Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ практики оказания социальной помощи бездомным в России




В настоящее время в России не существует и сколько-нибудь достоверной статистики фактически бездомных. Учёт бездомных осуществляется различными ведомствами, поэтому, в условиях отсутствия чёткого определения понятия «бездомный», в каждом отдельном случае объект исследования трактуется по-разному и используются различные методы подсчёта [11, с.55]. Регистрационный учёт бездомных, решение вопросов получения и восстановления документов бездомными гражданами. Проблема восстановления утраченных документов (прежде всего паспорта) затрагивает в первую очередь представителей фактической бездомности. В случае утраты документов (в том числе и с отметкой о регистрации) представителем любого типа бездомности, это направление деятельности становится ведущим, поскольку либо позволяет избежать многочисленных проблем правового характера, либо предохраняет от бездомности.Восстановление главного документа, удостоверяющего личность, для лиц без определённого места жительства затруднено рядом обстоятельств. Во-первых, существует финансовый порог, для ряда бездомных не преодолимый. Другой причиной, затрудняющей получение паспорта, является неподтверждённое гражданство РФ. Существуют и бюрократические преграды восстановления документа, удостоверяющего личность. К таковым относится сложность сбора необходимых справок и документов, а также длительность ожидания ответов на запросы, рассылаемые в различные инстанции. Отсутствие в законодательстве чётких дефиниций отдельных понятий создает условия для самостоятельной их трактовки чиновниками, что нередко приводит к ущемлению прав граждан. В настоящее время юридически не определены такие понятия, как «бездомный», «бездомность», «фактическое место жительства», «жильё». Не менее серьёзен и психологический барьер, препятствующий активному и своевременному обращению фактически бездомных в паспортно-визовые службы и другие инстанции. В первую очередь такого рода препятствие возникает перед людьми с длительным стажем уличной бездомности с явными внешними признаками такого состояния, перед людьми, имеющими низкую самооценку, являющуюся результатом осознания собственной ущербности из-за инвалидности, алкогольной зависимости, перенесённого унижения и т. п., а также перед бездомными, не имеющими или утратившими коммуникативную и правовую компетенцию.Принимая во внимание весь комплекс барьеров, от финансовых до моральных, который вынуждены преодолевать бездомные при восстановлении паспорта гражданина РФ и регистрации по месту пребывания, следует обозначить необходимые действия, направленные на устранение этих препятствий, на сокращение срока ожидания результатов, а также на облегчение положения бездомного в период восстановления документов оформления регистрации [17, с.55]. Как уже отмечалось, для многих бездомных вопрос восстановления документов осложнён необходимостью материальных затрат (внесение госпошлины, оплата фотографий). На федеральном уровне никакие меры, призванные снять материальную зависимость бездомных при оформлении документов, не предусмотрены, однако на региональном уровне можно обнаружить положительный пример решения данного вопроса. Предложение в территориальные органы социальной защиты, к главам муниципальных образований и сельских поселений о возможном предоставлении бездомным социального пакета, в который бы входила оплата необходимых для восстановления паспорта расходов, было сделано в С-Пб и Лен. области [23, с.56].Ещё одно из важнейших мероприятий по обеспечению бездомных минимальными правами, необходимыми во время восстановления утраченных документов, предпринято всё в том же Санкт-Петербурге. Примером уникального и относительно удачного решения этой проблемы являются справки, выдаваемые Санкт-Петербургским государственным учреждением «Городской пункт регистрации граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (СПб ГУ «ГПУ») и Санкт Петербургской региональной благотворительной общественной организацией «Ночлежка» (СПб РБОО «Ночлежка»), подтверждающие статус бездомного, заменяющие документы, удостоверяющие личность установленного образца, и являющиеся свидетельством временной регистрации. Напомним, что в других регионах справки о временной регистрации по месту фактического пребывания выдаются социальными учреждениями регионального или муниципального подчинения. Не всегда пункт регистрации способен обслужить всех нуждающихся [28, с.56]. Так, например, в Петрозаводске временную регистрацию можно оформлять в мэрии только тем, кто проживает в муниципальном учреждении «Дом ночного пребывания», располагающем несколькими десятками мест, между тем людей, которым необходима регистрация, несколько тысяч. Кроме того, недостатками таких документов является то, что они действительны только в отдельном регионе и, как правило, только на определённый срок, и не обладают реальной юридической силой, а признаются зачастую в силу авторитетности организации, выдающей эти документы, или в силу неофициальных межведомственных договорённостей [31, с.56].В заключении можно сказать, что для того, чтобы помочь бездомным, существующим в рамках стратегии выживания сменить стратегию, необходимо совместить услуги, востребованные в рамках стратегии ресоциализации, с услугами, востребованными в рамках стратегии выживания (например, оказывать правовую и психологическую помощь непосредственно в местах обитания бездомных, в благотворительных столовых и т.п.). Важнейшим условием для изменения личной стратегии является изменение качества жизни бездомного. Если в результате получения помощи качество жизни бездомного не меняется, трудно ожидать позитивного изменения его личной стратегии. Говоря о бездомном как о социальном больном, социальном инвалиде, уместно будет вспомнить один из основных врачебных принципов: «Лечить надо не болезнь, а больного». В каждом конкретном случае с каждым конкретным бездомным должна разрабатываться индивидуальная программа ресоциализации, учитывающая как правовые аспекты конкретной ситуации, в которой оказался человек, так и его личные качества (состояние здоровья, уровень интеллекта, темперамент и т.п.).

 


 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.