Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия темы и идеи медиатекста. Основные элементы их разработки в журналистской деятельности






Медиатекст — сообщение, текст любого медийного вида и жанра. Из этого следует, что медиатекст выражает более общую сущность таких понятий массовой коммуникации, как журналистский текст, публицистический текст, рекламный текст, телевизионный текст, Интернет-текст, радиопередача, специальный репортаж. Сегодня медиатекст приобрел статус базовой категории в медиалингвистике, медиастилистике, медиакультуре, медиаобразовании.

Ведущими признаками медиатекстов можно считать медийность (воплощение текста с помощью тех или иных медиасредств, его детерминация форматными и техническими возможностями канала), массовость (как в сфере создания, так и в сфере потребления медиапродуктов), интегративность, или поликодовость, текста (объединение в единое коммуникативное целое различных семиотических кодов), открытость текста.

Особенность медиапродукта связана с изменением статуса классического произведения и определяется внешними условиями его существования. Итак, специфика медиатекста определяется внешними условиями его существования, к которым относятся:

• особый тип и характер информации, транслируемой средством массовой информации;

• одноразовость, невоспроизводимость информации;

• коллективное производство медиатекста;

• опосредованность общения и особый характер обратной связи;

• значимость технических средств, посредством которых транслируется сообщение;

• экономический фактор, определяющий идеологию издания, влияющий на его содержание и технологическое воплощение.

На данный момент отсутствует общепринятая классификация медиатекстов. Тем не менее, можно классифицировать их исходя из классической модели коммуникации, предоженной американским политологом Г. Лассуэллом: кто (автор) - что сообщает (текст) - по какому каналу (канал распространения) - кому (адресат) - с каким эффектом. Т.Г. Добросклонская также предлагает систему параметров, учитывая которые, можно составить объективную классификацию медиатекстов, затрагивающих как технологические, так и лингвоформатные особенности:

• по способу производства текста (авторский и коллегиальный);

• по институциональному типу текста (журналистский текст, рекламный текст, PR-текст);

• по форме создания медиатекста;

• по каналу распространения (печать, радио и телевидение, Интернет);

• по функционально-жанровому типу текста (новости, интервью, реклама);

• по тематической доминанте (экономика, спорт, культура).

• форма воспроизведения (устная, письменная);

Ключевым в вопросе медиатекста является канал распространения: печать, радио, телевидение, Интернет. Каждое издание обладает своим набором медийных признаков, влияющих на содержание и форму. Однозначно, самым оперативным средством передачи информации является Интернет, самым популярным и наиболее актуальным источником информации - телевидение. Что касается печатных средств массовой информации (газеты и журналы), они отличаются аналитикой и устоявшейся системой жанров (репортаж, корреспонденция, заметка), с широким комплексом выразительных и изобразительных средств: фотографии, таблицы, различные стили текстов. Телевизионный текст в свою очередь состоит из текста, звука и видеоряда, потому и является наиболее эффективным, в отличие от остальных СМИ, с точки зрения воздействия на аудиторию. Тексты радио отличаются прежде всего отсутствием визуализации, массовостью слушательской аудитории, скоростью передачи информации и одномоментностью, всеохватностью (страна и регион). Отметим, что и телевидение, и радио представляют собой и модель межличностного общения, и модель коммутативного взаимодействия - это и опосредованное общение с адресатом, и личное общение с участником телевизионной передачи или радиопередачи. Специфика Интернет-СМИ связана с возможностью обратной связи и непосредственного участия адресата в процессе коммуникации (интерактивность), использованием различных элементов в едином смысловом пространстве (модульность), а также конвергенцией, приводящей к созданию гибридных форм текста. Однако в Интернете есть как официальные источники информации (сайты государственных учреждений, телеканалов, электронные версии газет), так и неофициальные, например, блоги. В них пользователи выражают личное мнение, а в некоторых случаях нарочно не упоминают конкретные факты либо размещают заведомо ложную информацию. В связи с этим в 2014 г. в России был принят Закон о популярных блогерах России. Согласно этому Закону самые популярные блоги с большим количеством подписчиков и читателей приравниваются к СМИ и несут такую же ответственность, как и все зарегистрированные издания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.