Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массово-информационная природа СМИ. Характеристика аудитории журналистики.






В теории журналистики понятие «массовая информация» является базисным (такую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в политэкономии - «товар»).

При рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них - сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» как начальной категории знаний о журналистике. Например, кажется, что в большом тексте информации больше, чем в маленьком. На самом деле часто бывает так, что в маленькой заметке информации для аудитории содержится гораздо больше, чем в большой по объему статье. Или: чтобы передать мысль как можно точнее, кажется, нужно как можно шире использовать лексические возможности языка. Но это зачастую приводит к затруднению понимания смысла сообщения какой-то частью аудитории.

Вторая трудность - это многозначность употребления в повседневной жизни слов «массовая» и «информация». Определение «массовая» кроме основного значения иногда употребляется для обозначения низкого качества («массовая продукция») или «массовая культура» рассчитанного на нетребовательный вкус продукта духовного производства. Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» теряет негативные оттенки.

Массовая информация, наряду со специальной (соответствующей профессиональным занятиям) и индивидуально-личностной (уникальный личный опыт, знания, представления) в их сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности.

Слово «информация» в журналистике также используется неоднозначно, традиционно употребляясь в трех тесно связанных между собой значениях: это совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях; наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (заметка, отчет, репортаж, интервью); «информацией» иногда называют жанр заметки. То, что в журналистике традиционно принято называть «информацией» - это только событийная информация, сведения о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей - событийной информацией.

Три необходимых условия информативности:

Первое – новизна информации, наличие в ней сведений, которыми еще не располагает читатель. Чрезвычайно важно при этом работать с уже известной аудитории информацией (напоминать, актуализировать) - повторение должно быть вариативно. Неэффективна как абсолютно банальная, так и абсолютно оригинальная информация.

Второе условие информативности – доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией. Журналист прежде всего должен пользоваться доступным аудитории языком. Для этого журналист должен знать этот язык аудитории, ясно понимать смысловое наполнение слов, уставляющих ее лексический запас. Журналисту должна быть свойственна ориентация на эмо­циональный опыт аудитории и соответствующий образный язык.

Третье, чтобы донести свою мысль адекватно, требуется ориентированность журналиста в социальной позиции собеседников, знание их образа мысли, «менталитета» аудитории.

Аудитория СМИ — совокупность людей, пользующихся и привлекаемых определенным типом средств массовой информации (газетами, радио), либо публика конкретного СМИ (периодического издания, радиостанции), либо потребители единичного текста или медиатекста (радиопередачи). Аудиторию следует характеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. В аудитории СМИ, как правило, «перемешиваются» несхожие по социально-демографическим признакам люди, и единственное, что их роднит, – это интерес к данному источнику информации.

Величина аудитории – показатель социальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации. Завоевание всё более широкой аудитории для источников информации представляет один из важных практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Одним из важнейших факторов, определяющих качественные характеристики аудитории – уровень образования. Он оказывает прямое влияние на выбор аудиторией того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации.

Выделяют первичную и вторичную аудиторию. Первичная аудитория – это аудитория, получающая информацию непосредственно из СМИ. Первичная аудитория транслирует полученную из СМИ информацию для тех, кто непосредственно со СМИ не контактировал. Так образуется вторичная аудитория

13.Деонтология журналистики. Ответственность журналиста: социальная, гражданская, юридическая.

ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ – (от греч. deon – долг, должное + logos – учение) – система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ.

Этика и право. Источник правовых норм – государственные институты, органы законодательной власти. Этические стандарты формулируются самими профессиональными сообществами. Соблюдение этических норм контролируется советами и комиссиями по этике, они не обладают силой в административном понимании, но могут обязать принести извинения или изолировать от коллектива. Право носит обязательный и всеобщий характер: Закон «О СМИ» - действует на всей территории и для всех. Договоренности об этических вопросах могут быть не приняты определенной организацией и действуют на разных уровнях: от редакции до наднационального уровня: (Германия – Кодекс прессы, не действует в РФ, Кодекс чести Кубанского журналиста).

В идеальном случае моральные принципы закрепляются в законодательстве, и тогда между этикой и правом не возникает разногласий. Нет необходимости дублировать в этических документах положения государственных нормативных актов.

Органами самоконтроля журналистская корпорация признает Совет по профессиональной этике Союза журналистов России и соответствующие советы (комиссии) региональных союзов. Никакие иные органы или организации не имеют на это полномочий. С другой стороны, нарушение норм этических кодексов не может служить основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности.

Декларация принципов поведения журналиста (Международная федерация журналистов). Она была принята в 1954 г. и с тех пор рассматривается мировым профессиональным сообществом как признанный стандарт для сотрудников СМИ:

1. Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: • плагиат; • умышленное искажение фактов; • клевету, оскорбление, необоснованное обвинение; • получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

9. Журналист считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.