Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования в психологии здоровья.






Основные категории психологии здоровья. Предмет психологии здоровья.

1978 г - определение психологии здоровья как науки, первое определение психологии здоровья в Америке Психологической Ассоциацией.

Психология здоровья - комплекс специфических образовательных, научных и психологических знаний, направленных на укрепление и поддержание здоровья, предотвращение и лечение болезней, анализ и улучшение систем здравоохранения, формирование политики здоровья.

В зарубежной психологии психология здоровья - это вся совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.

В России психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задачи пс. зд-я:

1. разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья.

2. разработка методов специфической и неспецифической профилактики оценки и коррекции неадекватных поведенческих моделей.

3. разработка методов повышения индивидуально-психологической ценности здоровья.

4. изучение психологических механизмов здорового поведения.

5. формирование внутренней картины здоровья(с детского возраста до подросткового: поведение, отношения)

6. разработка концепции здоровой личности.

7. повышение уровня психологической культуры и культуры здоровья.

8. определение пути и условия для самореализации, раскрытие своего творческого и духовного потенциала личности.

Методы исследования в психологии здоровья.

1. Метод поперечных срезов - исследование при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими выборками испытуемых других возрастных групп с помощью наблюдения или эксперимента. Этот метод необходим для создания возрастных норм или стандартов, в функциональной деятельности организма или отдельных его систем. В психологии здоровья психические и телесные характеристики измеряются одновременно. Метод привлекателен вследствие малых затрат, однако не всегда позволяет выявить причинно-следственные связи. Влияние психологических факторов на состояние здоровья определяется при помощи статистических процедур.

2. Лангитюдное исследование (метод продольных срезов) - научный метод, применяемый в психологии, в котором изучается одна и та же группа в психологии - людей в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. На начальном этапе исследования измеряются психологические и социальные факторы, воздействующие на испытуемых: личностные характеристики, состояние здоровья, на основании чего все они разделяются на определенные группы. Затем ведется наблюдение, обычно несколькими специалистами. Через определенное время вновь изучается и сопоставляется состояние здоровья испытуемых, принадлежащих к различным группам.

3. Эксперимент. Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием. Являясь общепризнанным способом выявления причинно-следственных отношений, метод эксперимента, однако, не позволяет в полной мере изучать психосоматические связи. это связанно с тем, что в экспериментах обычно демонстрируются достаточно кратковременные изменения в телесных процессах, которые не обязательно могут привести к болезни.

4. Оценка эффективности. Этот метод может использоваться для выявления факторов безопасного и рискованного поведения. В этом случае предполагается, что если та или иная психологическая интервенция, направленная на решение конкретной проблемы привела к эффективному результату, например, к изменению поведения, формированию внутренней мотивации, улучшению состояния здоровья и т.д.

5. Фокус-группы. Этот метод используется в случае, если необходимо изучить представления, характерные для какой-либо социальной группы.

Особенно часто он применяется в психологии здоровья, например, при разработке новых программ профилактики заболеваний.

При планировании исследований в области психологии здоровья в связи с задачами профилактики и терапии необходимо опираться на следующие методологические основы:

1) Использование многоуровнего полисистемного подхода, интегрирующего саногенетические и патогенетические стороны процесса развития и течения заболевания. Этот подход предполагает работу на следующих уровнях:

а) социальном: изучение социального, профессионального статуса, интерперсональных взаимодействий, семейных отношений и т.д.

б) психологическом: изучение преморбидных особенностей личности, структуры личности больных, способов психологической защиты, копинг-поведения, поведения в ситуациях фрустрации, отношения к болезни и др.

в) психосоматическом (психобиологический): изучение наследственной отягощенности, соматического и нейрогормонального статуса во взаимосвязи с социально-психологическими параметрами

г) типологическом: выделение и изучение ведущих синдромов социально-психологической дезадаптации

д) психотерапевтическом: использование психотерапевтических методов в комплексном лечении психосоматических больных

ж) профилактическом: разработка программ для первичной, вторичной профилактики и реабилитации больных

2) Использование метода секторного исследования, включающего в себя:

а) выделение и изучение генеральных черт личности и их гармонального обеспечения в зависимости от наибольшей вегетативной реактивности;

б) изучение не только отдельных черт, но и их взаимосвязей, т. е. симптомокомплекса

в) изучение сформированного из симптомокомплексов типа личности (исследование взаимоотношений не только между чертами, но и между чертами и целым человеком, т. е. взаимоотношений человека с его миром)

г) выбор динамических и проспективных методов как наиболее продуктивных;

д)использование методов моделирования в научных исследованиях психосоматических соотношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.