Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! ПРИЛОЖЕНИЕ. В качестве приложения к работе приводятся рисунки с цитатами из «Истории Сибирской» С.У
В качестве приложения к работе приводятся рисунки с цитатами из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова (конец XVI–XVII вв.) в переводе Е. И. Дергачевой-Скопп и В. Н. Алексеева. Рисунки выполнены семейством автора в жанре древнерусских миниатюр и соответствуют духу своего времени: содержат множество этнографических и бытовых подробностей и отражают субъективные оценки русского человека — современника описываемых событий.
Молодой Ермак
«Великий Господь Бог наш… Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду…»
Народы Сибири
«Слышал Ермак от многих чусовских жителей про Сибирь: " С Каменя реки текут на две стороны, в Русь и в Сибирь; с водораздела реки Ницы, Тагил, Тура впали в Тобол, По ним живут вогулы, ездят на оленях. По Туре и по Тоболу также живут татары, ездят в небольших судах и на конях…А Обь впала в море двумя рукавами, а по ней живут остяки и самоеды, ездят на оленях и псах, и питаются рыбой. А по Степи [живут] калмыки и монголы и Казачья Орда, ездят на верблюдах, а питаются мясом».
Покорение Пелымских уездов
«И подойдя к истоку Тагила реки… с единодушной дружиной в 3000 человек, там покорили многие вогульские племена и добычу взяли… так и воевали Пелымские земли всю зиму до весны».
Взятие Тюмени
«И воевали все лето, а 1 августа захватили город Тюмень…»
Битва Чингиза с Иртышаком
«… после хана Онсома — [правил] царь Иртышак: как [названная] тем именем бескрайна река Иртыш, так и его царство будет бесконечно; но его завоевал Чингиз, царь Тюменский…»
Видение татарам Тобольска
«В те годы царям и князьям… на месте, где сейчас город Тобольск… виделся христианский светлый город в воздухе, и церкви, и перезвон…».
Кучум покоряет Сибирь
«Когда царь Кучум пришел из Казачьи Орды с огромным войском, то убил царя и князей Едигера и Бекбулата, и прославился как сибирский царь…»
Кучум с домочадцами
«Кучум был басурманской веры, поклонялся идолам, и приносил нечестивые жертвы, жил без закона так: было не постыдно для него иметь 100 женщин и юношей, также и девушек, как и для других агарян, сколько захотят»
Ермак с дружиной в Чингиде
«Когда Ермак находился в Чингиде… привели его [Кутугая] к Ермаку вместе с ясаком».
Демонстрация огневой мощи
«И вот Ермак расспросил у него [Кутугая] с подобающим почтением всё о царе Кучуме и об его образе жизни, одарив всех, сказал ему, что в гости приехал, казаки и пять человек атаманов показали силу свою и стрельбу из огнестрельного оружия».
Казаки прячут добычу
«Воинов же у Ермака осталось 1060 человек, но басурман множество перебили и с Божией помощью победили, и огромную добычу захватили, что стругам их не поднять было. И укрыли ту добычу в земле на устье реки Туры».
Продвижение казаков по Тоболу
«После первых боев с кучумлянами, 8 июня поплыли по реке Тоболу, воюя и живя в ратных трудах».
Битва под Березовым Яром
«Когда они доплыли до урочища Березовый Яр, то здесь тяжелые бои вели долгое время. Басурманы, словно овцы из пристанища своего стрекали, казаки же с Божьей помощью и появлением воинов силы Господней всех разгромили».
Тобол, перегороженный цепями
«Отсюда поплыли вниз по Тоболу в 29 день июня, и доплыли до урочища Караульный Яр. Здесь на Тоболе было место узкое. Кучумляне загородили [его] поперек железными цепями…».
Войско Кучума
«И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака».
Чудо с хоругвью
«Ермак и казаки увидели, что хоругвь… сама собой [снялась] с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега. Нечестивые же выпустили стрелы без числа…».
Ермак, диктующий письмо Ивану IV
«Ермак написал послание благочестивому царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, объявляя о раскаянии своем, сообщая о походах так: " Низложил Кучума царя спесивого, и все города его захватил, и разных князей и мурз татарских, вогульских и остяцких с прочими народами под державную руку его привел, и ясак собрал, и послал к тебе, государю, с атаманом Иваном Кольцовым и казаками в 26 день декабря"».
Посольство Ермака
«А проводником до Великой Перми у них был яскалбинский князь Ишбердей со своими вогулами. Оттуда и в Москву пришли».
Посольство в Москве
«Когда же пришли в Московское царство к благочестивому государю царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, то отписку и ясак вручили».
Ермак и пленный Маметкул
«Ермак же принял царевича и показал ему и прочим басурманам царские подарки».
Казаки встречают воевод
«В том оке 1583 году в десятых числах мая посланы воеводы из Москвы к Ермаку по указу великого государя Василия Ивановича Шуйского, князь Семен Волховской да Иван Глухой с 500 людьми по Волге, через волок».
Гибель Ермака
«Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день».
Татары находят тело Ермака
«А татарин Якыш, Бегишев внук, ловивший рыбу и наживляющий перемет, увидел, бродя под берегом, человеческие ноги, и накинув петлю из переметной веревки на ноги, вытащил на берег».
Архиепископ Киприан расспрашивает очевидцев
«В 1621 году великий государь Михаил Федорович… указал в грамоте первому архиепископу сибирскому Киприану… разыскивать русских и татар и расспрашивать, кто что знает,».
Аблай тайша рассказывает о Ермаке
«[Аблай]… послал 4 сентября 1650 года подробную повесть на своем языке о Ермаке: как жил и как погиб, ''согласно нашим историям", как был найден и творил чудеса».
Татарские правители у воевод
«Когда же послы пришли к Сейдяку, он посоветовался с Салтаном и Карачею, и после совета, взяв с собой 100 человек, пришли к воеводам в город».
Калмыки преследуют отряд Кучума
«Калмыки же погнались вслед за ним [Кучумом] и настигли на Нор Ишиме…».
Убийство Кучума ногаями
«Когда же Кучум со своими [людьми] устроил набег на ногаев, те не стали терпеть, собрались все их племена, убили Кучума…»
Знамение
«И озарилась Сибирь светом такой несказанной радости — сибирянам во исцеление — и просветилась просвещением Всесвятого и Животворящего Духа во образе орла: словно орел покрыл гнездо свое — Сибирь — с птенцами, и всем землям и столице дал перо славы своей. Благодать воссияла везде, и всё ею наполнилось и прославилось во всех сибирских краях».
Литорея с именами автора рукописи и его родных
«Имя же мое — в этом знаке, вместе с родными стал известен в Сибирской стране, в первом граде».
Список использованной литературы
1. Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. Алматы: Жалым, 1996. 2. Бахрушин С.В. Очерки из истории колонизации Сибири русскими в XVII веке. М.: Соцэкгиз, 1927, 3. Бахрушин С.В. Очерки истории Красноярского уезда XVII в. // Бахрушин С.В. Научные труды. Т. IV М.: Наука, 1959. 4. Бахрушин С.В. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI–XVII вв. // Научные труды. Т. III. Избранные работы по истории Сибири XVI–XVII вв. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 5. Бернштам A.M. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI–VIII веков. Восточно-тюрский каганат и кыргызы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 6. Бузукашвили М.И. Ермак. М.: Военное издательство, 1982. 7. Бузукашвили М.М. Ермак. М.: Воениздат, 1989. 8. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Абакано-Минусинской котловины. Абакан: Абаканское книжное изд-во, 1995. 9. Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII — начала XVIII вв. Абакан, 1995 (приложение). 10. Бушков А., Буровский А. Россия, которой не было-2. Русская Атлантида Красноярск: Бонус, М.: Олма-Пресс, 2000. 11. Быконя Г.Ф., Федорова В.К., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом XVI1—XIX веках. Красноярск: Изд-во КГУ, 1990. 12. Вилков О.К. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI — начала XVIII веков. Новосибирск: Наука, 1990, 13. Вопросы археологии Урала. Вып. 8. Археологические памятники Ишимской лесостепи. Отчет Уральской археологической экспедиции 1963–1964 годов. Свердловск, 1969. 14. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 15. Емельянов Н.Ф. Заселение русскими Среднего Приобъя в феодальную эпоху. Томск: Изд-во Том ГУ, 1981. 16. Емельянов Н.Ф. Спорные вопросы истории феодальной Сибири. Курган: Изд-во КГУ 1991. 17. Емельянов Я.Ф. Томские служилые люди «литва» в XVII — первой четверти XVII вв, Ц Проблемы исторической демографии СССР. Томск, 1982. 18. Зыков А.П. Раскопки городища Искер. // Археологические открытия Урала и Поволжья. Сыктывкар: Наука, 1989. 19. История Сибири с древнейших времен до наших дней, Т 2, Сибирь в составе феодальной России. Л.: Наука, 1968, 20. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993. 21. Кириллов И. Город у Красного Яра. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. 22. Киселев С.Я. Древняя история Южной Сибири. М.: Наука, 1953. 23. Копылов Д. Ермак. Иркутск: Восточносибирское книжное издательство, 1989. 24. Красноярск и красноярцы. Очерки по истории города. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. 25. Кызласов И.Л. Следы пребывания древних хакасов в городах Руси XI–XIII вв. // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. X I. СПб., Псков: ИИМК РАИ, 1997. 26. Кызласов Л.Р. Древние города Сибири. М.: МГУ, 1983. 27. Кызласов Л.Р. Письменные известия о древних городах Сибири. М.: Изд-во МГУ, 1992. 28. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. 29. Кызласов Л.Р. Гуннский дворец на Енисее. Проблемы ранней государственности Южной Сибири. М.: Восточная литература, 2001. 30. Ломоносов М.В. Древняя Российская История. СПб., 1766, 31. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 6 Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747–1765 гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 32. Лопаткин PC Летопись города Ачинска. Ачинск: Свет, 2001. 33. Матюшенко В. К. Древняя история Сибири. Омск: Изд-во ОмГУ, 1994, 34. Метис L 1421. Год, когда Китай открыл мир. М.: Яуза, ЭКСМО, 2004. 35. Миллер РФ. История Сибири. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. 36. Миллер РФ. История Сибири. Т. 2. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 37. Мирзоев В.Р. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века, М.: Соцэкгиз, 1960. 35. Мирзоев В.Г. Историография Сибири. М.: Наука, 1978. 39. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи XVII–XVIII вв. Алма-Ата: Гылым, 1991. 40. Обручев В А. От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 41. Павлов А.Л. Промысловая колонизация Сибири в XVII веке, Красноярск: Красноярский педагогический институт, 1972. 42. Шлих Т.Е. Селькупы в XVII веке (очерки социально-политической истории. Новосибирск: Наука, 1981. 43. Резун Д.Я. Русские в среднем Причулымье в XVII–XIX веках, Новосибирск: Наука, 1984. 44. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII — середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1991. 45. Сергеев А. Тайны алтайских крепостей. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1975. 46. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск: Наука, 1982. 47. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII — начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата: Наука, 1971. 48. Томск в XVII веке. Материалы для истории города. Томск, 1912. 49. Уманский A.M. Телеуты и русские в XVII–XVIII веках. Новосибирск: Наука, 1980. 50. Худяков Ю.С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Сборник научных статей. Новосибирск: Издательство НГУ, 1991. 51. Чимитдоржиев М.Б. Взаимоотношения Монголии и России в XVII–XVIII веках. М: Наука, 1978. 52. Шанский Д.Н. Из истории русской исторической мысли. И.Н. Болтин. М.: Изд-во МГУ, 1983. 53. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. СПб.: Наука, 1993. 54. Шунков В.И. Очерки истории земледелия в Сибири (XVII век). М.: Наука, 1956. 55. Miller G.E. Die sibirische Geschichte. Gettingen, 1748.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1]Географический центр Российской федерации находится близ восточного берега озера Виви, на севере Эвенкийского национального округа. — Здесь и далее, кроме отдельно оговоренных случаев — примечание редактора.
[2]Так даны указания на источник из списка " Используемая Литература"
[3]Это государство называло себя Господин Великий Псков.
[4]В Латинской Америке испанцы тоже смешивались с индейцами, и не только физически, но и заимствовали культуру. В результате уже к началу XIX века возникли народы перуанцев, мексиканцев и аргентинцев. На чем испанская империя и кончилась, потому что все эти народы испанцами себя уже не считали; и готовы были умирать за свою свободу от Испании.
[5]Достаточно сказать, что перевооружение армии и создание полков иноземного строя после Смутного времени Романовы проводили в основном на доходы от торговли сибирскими соболями и слюдой, которую тоже вывозили в основном из Сибири. События 1654–1667 года историки называют то одной затянувшейся войной, то двумя войнами. Но в результате Украинской войны (или войн) Московия впервые победила Речь Посполитую, присоединила Смоленщину и добрый кусок Украины. 28 августа 1667 года московитско-украинская армия под командованием генерала Григория Григорьевича Ромодановского и гетмана Сагайдачного в генеральном сражении наголову разбила не кого-нибудь, а турок! Король Речи Посполитой Ян Собесский считал, что разгром турок во время «Чигиринских походов» 1677–1678 годов подготовил их окончательный разгром под Веной в 1683 году. Участие Московии в этих событиях стало возможным потому, что Московия полностью реорганизовала и перевооружила свою армию. Это стало возможным за счет соболей, золота и слюды из Сибири.
[6]СССР вступил во Вторую мировую войну, и публикация книги немца сделалась «не актуальной».
[7]Странно, что Дмитрий Николаевич не ставит вопрос о том, что если Европа открывала Сибирь, то и сибиряки открывали Европу. Есть много археологических свидетельств появления хакасов «на главных западных и северо-западных торговых путях Руси: в Новгороде, Новогрудке Смоленске» [23, с. 384]. По мнению крупного московского ученого (и хакаса по происхождению) «эта крупнейшая южносибирская держава [Кыргызский каганат. — А.Б.] не оставила без внимания и Восточную Европу» [23, с. 384]. Так что не одна Русь открывала Сибирь. Русь и Сибирь открывали друг друга — взаимно!
[8]Как мы видим, неплохо бы еще учитывать, какие именно русские и откуда «осваивают» Сибирь. Этнически граждане Господина Великого Новгорода и замордованные холопы великого князя Московского — люди одного народа. Но они действуют как представители разных цивилизаций.
[9]В 1571 году крымский хан Дэвлет-Гирей нападал на Московию, захватил Москву. Число убитых называют разное — от 50 тысяч до 500. Колоссальное различие в оценках доказывает одно — никто, как всегда, не считал. Москва выгорела полностью, трупы не хоронили, а сплавляли по Москве-реке. Материальный и моральный ущерб просто не поддается описанию. Князь Иван Дмитриевич Вельский, оставленный защищать город, погиб. А Иван IV при подходе татар задал стрекача: бежал в Серпухов, потом в Александровскую слободу и, наконец, в Ростов. И вообще вел себя, как патологический трус. Хан Дэвлет писал Ивану: «Я разграбил твою землю и сжег столицу за Казань и Астрахань! Ты не пришел защищать ее, а еще хвалишься, что ты московский государь! Была бы в тебе храбрость и стыд, ты бы не прятался. Я не хочу твоих богатств, я хочу вернуть Казань и Астрахань. Я знаю дороги твоего государства…». Иван IV слал ответные письма, полные смирения, предлагал ежегодную дань. Предлагал посадить в Астрахани одного из сыновей Менглы-Гирея, но как вассала Москвы, под контролем боярина от Ивана… Наверное, эти события были хорошо известны в Сибири. Можно представить, как воспринимали поведение Ивана IV профессиональные воины и как упал для них престиж Московии. И Строгановы не могли готовить поход по тем же самым причинам — Сибирское ханство, с точки зрения Москвы, было вассалом.
[10]Автор ведь сам пишет о бегстве множества рядовых московитов подальше от ужасов опричнины и от прессинга обезумевшего государства. Это началось задолго до правления Ивана IV. У меня есть устные сведения о находках русских погребений XV века на западе Красноярского края, в окрестностях озера Белое. К сожалению, этот материал не опубликован и как бы не существует для науки, потому что раскопки велись браконьерскими способами, без Открытого листа. Но вообще-то нательные кресты разного времени датируются очень точно, буквально до десятилетия. Кресты из этих погребений я видел собственными глазами: XV век.
[11]Автор потратил много сил, чтобы развенчать старый миф о превосходстве казаков. А на деле, получается, подтвердил, и чем больше он показывает случайность решений Ермака, его невежество, незнание дорог, неведение мест, куда он попал — тем сильнее подтверждает. Получается — подыхающие с голоду, еле подготовленные, не знающие сами, куда идут, казаки оказались в состоянии наголову разгромить жителей Сибири и ворваться в их столицу! Это как раз очень напоминает «подвиги» испанских конкистадоров в Америке. Сброд, который вели в бой Писсаро и Кортес, был не лучше русских казаков, но и там кучка этого сброда оказывалась сильнее огромных армий индейцев. В Сибири намного меньше разрыв в уровне развития туземцев и вторгшихся в их землю европейских завоевателей — но и там, и тут идет типичная колониальная война, в которой завоеватели неизмеримо сильнее туземцев. Даже пиррова победа типична: так же точно и Кортес не знал, что делать после захвата Теночтитлана. Но что характерно, захватил.
[12]Пальма — это тяжелый тесак, длиной 40–50 и более сантиметров, прикрепленный к длинному и тяжелому древку. Различают охотничьи и боевые пальмы. Первые были покороче, и лезвие их было меньше. Они носились постоянно с собой. Боевые, наоборот, были длиннее, иногда до двух и более метров, а лезвие могло доходить до 70 сантиметров. Древко, чтобы не скользило в руках, обматывалось полосками бересты или кожи. Древко пальмы толще древка копья. Таким оружием можно было с легкостью одним ударом срубить небольшое деревце, а также разрубить человека пополам. С пальмой можно было взять медведя. Русские по достоинству оценили это оружие, и вплоть до появления охотничьих ружей с унитарным патроном пользовались на охоте именно пальмой. — Примеч. автора.
[13]Да, обычно так и считается! В 1986 году отмечалось «четырехсотлетие» Тюмени. А ведь это глубоко неправильная дата, Тюмень намного старше. Надо только считать возраст города, а не время обитания в нем русских.
[14]Не могу не увидеть в этих рассуждениях колонизаторского отношения к самому русскому народу, столь типичного для русской же интеллигенции. Ясное дело — у самого Ядринцева и таких, как он, — разум, наука и просвещение. У русского же народа, как и у всех народов Сибири, — сплошные инстинкты, или вот «умеренная и медленная нервная восприимчивость». Впрочем, о колонизаторском отношении русских европейцев к русским туземцам — моя книга «Туземная Россия».
[15]Динамику численности населения в Красноярске и в Енисейске показывает такая таблица:
|