Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические игры.






Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их, обеспечить упражнения детей в различении, выделение, называние множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра имеет развивающий эффект.

Игра-одно из средств познания окружающего мира. Это сложная внутренняя, мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных, о форме, о цвете, о величине.) представлений детей.

Дидактические игры можно включать в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию ЭМП определяется возрастом детей, целью, назначением, тематикой, и содержанием знаний.

О процессе обучения дошкольников математике игра не посредственно включается, как в занятие, так и в самостоятельное, свободное от занятий время, где является средством формирования новых заданий, расширения, уточнения, закрепление учебного материала. В ходе игр и упражнений занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творчество, инициативу.

 

Игры и упражнения направленные на развитие представлений о величине.

 

«Какой мяч больше»

Цель: объяснить и продемонстрировать разницу между большим и маленьким мячами.

Материал: два мяча (большой и маленький).

две корзины.

Ход игры:

Взрослый стоит на расстоянии 3-5 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его взрослому, затем маленький мяч. Ребенок должен перенести в одну корзину большие мячи, а другую –маленькие.

 

«Большие и маленькие»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.

Материал: пять больших бусин (диаметр-2мм)

пять маленьких бусин (диаметр- 1мм)

(бусы одинаковой формы и цвета)

два тонких шнура

кукла

корзиночка

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку куклу, рассказывает, что она пришла к ним в гости и принесла в корзиночке рассыпанные бусы. Показывает детям большие бусы, нанизывает сначала большую, а затем маленькую (-ОоОоО-). Пока ребенок нанизывает бусины, взрослый проговаривает поочередность бусин. Сделав бусы вместе с ребенком, одевает их кукле.

 

«Перебери палочки»

Цель: учить детей разбирать предметы разной длинны. Развивать внимание.

Материал: два набора палочек (длинные и короткие)

Ход игры:

Перед ребенком лежат перепутанные палочки, разной длинны, ему нужно их перебрать. В одну сторону положить только короткие, а в другую только длинные.

 

Аналогичные игры:

«Разбери ленты»

«Распутай шнурки»

«Найди пару»

Цель: учить детей находить предметы сходные по двум признакам величины (длина и ширина), цвету. Развивать глазомер детей.

Материал: ленты или шнурки разной длинны и ширины.

Ход игры:

Детям предлагается разобрать ленты или шнурки по парам.

 

«Пуговицы»

Цель: учить детей быстро не путаясь, раскладывать пуговицы разной величины. Развитие мелкой моторики рук.

Материал: 10 пуговиц - больших

10 пуговиц – маленьких

2 коробочки

Ход игры:

Перед ребенком, в коробочке, лежат различные по объему пуговицы. Их нужно перебрать 6 в маленькую коробочку только маленькие пуговицы, а в большую коробочку только большие пуговицы.

 

«Посмотри назови»

Цель: учить детей разделять предметы и называть их по одному признаку величины. Развивать глазомер детей.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит назвать все предметы только большого размера находящиеся вокруг их.

Продолжая игру, воспитатель просит назвать: предметы маленького размера; широкие предметы; узкие предметы; длинные предметы; короткие и высокие предметы; низкие и т.д.

 

«Сложи лесенку»

Цель: научить соотносить предметы по величине.

Материал: 5 картонных полосок, различных по длине.

Ход игры:

Кладем перед ребенком полоски и предлагаем из них сложить лестницу. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребенок приговаривает: «длинная полоска, теперь короткая, еще короче и самая короткая полоска»

 

«Построй башню»

Цель: научить сопоставлять предметы по величине и соотносить объемы фигуры с их плоскостным изображением.

Материал: три кубика разной величины

Рисунок, служащий образцом.

Ход игры:

Предлагаем ребенку построить из кубиков башню по рисунку. Он, выполняя задание, приговаривает: «Сначала беру большой кубик, потом поменьше, потом самый маленький»

 

«Чьи это носочки»

Цель: знакомить с понятиями «больше», «меньше».

Материал: корзина

Несколько пар носков разного размера, носки всех членов семьи.

 

Ход игры:

Перед детьми стоит корзина с носками. Достаем носок и спрашиваем: «Какой он?», «чей это носочек?», «где еще один такой же носок?» и т.д. пока все носки будут перебраны.

 

«Разложи ложки»

Цель: учить детей различать понятия «большая ложка», «маленькая ложка».

Материал: ложки большие и маленькие

два стакана.

Ход игры:

«Вы сегодня будете помощниками. Нужно перебрать ложки, большие ложки в большой стакан, а маленькие ложки в маленький»

 

«Подбери крышки к баночке»

«Подбери крышки к кастрюле»

Цель: продолжать учить детей различать понятия «большая-маленькая»

Материал: баночки или кастрюли разного размера

крышки к ним

Ход игры:

Детям предлагаются баночки или кастрюли. И нужно подобрать к ним соответствующую по размеру крышку.

 

«Узкая и широкая дорожка»

Цель: знакомить детей с понятиями «длинная-короткая», «узкая-широкая», «большой-маленький»

Материал: два шарфа (один большой, длинный, широкий; другой - узкий, короткий)

две, любые зверюшки (большая и маленькая)

 

Ход игры:

«Ой, наши зверята собрались погулять, а дорожки не найдут»

Предлагаем сделать дорожки из двух разных шарфов, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки -зверюшку подходящую по размеру, т.е. маленькая зверюшка должна идти по узкой и короткой дорожке, а большая по широкой и длинной.

 

«Оденем кукол»

Цель: учить детей сравнивать между собой однотипные предметы разного размера.

Материал: две куклы (большая и маленькая)

два комплекта одежды (на большую и на маленькую куклу)

Ход игры:

Детям дается две куклы и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежит тот или иной комплект вещей; пусть он решит задачу самостоятельно. Объяснить, что куклам холодно, и они хотят одеться, куклам разобрать их одежду. После чего вместе с малышом одеть куклу.

 

«Сверни ленту»

Цель: учить детей различать ленты по длине. Показать детям, чем короче лента, тем быстрее её свернуть, а чем лента длиньше, тем дольше её сворачивать.

Материал: две ленты разной длинны на палочках

Ход игры:

Выходят два ребенка и берут каждый по ленте. Нужно смотать ленту до конца. Когда оба ребенка смотают ленты до конца, обращаем внимание на то: кто первый смотал ленту, а почему он первый смотал; какая у него по длине лента? Так же обращаем внимание и на того ребенка, который смотал последний и почему.

 

«Собери урожай».

Цель: учить классифицировать предметы по признаку величины: большие и маленькие.

Материалы: два детских ведерка (большое им аленькое)

Десять мячей (5 больших и 5 маленьких)

Ход игры:

Нужно собрать урожай яблок в большое ведро большие яблоки, в маленькое ведро маленькие яблоки. Игра продолжается до тех пор, пока не соберут все яблоки, в конце подводят итоги, правильно ли они собрали.

 

«Спрячь в ладошки».

Цель: различать умение соотносить предметы по величине.

Материалы: маленький и большой шарик.

Ход игры:

Даем малышу шарики. Говорим: «Сейчас я покажу тебе фокус, «крекс-пекс-фекс!», забираем маленький шарик и прячем его в ладони. Просим малыша сделать тоже самое. Предлагаем повторить фокус с большим шариком. Объясняем, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравниваем шарики между собой, затем с ладошкой ребенка.

 

«Собери цветок».

Цель: учить детей подбирать детали подходящего по размеру.

Материалы: Шесть наборов деталей цветка (стебель, лепестки и середина)

Ход игры:

Подул сильный ветер и все цветки поломал, нужно их собрать. Дети подбирают по размеру стебелек к нему лепестки и серединку. В конце игры подводим итог, правильно ли дети собрали цветы.

 

«Найди домик»

Цель: развивать навыки сопоставления.

Материал: плоскостные трафареты зайцев разного размера.

домики разного размера.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что зайцы вышли погулять и заблудились. Предлагаем ребенку помочь найти зайкам свои домики. Домики разложены беспорядочно.

 

 

«Наряжаем ёлку»

Цель: учить детей ориентироваться в величине предметов (частей тела)

Материал: кукла

Ход игры:

Ставим ребенка и куклу перед зеркалом и сравниваем части тела по размеру.

Посмотри, вот это- я

А это куколка моя.

Руки мои

Большие, ох большие,

А у куклы - дочки

Маленькие ладошки.

 

И так все части тела.

 

«Наряжаем ёлку».

Цель: учить соотносить слово с размером игрушки.

Материал: две плоские елочки (большие и маленькие)

Два набора плоскостных игрушек

Ход игры:

Детям предлагается нарядить две ёлочки. Для каждой ёлочки есть свои игрушки подходящие по размеру.

 

Игры и упражнения, направленные на развитие представлений,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.