Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистской деятельности.




Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод - это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. В данном случае, основная задача - создание журналистского текста на материале полученных сведений. Стадии творческого процесса: получение сведений - осмысление - создание текста.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Документы – официальные бумаги или материальные носители записи.

Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и.

Предметно-вещественная среда – предметы, вещи.

Методы получения сведений:

• Наблюдение (может быть случайным или систематическим, включенным и невключенным).

Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации.

Виды:

По способу – открытое и скрытое

По степени участия журналиста – включенное (жур-т становится, например, членом экипажа рыболовного траулера и работает на борту вместе с другими рыбаками) и невключенное (со стороны).

В зависимости от условий изучения предмета – прямое наблюдение и косвенное.

По временному признаку – кратковременное и длительное.

• Общение (интервью, опрос, анкетирование)

Они предусматривают получение необходимых сведений от свидетелей тех или иных событий, специалистов по определенному вопросу, а также тех людей, чье мнение может оказаться интересным для читателей, радиослушателей и телезрителей.

• Изучение документов

Метод проработки документов. Этот метод — один из наиболее распространенных в деятельности журналиста.

Виды документов:

- по типу фиксации информации они могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и кинопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.

- По типу авторства — официальные и личные.

- По степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные.

- По степени предназначенности для печати — преднамеренно созданные и непреднамеренно.

- По сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.

• Эксперимент, т.е. способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный и т.д.)



Метод эксперимента. Существует две основные разновидности эксперимента. В первом случае журналист «меняет профессию» (становится на время водителем такси или продавцом, или дворником и т.д.), «включается» в какую-то сферу деятельности в качестве исполнителя определенной роли.

Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. “принцип дополнительности”) Существует система информирования журналистов о событиях:

1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Методы осмысления информации:

• От явления к сущности

• От частного к общему

• От причины к следствию

• От конкретного к абстрактному

• От абстрактного к конкретному и т.д.

Методы порождения текста:

• Констатация

• Описание

• Повествование

• Характеристика (выводы журналиста относительно той или иной реалии)

• Рассуждение (демонстрирует процесс мыслительной работы журналиста)

Эти методы также применяются в комплексе.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал