Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валеологические установки личности. Типы валеоустановок личности.






Валеоустановка - психическое образование, включающее 3 компонента:

ü когнитивный — представления о здоровье (здоровом образе жизни) и о болезни;

ü эмоционально-оценочный — эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезни, их субъективная оценка;

ü поведенческий — стереотипы поведения, направленные на поддержание здоровья и преодоление болезни.

Структура валеоустановки аналогична структуре социальной установки (или аттитюда); она 3-компонентна и биполярна, так как включает два полярных аспекта:

o установку по отношению к здоровью;

o установку по отношению к болезни.

Типы валеоустановок:

ü Самодостаточный (ресурсный) тип валеоустановки — ориентация на самостоятельное поддержание здоровья и следование здоровому образу жизни.

Характерен для младших школьников из полных гармоничных семей.

Когнитивный компонент - сформированность представлений о здоровье и болезни, причем представления о здоровье (здоровом образе жизни) столь же развиты и дифференцированы, как и представления о болезненном состоянии.

Эмоциональный компонент - позитивный эмоциональный настрой, связанный с переживаниями и ощущениями собственной активности, силы, творческих ресурсов, с наслаждением от спорта, игр, активного образа жизни, причем эмоциональное состояние относительно независимо от поведения значимых других, поскольку обуславливается не столько позитивной стимуляцией извне, сколько внутриличностными ресурсами ребенка.

Поведенческий компонент - дети отличаются активностью в преодолении болезни и поддержании (укреплении) своего здоровья.

Личностный компонент - являются удовлетворенность собой (своими поступками и действиями), стремление активно преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

ü Поддерживающий тип валеоустановки — здоровый образ жизни базируется на принципе поддержки и помощи одному из членов семьи.

Наблюдается в неполных гармоничных семьях.

Когнитивный компонент- пассивность по отношению к своему здоровью и несформированность представлений о здоровом образе жизни.

Эмоциональный компонент - позитивный эмоциональный настрой зависит от позитивного эмоционального состояния значимого “другого” (по отношению к которому ребенок испытывает эмоциональную зависимость или привязанность), а не от позитивного подкрепления или отсутствия негативных действий со стороны других.

Такая установка фрагментарна, фиксирована на другом и препятствует созданию общей здоровой атмосферы в семье.

ü Дефицитарный тип валеоустановки — ощущение недостаточности собственных ресурсов для обеспечения здорового образа жизни, обращение за помощью к другим людям или обвинение других в своих болезненных состояниях.

Характерен для детей из неполных дисгармоничных семей.

Когнитивный компонент - несформированность представлений о здоровом образе жизни.

Эмоциональный компонент - зависимость эмоционального компонента от позитивной стимуляции со стороны значимых других (подарки, праздники, приятные сюрпризы).

Поведенческий компонент - общая пассивность по отношению к здоровью и болезни (на поведенческом уровне).

Личностный компонент - наличие страхов, повышенная тревожность, неуверенность в себе.

ü Манипулятивный тип валеоустановки — собственное самочувствие в данном случае выступает как инструмент манипуляции по типу: “Я себя плохо чувствую, поскольку ты со мной плохо обращаешься”, “Я болен, потому что родители меня не любили”, “Я заболел, чтобы не пойти в школу и заставить родителей заботиться обо мне”.

Характерна для детей из полных дисгармоничных семей.

Когнитивный компонент - представления о болезни более дифференцированы, чем представления о здоровом образе жизни, поскольку болезнь используется как тонкая стратегия манипулятивного воздействия на взрослых (например, с целью пропустить занятия в школе).

Эмоциональный компонент - позитивный эмоциональный настрой, в основном, зависит от регламентирующих (запрещающих или разрешающих) действий других значимых лиц (родителей, близких родственников, учителей и т.д.), а также имеет место пассивная позиция по отношению к своему здоровью и болезни.

Личностный компонент - наличие защитных реакций, и агрессивных тенденций, демонстративно-истероидная манера поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.