Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение обязанностей по доказыванию






Обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца. Доказывать соблюдение требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания принятия решения, касающихся содержания решения или действия, необходимо органу, организации, лицу, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемые решения либо совершившим оспариваемые действия (бездействие).

В случае непредставления публичным органом или лицом необходимых доказательств суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Если указанные орган, организация, лицо не представят истребуемые судом доказательства и не сообщат суду о невозможности их представления, на них может быть наложен судебный штраф (ст. 122 - 123 КАС РФ).

Правила доказательственной деятельности, установленные КАС РФ, свидетельствуют о том, что новый Кодекс сохраняет традицию, в соответствии с которой для защиты слабой стороны в рассматриваемых судом административных спорах по делам данной категории действуют доказательственные презумпции (презюмируется неправильность действий и решений публичного лица, пока им не доказано обратное), а суд имеет возможность самостоятельно собирать доказательства.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделенного публичными полномочиями, судом принимается одно из двух решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Характер исполнения решения по делу определяется необходимостью восстановить нарушенные права заявителя, причем непосредственно восстановление нарушенных прав и его сроки находятся под контролем суда.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются руководителям соответствующих органов, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. При этом применяются способы, позволяющие обеспечить скорейшую доставку копий судебного решения. Копии своего решения суд может направить в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, а также прокурору, другим лицам.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда с учетом характера дела.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными обязанностью публичного лица является устранение допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (или препятствий к их осуществлению и реализации) и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов указанным судом способом в установленный им срок. Кроме того, орган или должностное лицо обязаны сообщить суду об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В определенных случаях суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указав это в своем решении по конкретному делу (ч. 13 ст. 226 КАС РФ). В данной ситуации решение должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном, а при отсутствии указания на такое издание - в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Проблемы опубликования, возникающие в связи с периодичностью выпуска официального печатного издания или прекращением его деятельности, решаются на основании части 10 ст. 227 КАС РФ.

Отвечая на вопросы, поставленные в начале данной статьи, и подводя итог сказанному, мы можем сделать следующий вывод: в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации в целом удалось учесть и сохранить накопленный опыт законодательной и судебной практики. В частности, это относится к различным способам поддержки слабой стороны в споре: право суда признать обязательной явку должностного лица, право суда самостоятельно истребовать доказательства, распределение обязанностей по доказыванию между сторонами. Сохранены также особый подход к регулированию сроков и особый порядок исполнения решений по данной категории дел.

Среди новых положений, целесообразность применения которых многократно освещалась в научных исследованиях, необходимо особо отметить меры предварительной защиты и возможность примирения сторон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.