Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное антимонопольное регулирование






Монополия – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Причины возникновения монополий:

- Крупные научно-технические открытия;

- Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.

- Появление новых форм собственности, особенно акционерных.

Виды монополий:

- Закрытая. монополия защищена от конкуренции юрид. ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;

- Естественная. возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

- Открытые. Одна фирма на опред-ый срок является единс-ным поставщиком продукции, но не имеет юрид. защиты от конкуренции.

Антимонопольное регулирование - комплекс эконом-их, админ-ных и законод-ых актов, осуществляемых госуд-ом с целью обеспечить условия для рыночной конкуренции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки.

Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Мировая практика антимонопольного регулирования.

начало ХХ столетия- многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях начинают принимать антимонопольные законы. Из разряда первых – закон Шермана (США) – 1898 год. Второй – закон Клейтона (США) – 1914 год.

Цели антимонопольной политики:

1. Сдерживание, или предупреждение монопольных цен.

2. Предупреждение дефицитности производства.

3. Попытка перераспределения монопольного богатства.

4. Децентрализация экономических ресурсов в обществе.

2 направления современ-го антимоноп-го законод-ва: 1)запрещение некоторых видов деятельности фирм; 2)регулиров-ие структуры отрасли-(ей)через попытки расформировать огромное монополистическое объединение или не допустить слияния крупных монополий.

Два типа антимонопольного законодательства:

• Американский тип. Отвергает любую форму монополистического сговора или союза, если ставится цель монополизации рынка.

• Западно-европейский тип. Объектом противодействия выступают монополии, которые ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

Монополизацией местного или общенационального рынка США считается обычно доля, = либо > 60%. Рыночная доля = 90-100%, считается в США*полной монополией. Корпорация-монополист с такой долей подлежит ликвидации, либо ставится под жесткий контроль гос-ва.

Особенности антимонопольного законодательства России.

Российская антмоноп-ая политика имеет несколько начал: 1)стимулирование предприним-ой деятельности, 2)развитие конкурентных начал; 3)организационно-правовое обеспечение антимоноп-ой политики

Принятый в марте 1991 г. в РФ Закон " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством.

25 мая 1995 года вступают в силу изменения и дополнения к этому закону (определены понятия монопольно высокой и монопольной низкой цены, объяснялось такое понятие как доминирующее положение хозяйственного субъекта на рынке.)

Против монополистической деят-ти направлен реестр хозяй-щих субъектов имеющихся на рынке, и за которыми значится товары > 35% на рынке.

Таким предприятиям гос-во дает официальное разрешение на монополию, но эти предприятия в конце каждого года представляют сведения о своей работе – ассортимент, цены.

В настоящее время действует комитет по антимонопольной политике. В 1999 году было создано министерство по антимонопольной политике.

Регулирование рынков

Рынок – это совокупность взаимодействия покупателя некоторого товара или услуги с его/ее продавцом.

Регулирование рынка труда — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д.

Внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда:

• государство, которое выступает главным субъектом, регулирующим рынок труда через законодательство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, проводя социальную политику, индексируя доходы населения;

• профсоюзы, также значительно влияющие на размер заработной платы в сторону ее увеличения, путем ограничения предложения труда;

• крупные компании и корпорации, влияющие на заработную плату, по известным причинам, в сторону ее стабильности, отказываясь от ее увеличения при изменении ситуации в соотношении спроса и предложения труда.

Регулирование рынка труда имеет свою специфику из-за выступающего на нем товара в виде наемного работника. На данном рынке процедура купли-продажи производится в форме найма, путем заключения трудового договора. При этом нанятый работник выпадает с рынка на время действия данного договора, а также в случае его продления. Следует отметить, что конкуренция на рынке труда вынуждает работников соглашаться на худшие условия при найме на работу. Поэтому в этом плане, фирмы тоже выступают в качестве регуляторов рынка труда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.