Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЕ. В качестве приложения к работе приводятся рисунки с цитатами из «Истории Сибирской» С.У






 

В качестве приложения к работе приводятся рисунки с цитатами из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова (конец XVI–XVII вв.) в переводе Е. И. Дергачевой-Скопп и В. Н. Алексеева.

Рисунки выполнены семейством автора в жанре древнерусских миниатюр и соответствуют духу своего времени: содержат множество этнографических и бытовых подробностей и отражают субъективные оценки русского человека — современника описываемых событий.

 

Молодой Ермак

 

«Великий Господь Бог наш… Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду…»

 

Народы Сибири

 

 

«Слышал Ермак от многих чусовских жителей про Сибирь: " С Каменя реки текут на две стороны, в Русь и в Сибирь; с водораздела реки Ницы, Тагил, Тура впали в Тобол, По ним живут вогулы, ездят на оленях. По Туре и по Тоболу также живут татары, ездят в небольших судах и на конях…А Обь впала в море двумя рукавами, а по ней живут остяки и самоеды, ездят на оленях и псах, и питаются рыбой. А по Степи [живут] калмыки и монголы и Казачья Орда, ездят на верблюдах, а питаются мясом».

 

Покорение Пелымских уездов

 

«И подойдя к истоку Тагила реки… с единодушной дружиной в 3000 человек, там покорили многие вогульские племена и добычу взяли… так и воевали Пелымские земли всю зиму до весны».

 

 

Взятие Тюмени

 

«И воевали все лето, а 1 августа захватили город Тюмень…»

 

 

Битва Чингиза с Иртышаком

 

«… после хана Онсома — [правил] царь Иртышак: как [названная] тем именем бескрайна река Иртыш, так и его царство будет бесконечно; но его завоевал Чингиз, царь Тюменский…»

 

 

Видение татарам Тобольска

 

«В те годы царям и князьям… на месте, где сейчас город Тобольск… виделся христианский светлый город в воздухе, и церкви, и перезвон…».

 

 

Кучум покоряет Сибирь

 

«Когда царь Кучум пришел из Казачьи Орды с огромным войском, то убил царя и князей Едигера и Бекбулата, и прославился как сибирский царь…»

 

 

Кучум с домочадцами

 

«Кучум был басурманской веры, поклонялся идолам, и приносил нечестивые жертвы, жил без закона так: было не постыдно для него иметь 100 женщин и юношей, также и девушек, как и для других агарян, сколько захотят»

 

 

Ермак с дружиной в Чингиде

 

«Когда Ермак находился в Чингиде… привели его [Кутугая] к Ермаку вместе с ясаком».

 

 

Демонстрация огневой мощи

 

«И вот Ермак расспросил у него [Кутугая] с подобающим почтением всё о царе Кучуме и об его образе жизни, одарив всех, сказал ему, что в гости приехал, казаки и пять человек атаманов показали силу свою и стрельбу из огнестрельного оружия».

 

 

Казаки прячут добычу

 

«Воинов же у Ермака осталось 1060 человек, но басурман множество перебили и с Божией помощью победили, и огромную добычу захватили, что стругам их не поднять было. И укрыли ту добычу в земле на устье реки Туры».

 

 

Продвижение казаков по Тоболу

 

«После первых боев с кучумлянами, 8 июня поплыли по реке Тоболу, воюя и живя в ратных трудах».

 

 

Битва под Березовым Яром

 

«Когда они доплыли до урочища Березовый Яр, то здесь тяжелые бои вели долгое время. Басурманы, словно овцы из пристанища своего стрекали, казаки же с Божьей помощью и появлением воинов силы Господней всех разгромили».

 

 

Тобол, перегороженный цепями

 

«Отсюда поплыли вниз по Тоболу в 29 день июня, и доплыли до урочища Караульный Яр. Здесь на Тоболе было место узкое. Кучумляне загородили [его] поперек железными цепями…».

 

 

Войско Кучума

 

«И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака».

 

 

Чудо с хоругвью

 

«Ермак и казаки увидели, что хоругвь… сама собой [снялась] с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега. Нечестивые же выпустили стрелы без числа…».

 

Ермак, диктующий письмо Ивану IV

 

 

«Ермак написал послание благочестивому царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, объявляя о раскаянии своем, сообщая о походах так: " Низложил Кучума царя спесивого, и все города его захватил, и разных князей и мурз татарских, вогульских и остяцких с прочими народами под державную руку его привел, и ясак собрал, и послал к тебе, государю, с атаманом Иваном Кольцовым и казаками в 26 день декабря"».

 

 

Посольство Ермака

 

«А проводником до Великой Перми у них был яскалбинский князь Ишбердей со своими вогулами. Оттуда и в Москву пришли».

 

 

Посольство в Москве

 

«Когда же пришли в Московское царство к благочестивому государю царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, то отписку и ясак вручили».

 

 

Ермак и пленный Маметкул

 

«Ермак же принял царевича и показал ему и прочим басурманам царские подарки».

 

 

Казаки встречают воевод

 

«В том оке 1583 году в десятых числах мая посланы воеводы из Москвы к Ермаку по указу великого государя Василия Ивановича Шуйского, князь Семен Волховской да Иван Глухой с 500 людьми по Волге, через волок».

 

 

Гибель Ермака

 

«Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день».

 

 

Татары находят тело Ермака

 

«А татарин Якыш, Бегишев внук, ловивший рыбу и наживляющий перемет, увидел, бродя под берегом, человеческие ноги, и накинув петлю из переметной веревки на ноги, вытащил на берег».

 

 

Архиепископ Киприан расспрашивает очевидцев

 

«В 1621 году великий государь Михаил Федорович… указал в грамоте первому архиепископу сибирскому Киприану… разыскивать русских и татар и расспрашивать, кто что знает,».

 

Аблай тайша рассказывает о Ермаке

 

«[Аблай]… послал 4 сентября 1650 года подробную повесть на своем языке о Ермаке: как жил и как погиб, ''согласно нашим историям", как был найден и творил чудеса».

 

 

Татарские правители у воевод

 

«Когда же послы пришли к Сейдяку, он посоветовался с Салтаном и Карачею, и после совета, взяв с собой 100 человек, пришли к воеводам в город».

 

 

Калмыки преследуют отряд Кучума

 

«Калмыки же погнались вслед за ним [Кучумом] и настигли на Нор Ишиме…».

 

 

Убийство Кучума ногаями

 

«Когда же Кучум со своими [людьми] устроил набег на ногаев, те не стали терпеть, собрались все их племена, убили Кучума…»

 

 

Знамение

 

«И озарилась Сибирь светом такой несказанной радости — сибирянам во исцеление — и просветилась просвещением Всесвятого и Животворящего Духа во образе орла: словно орел покрыл гнездо свое — Сибирь — с птенцами, и всем землям и столице дал перо славы своей. Благодать воссияла везде, и всё ею наполнилось и прославилось во всех сибирских краях».

 

 

Литорея с именами автора рукописи и его родных

 

«Имя же мое — в этом знаке, вместе с родными стал известен в Сибирской стране, в первом граде».

 

Список использованной литературы

 

1. Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. Алматы: Жалым, 1996.

2. Бахрушин С.В. Очерки из истории колонизации Сибири русскими в XVII веке. М.: Соцэкгиз, 1927,

3. Бахрушин С.В. Очерки истории Красноярского уезда XVII в. // Бахрушин С.В. Научные труды. Т. IV М.: Наука, 1959.

4. Бахрушин С.В. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI–XVII вв. // Научные труды. Т. III. Избранные работы по истории Сибири XVI–XVII вв. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

5. Бернштам A.M. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI–VIII веков. Восточно-тюрский каганат и кыргызы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

6. Бузукашвили М.И. Ермак. М.: Военное издательство, 1982.

7. Бузукашвили М.М. Ермак. М.: Воениздат, 1989.

8. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Абакано-Минусинской котловины. Абакан: Абаканское книжное изд-во, 1995.

9. Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII — начала XVIII вв. Абакан, 1995 (приложение).

10. Бушков А., Буровский А. Россия, которой не было-2. Русская Атлантида Красноярск: Бонус, М.: Олма-Пресс, 2000.

11. Быконя Г.Ф., Федорова В.К., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом XVI1—XIX веках. Красноярск: Изд-во КГУ, 1990.

12. Вилков О.К. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI — начала XVIII веков. Новосибирск: Наука, 1990,

13. Вопросы археологии Урала. Вып. 8. Археологические памятники Ишимской лесостепи. Отчет Уральской археологической экспедиции 1963–1964 годов. Свердловск, 1969.

14. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

15. Емельянов Н.Ф. Заселение русскими Среднего Приобъя в феодальную эпоху. Томск: Изд-во Том ГУ, 1981.

16. Емельянов Н.Ф. Спорные вопросы истории феодальной Сибири. Курган: Изд-во КГУ 1991.

17. Емельянов Я.Ф. Томские служилые люди «литва» в XVII — первой четверти XVII вв, Ц Проблемы исторической демографии СССР. Томск, 1982.

18. Зыков А.П. Раскопки городища Искер. // Археологические открытия Урала и Поволжья. Сыктывкар: Наука, 1989.

19. История Сибири с древнейших времен до наших дней, Т 2, Сибирь в составе феодальной России. Л.: Наука, 1968,

20. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.

21. Кириллов И. Город у Красного Яра. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983.

22. Киселев С.Я. Древняя история Южной Сибири. М.: Наука, 1953.

23. Копылов Д. Ермак. Иркутск: Восточносибирское книжное издательство, 1989.

24. Красноярск и красноярцы. Очерки по истории города. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978.

25. Кызласов И.Л. Следы пребывания древних хакасов в городах Руси XI–XIII вв. // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. X I. СПб., Псков: ИИМК РАИ, 1997.

26. Кызласов Л.Р. Древние города Сибири. М.: МГУ, 1983.

27. Кызласов Л.Р. Письменные известия о древних городах Сибири. М.: Изд-во МГУ, 1992.

28. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992.

29. Кызласов Л.Р. Гуннский дворец на Енисее. Проблемы ранней государственности Южной Сибири. М.: Восточная литература, 2001.

30. Ломоносов М.В. Древняя Российская История. СПб., 1766,

31. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 6 Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747–1765 гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

32. Лопаткин PC Летопись города Ачинска. Ачинск: Свет, 2001.

33. Матюшенко В. К. Древняя история Сибири. Омск: Изд-во ОмГУ, 1994,

34. Метис L 1421. Год, когда Китай открыл мир. М.: Яуза, ЭКСМО, 2004.

35. Миллер РФ. История Сибири. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937.

36. Миллер РФ. История Сибири. Т. 2. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

37. Мирзоев В.Р. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века, М.: Соцэкгиз, 1960.

35. Мирзоев В.Г. Историография Сибири. М.: Наука, 1978.

39. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи XVII–XVIII вв. Алма-Ата: Гылым, 1991.

40. Обручев В А. От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай. М.: Изд-во АН СССР, 1950.

41. Павлов А.Л. Промысловая колонизация Сибири в XVII веке, Красноярск: Красноярский педагогический институт, 1972.

42. Шлих Т.Е. Селькупы в XVII веке (очерки социально-политической истории. Новосибирск: Наука, 1981.

43. Резун Д.Я. Русские в среднем Причулымье в XVII–XIX веках, Новосибирск: Наука, 1984.

44. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII — середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1991.

45. Сергеев А. Тайны алтайских крепостей. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1975.

46. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск: Наука, 1982.

47. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII — начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата: Наука, 1971.

48. Томск в XVII веке. Материалы для истории города. Томск, 1912.

49. Уманский A.M. Телеуты и русские в XVII–XVIII веках. Новосибирск: Наука, 1980.

50. Худяков Ю.С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Сборник научных статей. Новосибирск: Издательство НГУ, 1991.

51. Чимитдоржиев М.Б. Взаимоотношения Монголии и России в XVII–XVIII веках. М: Наука, 1978.

52. Шанский Д.Н. Из истории русской исторической мысли. И.Н. Болтин. М.: Изд-во МГУ, 1983.

53. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. СПб.: Наука, 1993.

54. Шунков В.И. Очерки истории земледелия в Сибири (XVII век). М.: Наука, 1956.

55. Miller G.E. Die sibirische Geschichte. Gettingen, 1748.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Географический центр Российской федерации находится близ восточного берега озера Виви, на севере Эвенкийского национального округа. — Здесь и далее, кроме отдельно оговоренных случаев — примечание редактора.

 

[2]Так даны указания на источник из списка " Используемая Литература"

 

[3]Это государство называло себя Господин Великий Псков.

 

[4]В Латинской Америке испанцы тоже смешивались с индейцами, и не только физически, но и заимствовали культуру. В результате уже к началу XIX века возникли народы перуанцев, мексиканцев и аргентинцев. На чем испанская империя и кончилась, потому что все эти народы испанцами себя уже не считали; и готовы были умирать за свою свободу от Испании.

 

[5]Достаточно сказать, что перевооружение армии и создание полков иноземного строя после Смутного времени Романовы проводили в основном на доходы от торговли сибирскими соболями и слюдой, которую тоже вывозили в основном из Сибири.

События 1654–1667 года историки называют то одной затянувшейся войной, то двумя войнами. Но в результате Украинской войны (или войн) Московия впервые победила Речь Посполитую, присоединила Смоленщину и добрый кусок Украины.

28 августа 1667 года московитско-украинская армия под командованием генерала Григория Григорьевича Ромодановского и гетмана Сагайдачного в генеральном сражении наголову разбила не кого-нибудь, а турок! Король Речи Посполитой Ян Собесский считал, что разгром турок во время «Чигиринских походов» 1677–1678 годов подготовил их окончательный разгром под Веной в 1683 году.

Участие Московии в этих событиях стало возможным потому, что Московия полностью реорганизовала и перевооружила свою армию. Это стало возможным за счет соболей, золота и слюды из Сибири.

 

[6]СССР вступил во Вторую мировую войну, и публикация книги немца сделалась «не актуальной».

 

[7]Странно, что Дмитрий Николаевич не ставит вопрос о том, что если Европа открывала Сибирь, то и сибиряки открывали Европу. Есть много археологических свидетельств появления хакасов «на главных западных и северо-западных торговых путях Руси: в Новгороде, Новогрудке Смоленске» [23, с. 384]. По мнению крупного московского ученого (и хакаса по происхождению) «эта крупнейшая южносибирская держава [Кыргызский каганат. — А.Б.] не оставила без внимания и Восточную Европу» [23, с. 384]. Так что не одна Русь открывала Сибирь. Русь и Сибирь открывали друг друга — взаимно!

 

[8]Как мы видим, неплохо бы еще учитывать, какие именно русские и откуда «осваивают» Сибирь. Этнически граждане Господина Великого Новгорода и замордованные холопы великого князя Московского — люди одного народа. Но они действуют как представители разных цивилизаций.

 

[9]В 1571 году крымский хан Дэвлет-Гирей нападал на Московию, захватил Москву. Число убитых называют разное — от 50 тысяч до 500. Колоссальное различие в оценках доказывает одно — никто, как всегда, не считал. Москва выгорела полностью, трупы не хоронили, а сплавляли по Москве-реке. Материальный и моральный ущерб просто не поддается описанию.

Князь Иван Дмитриевич Вельский, оставленный защищать город, погиб. А Иван IV при подходе татар задал стрекача: бежал в Серпухов, потом в Александровскую слободу и, наконец, в Ростов. И вообще вел себя, как патологический трус.

Хан Дэвлет писал Ивану: «Я разграбил твою землю и сжег столицу за Казань и Астрахань! Ты не пришел защищать ее, а еще хвалишься, что ты московский государь! Была бы в тебе храбрость и стыд, ты бы не прятался. Я не хочу твоих богатств, я хочу вернуть Казань и Астрахань. Я знаю дороги твоего государства…».

Иван IV слал ответные письма, полные смирения, предлагал ежегодную дань. Предлагал посадить в Астрахани одного из сыновей Менглы-Гирея, но как вассала Москвы, под контролем боярина от Ивана… Наверное, эти события были хорошо известны в Сибири. Можно представить, как воспринимали поведение Ивана IV профессиональные воины и как упал для них престиж Московии.

И Строгановы не могли готовить поход по тем же самым причинам — Сибирское ханство, с точки зрения Москвы, было вассалом.

 

[10]Автор ведь сам пишет о бегстве множества рядовых московитов подальше от ужасов опричнины и от прессинга обезумевшего государства. Это началось задолго до правления Ивана IV. У меня есть устные сведения о находках русских погребений XV века на западе Красноярского края, в окрестностях озера Белое. К сожалению, этот материал не опубликован и как бы не существует для науки, потому что раскопки велись браконьерскими способами, без Открытого листа. Но вообще-то нательные кресты разного времени датируются очень точно, буквально до десятилетия. Кресты из этих погребений я видел собственными глазами: XV век.

 

[11]Автор потратил много сил, чтобы развенчать старый миф о превосходстве казаков. А на деле, получается, подтвердил, и чем больше он показывает случайность решений Ермака, его невежество, незнание дорог, неведение мест, куда он попал — тем сильнее подтверждает.

Получается — подыхающие с голоду, еле подготовленные, не знающие сами, куда идут, казаки оказались в состоянии наголову разгромить жителей Сибири и ворваться в их столицу!

Это как раз очень напоминает «подвиги» испанских конкистадоров в Америке. Сброд, который вели в бой Писсаро и Кортес, был не лучше русских казаков, но и там кучка этого сброда оказывалась сильнее огромных армий индейцев. В Сибири намного меньше разрыв в уровне развития туземцев и вторгшихся в их землю европейских завоевателей — но и там, и тут идет типичная колониальная война, в которой завоеватели неизмеримо сильнее туземцев.

Даже пиррова победа типична: так же точно и Кортес не знал, что делать после захвата Теночтитлана. Но что характерно, захватил.

 

[12]Пальма — это тяжелый тесак, длиной 40–50 и более сантиметров, прикрепленный к длинному и тяжелому древку. Различают охотничьи и боевые пальмы. Первые были покороче, и лезвие их было меньше. Они носились постоянно с собой. Боевые, наоборот, были длиннее, иногда до двух и более метров, а лезвие могло доходить до 70 сантиметров. Древко, чтобы не скользило в руках, обматывалось полосками бересты или кожи. Древко пальмы толще древка копья.

Таким оружием можно было с легкостью одним ударом срубить небольшое деревце, а также разрубить человека пополам. С пальмой можно было взять медведя. Русские по достоинству оценили это оружие, и вплоть до появления охотничьих ружей с унитарным патроном пользовались на охоте именно пальмой. — Примеч. автора.

 

[13]Да, обычно так и считается! В 1986 году отмечалось «четырехсотлетие» Тюмени. А ведь это глубоко неправильная дата, Тюмень намного старше. Надо только считать возраст города, а не время обитания в нем русских.

 

[14]Не могу не увидеть в этих рассуждениях колонизаторского отношения к самому русскому народу, столь типичного для русской же интеллигенции. Ясное дело — у самого Ядринцева и таких, как он, — разум, наука и просвещение. У русского же народа, как и у всех народов Сибири, — сплошные инстинкты, или вот «умеренная и медленная нервная восприимчивость». Впрочем, о колонизаторском отношении русских европейцев к русским туземцам — моя книга «Туземная Россия».

 

[15]Динамику численности населения в Красноярске и в Енисейске показывает такая таблица:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.