Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) субъектов, наделенных публичными полномочиями.






Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего не являются какой-либо новой, ранее неизвестной категорией дел. Возможность оспаривания действий и решений публичных субъектов предусмотрена и в гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации < 1> (далее - ГПК РФ) и в гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации < 2> (далее - АПК РФ). Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации < 3> (далее - КАС РФ) " изымает" данную категорию дел из ГПК РФ. Принятие данного Кодекса позволяет взглянуть на ситуацию с точки зрения обновления и модернизации правовых норм в этой сфере. Удалось ли КАС РФ сохранить накопленный опыт (например, в части способов защиты слабой стороны) и внедрить новые положения, в том числе обоснованные наукой гражданского процессуального права? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, каким образом регулируется рассмотрение дел указанной категории в новом нормативном акте.

Прежде всего отметим, что по сравнению со ст. 254 ГПК РФ новый Кодекс расширяет круг заявителей по данной категории дел. Условно заявителей можно разделить на две группы: в первую группу входят лица и организации, защищающие собственный интерес; во вторую - защищающие интересы других лиц.

Среди заявителей первой группы могут быть гражданин, организация и иные лица (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). К иным лицам, в частности, относятся общественные объединения (ч. 2 ст. 218 КАС РФ).
Для этих лиц предусмотрены следующие условия обращения в суд:

1) нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы (для общественных объединений - нарушены права всех членов объединения);

2) созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;

3) на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Заявителями второй группы являются прокурор, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, каждый в меру своей компетенции, предусмотренной федеральным законом.

Условия обращения указанных заявителей оговариваются несколько иначе, чем предыдущих:

1) право обращения должно быть предусмотрено КАС РФ (например, в его ст. 39 определены условия участия прокурора);

2) оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К числу лиц, участвующих в административном деле, отнесены заинтересованные лица (ст. 47 КАС РФ). Основания их участия в деле напоминают основания участия третьих лиц в исковом производстве. Под заинтересованными лицами понимаются те, чьи права и обязанности могут быть затронуты при разрешении административного дела. В процесс такие лица вступают на стороне истца или ответчика, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон (ч. 1, 2 ст. 47 КАС РФ).

Помимо административного истца и административного ответчика к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Необходимость его участия связана с особенностями исполнения решений по такой категории дел и, на наш взгляд, вполне оправданна.

Таким образом, субъектный состав в делах данной категории не ограничен только административным истцом и административным ответчиком. Он достаточно широк, что налагает на суд дополнительные обязанности (обеспечение явки этих лиц, разъяснение им прав и содействие в реализации этих прав) и, разумеется, должно отражаться на сроке рассмотрения дела, о чем будет сказано далее.

Вопросы подведомственности разрешены посредством допустимой альтернативы: заявитель может обратиться непосредственно в суд или же оспорить решения, действия (бездействие) публичного лица у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В случае если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, административные исковые заявления в случаях, если проверка законности решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, осуществляется в ином судебном порядке (ч. 6 ст. 218).

Поскольку дела об оспаривании действий и решений рассматриваются судами общей юрисдикции, осуществление распределения дел между судами предполагается в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности, которые достаточно разнообразны и требуют учета многих факторов (таких, например, как место органа в системе его собственной иерархии; территория, на которой действует организация). К рассмотрению дел данной категории привлечены все звенья судебной системы, за исключением мировых судей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.