Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.






На заре российской журналистики первую сводку черт личности и правил поведения журналистов сделал М. В. Ломоносов в «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении или сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», опубликованном в 1755 г. В этой научной работе приводятся семь правил, которым должен руководствоваться журналист. Автор выделяет, что журналист не должен иметь предубеждений и предвзятости, спешить с осуждением гипотез, красть чужие мысли и суждения и переоценивать свои возможности. Несмотря на то, что Ломоносов формулировал эти правила для журналистов, пишущих о научных исследованиях и открытиях, они практически универсальны для любой журналистской специализации.

Основные психологические характеристики журналиста: - высокая скорость, быстрота мышления, высокий уровень оперативной и фундаментальной памяти, высокая работоспособность, высокое чувство социальной ответственности, чуткость к новому, фундаментальная база знаний, языковые способности, аналитические способности (умение выявить главное), прогностический характер, транспрофессионализм (способность связывать различные профессии), умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, объективность, умение привлечь внимание аудитории, убедить её, эрудиция, ярко выраженные литературные способности, аналитические способности, и т.д.

5. Понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.

Универсальный журналист – это «тот, кто обладает отточенным пером, разбирается в основах верстки, может раздобыть рекламу. Ему доверяют роль дежурного редактора, он не бросит коллег в беде. Он всеобъемлющ» (словарь Э.П. Кессарийскийского). Сегодня под универсальным журналистом все чаще понимается журналист, способный готовить материалы для разных СМИ. Понятие «универсальный журналист» сегодня очень популярно и среди отечественных экспертов. Их многие статьи, в которых поднимается тема журналистского образования в условиях развития информационных технологий, сводятся к вопросу о том, должен ли современный журналист уметь одинаково хорошо готовить текстовые, видео, -аудиоматериалы, уметь мыслить мультимедийно. На факультете журналистики МГУ «стремятся воспитать … универсального журналиста, знающего законы журналистики бумажной, аудиовизуальной, электронной». Личностные качества журналиста как основа специализации – смотри вопрос 4«Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста»

Свобода слова как основа обеспечения независимости СМИ. Творческая свобода журналиста (явная-скрытая, реальная-надуманная). Свобода и ответственность журналиста (на примере выбора тем, подходов к их разработке).

Свобода слова — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения, как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (агитации). Это право упомянуто в ряде международных и российских документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29). Правовые нормы государств обычно регулируют ограничения на свободу слова на своей территории. Согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели.

Первый опыт создания демократического Закона СССР " О печати и других средствах массовой информации" был предпринят в 1991 г. Именно там была сделана первая попытка законодательного определения свободы печати и была провозглашена недопустимость цензуры. В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации " О средствах массовой информации", в котором гарантии независимости и свободы СМИ1 от государства получили дальнейшее развитие. Свобода массовой информации и запрет цензуры закреплены также и в статье 29 (п.5) Конституции РФ. В этой же статье Конституции каждому гарантируется " свобода мысли и слова" (часть 1), " право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (часть 4), недопустимость принуждения человека " к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них" (часть 3). Безусловно, независимость СМИ от идеологического контроля государства и правовое регулирование этих отношений чрезвычайно важны. Однако не менее важным являются осмысление и правовое регулирование взаимоотношений СМИ и гражданина.

7. Журналистика в системе социальных институтов. Журналистика как «четвертая власть».

Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. В демократическом обществе определяющими являются три подструктуры: гражданская, государственная, экономическая. Журналистика, функционирующая на развитых демократических началах, является мощным фактором формирования, поддержания, укрепления и развития демократии (а иногда и спасения ее). Притом своими специфическими средствами.

Журналистика как 4 власть - словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе». Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.

8. Службы паблик-рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.

Пресс-служба — подразделение госучреждения, органа власти, суда, корпорации, крупной или средней фирмы, осуществляющее взаимодействие данной структуры с прессой и прочими СМИ. Пресс-служба решает две задачи: обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой ею организации; создает оптимальные условия для работы (и отдыха) аккредитованных журналистов. В зависимости от объёма работ связи со СМИ могут выполняться следующими специалистами: пресс-специалистом (пресс-секретарем); пресс-бюро; отделом по работе с прессой; пресс-службой или пресс-центром; службой PR (непосредственно её руководителем); внештатным работником или внешней консультативной фирмой. Цель пресс-службы как структурного подразделения заключается в передаче «нужной» информации в «нужное время» на самых разных уровнях.

Особенности функционирования: советы, консультации по вопросам, связанным со спецификой организации; Коммуникационная работа — охватывает информирование внешних групп общественности о компании, её деятельности с помощью различных средств коммуникации. Цель любой пресс-службы - формирование и поддержка положительной репутации. Все остальное - задачи, направленные на выполнение поставленной цели.

9. Журналист в экстримальных ситуациях: смелость, ответственность, умение выделить причины и объяснить их.

Журналисту, работающему над освещением хода боевых действий, специальных операций по борьбе с терроризмом, мероприятий по ликвидации последствий катаклизмов природного и техногенного характера, постоянно приходится решать для себя нелегкую проблему определения главенства информации над этикой или этики над информации.

Профессионализм требует от журналиста максимально полной и объективной передачи полученного материала, а этические установки накладывают на него определенные ограничения.

Различными российскими и международными общественными организациями разработаны правила работы журналиста в экстремальных ситуациях. Наиболее концентрировано они выражены в документе, который называется: «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции». Документ принят Федеративным Советом Союза журналистов России 30.10.2001 г.

При сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв. Он должен:

- не подвергать своими действиями риску заложников и потенциальных жертв, а также свою жизнь;

- избегать прямых контактов с террористами;

- проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;

- избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия;

- помнить, что спасение раненых и пострадавших, а также освобождение заложников имеют приоритет перед правом информирования общественности;

- собирать, анализировать и сопоставлять информацию из всех возможных источников, согласовывать свои действия с правоохранительными органами, если в результате действий журналиста жизнь заложников и потенциальных жертв могут быть реально и непосредственно подвергнуты опасности;

- не брать на себя роль посредника между террористами и правоохранительными органами;

- не предлагать террористам, заложникам, беженцам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

- не брать интервью у террористов во время совершения ими террористического акта;

- незамедлительно предать гласности ставшую ему известной информацию о готовящемся террористическом акте.

Журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции:

- полно и точно рассказывать о террористических актах и борьбе с терроризмом;

- стараться не стать рупором для выражения взглядов и программы действий террористов;

- избегать прямой трансляции интервью с террористами, такая трансляция может быть использована террористами для передачи тайных сигналов своим единомышленникам;

- стремиться к тому, чтобы изложение журналистом требований террористов было свободно от пропаганды терроризма;

- пытаться сохранить баланс между правом аудитории СМИ знать правду о подробностях террористических актов и правом обвиняемых в терроризме на беспристрастный суд;

- сопровождать сообщения о террористических актах точной информацией о фактической подоплеке событий: раса, вероисповедание, национальность или занимаемое положение террористов и их жертв следует сообщать только если они имеют существенное значение, иначе это дискриминация – одна из причин терроризма.

- не допускать монтажа фото- и видеоматериалов, который может исказить представление аудитории СМИ о реальных событиях;

- воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия;

При работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности. Вот почему он обязан:

- поставить в известность руководителя контртеррористической операции о своем намерении освещать события;

- в случае, если от руководителя контртеррористической операции поступит предложение использовать журналиста как своего агента, отказаться от этого предложения как противоречащего миссии журналиста;

- иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение;

- стараться укрыться при перестрелке, не разгуливать в зоне видимости террористов;

- журналист вправе самостоятельно решать свою судьбу и, либо попытаться остаться нейтральным наблюдателем, либо взять в руки оружие и вступить в бой;

- в случае захвата в заложники немедленно заявить о своей профессиональной принадлежности, не обещать выкуп, постараться передать в редакцию пленки и видеозаписи, сделанные в ходе работы.

Именно на журналисте лежит обязанность оценки последствий для аудитории. В последнее время психологи обращают внимание специалистов и широкой общественности на явление, которое получило название «травмогенность» освещения прессой боевых действий, террористических актов и катастроф. Среди усиливающих факторов:

- показ человека «врасплох» в момент острого горя, паники или отчаяния;

-демонстрация пыток, моральных и физических издевательств;

-прямое или косвенное оправдание действий агрессора;

-показ торжества и безнаказанности насильника;

-предоставления слова насильнику;

-дискредитация нации, призывы к коллективному покаянию и искуплению;

-дискредитация спасателей в момент проведения операции;

-акцент на чувстве страха и беспомощности среди жертв, на абсурдности происходящего, на неорганизованности применяемых мер, бездействии властных, силовых, изображение ситуации как безвыходной;

- после завершения операции или по ходу ее проведения акцент на жертвах, а не на победе;

Среди снижающих:

- представление проблемы как решаемой, предложение конструктивных решений;

-вера в будущее, ориентация на преодоление трагедии;

-примеры стойкости и мужества людей, попавших в экстремальную ситуацию.

- акцент на активных действиях по разрешению ситуации;

- выражение поддержки спасателям и властным структурам;

-призыв к единению всех сил общества, показ солидарности людей;

-информирование о ходе решения проблемы вплоть до полного ее разрешения;

- после завершения операции акцентирование внимания на победе и спасенных (а не на жертвах).

Журналистскими сообществами разработано на этот счет немало рекомендаций, имеющих свою специфику. В каждой редакции, корреспонденты которой работали в горячих точках, существуют на этот счет свои правила и нормы. Какой именно список возьмет для себя за основу журналист не так принципиально, они отличаются друг от друга разве что стилем и последовательностью изложения. Важно понимание журналистом необходимости соблюдения этических норм и умение сочетать их со своими морально-нравственными установками, голосом своей совести.

10. Понятие «функции» применительно к журналистике. Характеристика их особенностей и взаимосвязи.

Функции (лат. functio - «обязанность», «назначение», «исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

1. Коммуникативная функция (лат. communicatio - «путь сообщения», «форма связи») - функция общения, налаживания контакта. Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Не только устанавливается контакт Журналистика – Массовая Аудитория и/или Журналистика - СоцИнституты, но и происходит первичное знакомство МА и СИ с Ж как носителем информации. После установления контакта, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить информационную политику. При позитивном результате устанавливаются прочные связи Ж МА и Ж СИ обоюдозначимого характера. И журналистика, реагируя на состояние, запросы и потребности своего «контрагента», должна постоянно корректировать характер этих связей с миром - усиливая и расширяя; или, наоборот, сужая и ослабляя их.

2. Непосредственно-организаторская. Для взаимоотношений с СоцИнститутами - это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых определенным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом. В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. И хотя ее «властные полномочия» пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений должностных лиц.

3. Идеологическая или социально-ориентирующая. Для взаимоотношений с Массовой Аудиторией первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, что достигается характером и мерой информированности аудитории.

4. Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагаются» культуроформирующие функции СМИ. Формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д.

5. Как бы на периферии системы функций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочная - удовлетворение утилитарных запросов (покупки, ремонт и т.д.), а также и информационное обеспечение мира увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).

6. Рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлекательными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не исключена вероятность и значимого заряда идеологического характера).

Функции журналистики: система и взаимодействие

Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достойных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики. Все функции практически реализуются в единстве, комплексно. Наглядное свидетельство тому - номер газеты или программа телевидения, в которых задействованные произведения (материалы) реализуют всю совокупность функций. Текст может быть монофункциональным, хотя в нем неизбежно (пусть слабо) могут быть реализованы и другие функции. Есть тексты с доминирующей функцией, когда превалирует главная функция, но различимы и другие. Третий тип составляют полифункциональные тексты, в которых более или менее равноправно реализуется несколько (или даже вся совокупность) функций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.