звеньев центрического цикла, то любая замкнутая центричность в композиции отдельной картины, сделала бы ее самостоятельной «сценой-коробкой», отчужденной в своей замкнутости от следующего звена. Весь цикл распался бы на отдельные элементы (сцены-коробки), возможно связанные умозрительно, но не пространственно. Вселенная не имеет центра и не имеет границ. Следовательно, по мнению Брейгеля Старшего, когда художник-режиссер моделирует вселенские сценические подмостки, он не может превратить их в замкнутую сцену-коробку, а человека из участника событий сделать отчужденным зрителем.

К концу жизни Брейгеля Старшего в его картинах все больше на первый план выступают крупные фигуры крестьян, показывается их сила, увлеченность танцем «Свадебный танец» (1566г., рисунок 3.5), «Крестьянский танец» (1568г., рисунок 3.6), народ веселится, несмотря на тяжелую обстановку в стране с множественными запретами. Краски яркие, почти без полутонов, он показывает крестьян тоже в сатирическом стиле, но этот юмор добрый: он как бы подсматривает их слабые стороны. И последняя картина «Сорока на виселице» (1568г., рисунок 3.7) также показывает танец крестьян, который вылился за околицу, где стоит уродливая виселица, а вдалеке приспособление для колесования, но это похоже никого не смущает. Виселица не может остановить праздник и пляску, виселица не может зачеркнуть и уничтожить красоту огромного мира. В течение следующих столетий картины Брейгеля Старшего были почти забыты, так как не соответствовали эстетическим нормам общества.

Вывод: Питер Брейгель Старший – человек-загадка, из биографических данных о нем неизвестно почти ничего: ни точная дата рождения, ни место рождения, ни кем были его родители. Достоверно известна только дата принятия в гильдию живописцев в Антверпене – 1551 год. Затем молодой художник совершил путешествие в Италию. В ранних рисунках и акварелях он изображал грандиозные панорамы Альп, Тироля. Он проявил себя как новатор в пейзажной живописи. Его манера изображать все с высокой точки зрения точки скалы, море, долины, горные потоки, оставляет впечатление космической грандиозности, охват огромной протяженности пространства, показывает величие окружающего мира.

Большое влияние на Брейгеля оказало творчество Босха. Подобно ему он изображает в картинах «Триумф смерти» и «Безумная Грета» апокалиптические сцены гибели людей и мира. Затем в 1565 году была серия пейзажей, изображающей сезонные работы крестьян - «Времена года», выполненная по заказу Николаса Ионгелинка, видного антверпенского коллекционера произведений искусств. Однако тот передал коллекцию городской казне, и долгие годы картины художника были спрятаны от публики. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо. В картине «Охотники на снегу» Брейгель Старший использовал приёмы, которые ввёл в пейзаж Иоахим Патинир – нидерландский художник эпохи Возрождения (1475-1524). Это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины. Особенно ярко эти особенности проявились в картине «Охотники на снегу» - это получился шедевр, на который хочется смотреть бесконечно, он оставляет впечатление чистоты и покоя. В этом же цикле он начал изображать крестьян, их работу, заботы, отдых. Из 45 картин, оставленных мастером 30 – сцены из крестьянской жизни. Вообще в его творчестве всегда чувствовалось тяготение к простому народу. Брейгель в своем творчестве обращался и к народному фольклору, играм, изображению празднования праздников: «Фламандские пословицы», «Детские забавы», «Битва Масленицы и Поста». В его творчестве нашли отражение обычаи, танцы крестьян: «Деревенская свадьба», «Свадебный танец», «Крестьянский танец», «Сорока на виселице». Крестьяне изображены крупным планом. В их сильных телах, незамысловатых движениях чувствуется скрытая энергия, мощь народа, которая однажды вырвавшись, сметет иго испанцев. Современники не сумели по достоинству оценить талант художника, он опередил свое время. Но увидев хоть раз его картины, никогда ни с кем не спутаешь: они производят на зрителя неизгладимое впечатление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.